Vaporetto в Венеции

Vaporetto (вапоретто) — это основной вид общественного транспорта в Венеции. По-английски эти суда называют water buses, а по-русски — речными трамваями, хотя определение «речной автобус» явно подходит лучше. С трамваями у этих посудин нет практически ничего общего, а с автобусами они схожи тем, что перемещаются благодаря сжиганию топлива.

Vaporetto_Venezia1Vaporetto бывают нескольких разновидностей; вместительность и планировка варьируются в зависимости от модели судна. У любого vaporetto есть просторный «тамбур» (площадка), закрытый крышей, но без боковых стекол. За тамбуром располагается большой закрытый салон с полноценным застекленными окнами и множеством сидячих мест, а за салоном — небольшая площадка на корме с десятком сидений. Кроме того, несколько сидений есть на носу судна.

Venezia sunКак правило, места на корме и носу занимаются туристами в первую очередь, потому что с них открывается очень хороший обзор. В дождливую погоду, однако, количество желающих сесть на корме резко уменьшается, так как дождь туда захлестывает (окон нет, хотя крыша имеется); более того, многие сиденья на корме в дождь становятся мокрыми. Стоит добавить, что самых лучших мест на корме всего 4, а остальные расположены полукругом и обращены к носу судна.

Vaporetto-korma

Vaporetto-safetyВысадка и посадка пассажиров производятся только с площадки-тамбура. Причалы расположены по обеим сторонам каналов, поэтому вапоретто может причаливать то одним боком, то другим. Смотрите карту перед поездкой и старайтесь не вставать на ту сторону площадки-тамбура, с которой на следующей остановке будут производиться высадка и посадка пассажиров.

На некоторых вапоретто (на тех, что ходят на сравнительно дальние расстояния — например, Бурано и Торчелло) есть туалет.

Посадка и высадка

Помните железное правило: сначала все выходят, потом все заходят. Не пытайтесь прорваться на вапоретто, если видите, что вышли не все желающие.

Как правило, в часы пик (да и в другое время зачастую тоже) на вапоретто стремится попасть очень много народу. Часто площадка-тамбур водного автобуса забивается битком, хотя, конечно, в салоне еще бывают свободные «стоячие» места. Для того, чтобы в таких битком набитых вапоретто пробраться к выходу и/или понять, что от вас хотят другие пассажиры, стоит освоить небольшой лексикон:

  • Scusi (скузи) — извините (можно и нужно говорить, когда вы пробираетесь через толпу)
  • Grazie (грацие) — спасибо (нужно говорить, когда кто-то сторонится, пропускает вас и тем более если кто-то помогает вам)
  • Io scendo (ио шендо) — я выхожу (нужно отвечать, если кто-то пытается перелезть через вас, стремясь выйти на ближайшей остановке, а вы тоже выходите — либо если вас спрашивают, выходите ли вы)
  • Scende? (шенде) — выходите? (на подобные вопросы можно просто ответить si (да) или no (нет))
  • Non parlo italiano (нон парло итальяно) — я не говорю по-итальянски (если вы не понимаете, что от вас хотят и не говорите по-итальянски). После этой фразы попробуйте переключиться на английский.

 

Маршруты и расписание

Маршрутов вапоретто не так уж мало, но, как правило, туристам нужны только некоторые из них. Самые популярные — это №1 и №2; кроме того, вероятно, вам окажутся полезными №12, №4.1/4.2, №5.1/5.2. Кому-то будет кстати маршрут N (ночной) и, вполне возможно, вапоретто, которые ходят из аэропорта/в аэропорт.

Практически на всех причалах есть табло, на котором указаваются ближайшие рейсы и время, оставшееся до их отправления. Интервалы движения сильно зависят от конкретного маршрута, а также от времени суток. Некоторые вапоретто (например, 1-й) ходят с интервалами порядка 10 минут, некоторые (например, 12-й) — с интервалами более получаса. Расписание указано на каждом причале; обращайте особое внимание на направление движения.

Добавлю, что вапоретто не ходят по маленьким узким каналам. Вы можете проехаться на этой гигантской моторной посудине вокруг основной части Венеции, а также по Большому каналу и каналу Каннареджо. И, конечно, съездить на чуть отдаленные от основной Венеции острова: Бурано, Торчелло, Мурано, Маццорбо и т. д.

Стоит иметь в виду еще два момента. Первый: вапоретто — это весьма медленный транспорт, особенно если речь идет о маршрутах со множеством остановок (например, жутко неторопливом №1). В ряде случаев разумнее пройтись пешком, нежели идти до причала, ждать катер и сколько-то там еще на нем плыть, а потом от причала идти до места назначения.

Второй момент: в вапоретто нет ничего особо романтического или волшебного, и со знаменитой гондолой, например, у этого вида транспорта мало общего. Это простые «рабочие лошадки». Ну а уж в дождливый пасмурный день прогулка на вапоретто именно ради прогулки — это весьма сомнительное удовольствие…

Venezia rainPiazzale RomaНекоторые вапоретто, кстати, выглядят весьма потасканными. Вот типичный пример (работающий на маршруте вапоретто, не какой-нибудь там списанный):

Vaporetto_Venezia

 

Причалы

Причалы в Венеции очень легко распознать: павильоны на них окрашены в белый цвет и снабжены ярко-оранжевой полосой. Некоторые причалы — это, по сути, целая большая система из нескольких причалов и павильонов (например, Ferrovia и Piazzale Roma), другие причалы — поменьше, но тоже «составные» (например, Burano, Guglie), наконец, третьи — очень маленькие (например, S.Samuele, Rialto Mercato).

Murano Faro

S SamueleНа таких вот очень маленьких причалах будьте внимательны: в одном и том же месте там останавливаются вапоретто и в ту, и в другую сторону. На причалах побольше направления разведены, но все равно нужно быть внимательными и обращать внимание на таблички и табло.

S Marcuola VeneziaНа очень больших причалах (системах из нескольких причалов) нужно быть терпеливыми: возможно, к причалу именно того маршрута, на который вы хотите сесть, придется идти несколько минут от того причала, где вы находитесь сейчас (хотя название у причалов будет одно и то же).

Prichal-Venezia

 

Виды билетов и цены

Я привожу информацию только о туристических билетах; билеты для местных жителей стоят гораздо дешевле. Говорят, что так сделано специально, чтобы хоть как-то сдерживать туристический поток в Венеции. Вапоретто даже и при таких очень немаленьких ценах для туристов зачастую ходят забитые битком.

Итак, вот какие существуют в Венеции билеты на вапоретто:

  • Билет, который действителен 75 минут с момента первого прохода (не покупки!) – 7,5 евро
  • Безлимитный проездной на 24 часа с момента первого прохода (не покупки!) – 20 евро
  • Безлимитный проездной на 48 часов (2 суток) — 30 евро
  • Безлимитный проездной на 72 часа (3 суток) — 40 евро
  • Безлимитный проездной на 7 суток — 60 евро
  • По желанию за дополнительную плату в 6 евро на карту включается одна поездка из аэропорта или в аэропорт (две поездки — 12 евро) — но имейте в виду, что это поездки на автобусе («аэробусе»)
  • Безлимитный проездной на 72 часа для обладателей Rolling Venice Card — 22 евро (Rolling Venice можно купить в кассах ACTV, она стоит 6 евро, доступна только тем, кому меньше 30 лет)
  • Поездка на катере Alilaguna из аэропорта Марко Поло или в аэропорт — 15 евро (туда-обратно — 27 евро); если вам нужно добраться только до Мурано, то цены будут 8 евро (в один конец) и 15 евро (туда-обратно)

Все вышеуказанные билеты действительны на большинстве маршрутов вапоретто, за исключением №16, №19 и Alilaguna. На маршрут №12, который следует на Торчелло через Мурано, Маццорбо и Бурано, эти билеты действительны.

Безлимитные проездные действительны и в автобусах Венеции / Местре (за исключением маршрутов, которые следуют в аэропорт или из него).

Билеты можно купить в кассах ACTV (венецианской компании, которая управляет общественным транспортом) на ряде причалов; в автоматах на некоторых причалах; в табачных и газетных киосках; онлайн; на борту перед посадкой (только «разовый» билет/если на причале нет кассы и автомата).

 

Турникеты, контроль, штрафы

На многих причалах турникетов нет; на некоторых они есть, но выглядят очень хрупко и при желании под ними можно легко пролезть. Правда, этого никто не делает — уже хотя бы потому, что размер штрафа за безбилетный проезд в Венеции в 40-150 раз превышает стоимость стандартного билета. Иными словами, штраф чрезвычайно большой: от 300 евро, а в отдельных случаях более 1000 евро. Вообще, вероятность того, что вас поймают и вам придется заплатить штраф, совсем невелика, но все же рисковать не стоит.

Помните, что билет (даже если это безлимитный проездной) необходимо валидировать каждый раз при посадке на вапоретто. Каждый раз! Около причалов висят специальные штуки, к ним достаточно поднести билет, и он отметится в базе; на экране при этом возникнет информация о том, до какого времени этот билет действителен. Если вы не провалидировали свой билет, вас могут оштрафовать.

S Samuele and taxi

 


 

5 Replies to “Vaporetto в Венеции”

  1. Большое спасибо за такой подробный и иллюстрированный комментарий. После него как-то более или менее прояснилось. Нам, как едущим в Венецию в первый раз, важны все подробности. Например, о том, что валидировать нужно каждый раз. Понравился также совет, о том, что пешком может быть лучше и быстрее в ряде случаев, чем на вапоретто.

    • Рад, что статья оказалась полезной! Удачной поездки!

  2. Здравствуйте! Подскажите , проездной на вапоретто купленный в Венеции , будет действителен в автобусе Лидо-ди-Езоло? Спасибо!

    • Здравствуйте!

      Если Вы покупаете проездной на 1, 2, 3, 7 суток, то он будет действителен в автобусах на Lido di Venezia, а вот на автобусах Lido di Jesolo нет, так как это уже коммуна Jesolo. Там и транспортная компания другая, не ACTV, а AVTO.

  3. Очень полезная информация. Спасибо , Дмитрий.