О моде

Мода – это естественное для человечества явление, которое, как мне кажется, помогает людям и выживать, и развиваться. Некоторые люди, правда, относятся к моде скептически, но зачастую это происходит потому, что само слово «мода» часто понимают однобоко – как нечто авангардное, неординарное, выходящее за рамки обыденности.

модные носки

Есть у слова «мода», однако, и другие определения. Например, согласно одной из трактовок Харди Эмиса, мода – это то, «что носит большинство людей в данный период времени» (Харди Эмис, М.: Слово, 2012, с. 73). Дальше Эмис развивает эту мысль и замечает, что в моде «проявляется стремление людей быть похожими друг на друга. Это своего рода братство. Иначе говоря, если вы не идете в ногу с модой, то можете стать аутсайдером». Обращаю особое внимание на то, что это фраза не означает, что аутсайдерами становятся те, кто игнорируют модные и известные бренды или вещи последних коллекций.

модная одежда

А вот другая моя любимая цитата – из книги Тима Ганна. Там он цитирует газетную статью, в которой были приведены слова директора сети магазинов одежды: «культура покупателей такова, что они хотят выглядеть как все». (М,: Колибри, 2014, с. 43). Собственно говоря, после прогулки по городским улицам (совсем необязательно в России!) становится понятно, что в общем и целом это действительно так. Большинство людей (особенно мужчин) не хотят выделяться и предпочитают одеваться неброско, сдержанно, просто, предпочитая джинсы синих тонов, голубые и белые рубашки, трикотаж нейтральных цветов, черную обувь, чёрные носки, тёмные куртки и так далее. Даже если кто-то надевает довольно яркую вещь, то это, с высокой долей вероятности, будет изделие очень популярного фасона и кроя.

Сам феномен моды, как мне кажется, обусловлен человеческой природой. У людей очень высокий уровень социальной организации, они склонны жить в группах того или иного рода, причём зачастую со сложной иерархией. У животных, некоторые из которых тоже могут этим похвастать, очень ограниченные возможности по посылу друг другу тех или иных сигналов. У людей эти возможности гораздо шире, так как они, в отличие от животных, могут производить, использовать и носить самые разнообразные вещи (будем считать, что это компенсация за то, что у нас нет хвостов). Одежда – это один из важнейших способов подачи тех или иных сигналов. Она посылает их даже тогда, когда вы об этом вообще не задумываетесь.

модный костюм

Какие именно сигналы может посылать одежда? Приведу только некоторые примеры: «плевать я на вас всех хотел», «я такой, как все», «я похож на вас», «я очень позитивен», «я не такой, как все», «я вас очень уважаю», «я люблю комфорт», «я богат», «я беден», «мне наплевать на эстетику», «я скромен»… При желании этот список можно продолжать очень долго, причём необходимо заметить, что представителям одной социальной группы может предназначаться один сигнал («плевать я на вас всех хотел»), а представителям другой группы — противоположный («я похож на вас и уважаю вас»).

модные джинсы

Ради безопасности и комфорта в общении большинство людей сознательно или подсознательно выбирают такую одежду, которая не вызовет отрицательных эмоций у подавляющего большинства окружающих и вызовет положительные или нейтрально-положительные эмоции у тех, с кем тот или иной человек регулярно общается. Возможно, мир устроен таким образом для того, чтобы люди смогли эффективнее выживать – дело в том, что общепринятая одежда практична, обеспечивает нормальную защиту от непогоды и неблагоприятных воздействий окружающей среды, а также не вызывает рябь в глазах и не способствует рассеиванию внимания окружающих. Думаю, что большинство людей генетически «запрограмированны» на бессознательный выбор одежды «примерно как у всех» (а эта «программа», понятное дело, всё равно допускает огромное количество вариантов вещей). Таким образом, мода является неотъемлемой частью человеческой цивилизации.

Некоторые люди (обычно молодые) сознательно или подсознательно проявляют протест по отношению к общепринятым нормам или же пытаются их изменить / нарушить. Весьма вероятно, что и здесь проявляется логика устройства мира: для того, чтобы человечество развивалось, ему необходимо движение вперед, переосмысление старого, изобретение нового (возможно, более удачного и успешного). Новаторам противостоят консерваторы, но если аргументы оказываются убедительными для многих людей, а сами изобретения полезными, то консерваторы терпят поражение… и мода идёт вперёд. Если же изобретение дурное, то общество (в идеале) его не принимает. Вы изобрели супертонкий кошелёк? Пожалуйста! Вы изобрели некий универсальный комбинезон, похожий на мешок для мусора? Ну его нафиг!

модные кошельки

Очень многие люди задумываются над тем, что скажут или подумают о них и об их одежде/обуви другие люди. Это абсолютно естественно, и я не согласен с теми, кто предлагает вообще не думать о мыслях и мнениях других людей. Люди – это не леопарды, которые живут в одиночку, одежду вообще не носят и не заморачиваются переговорами и прочими делами (а переговоры на бытовом уровне бывают абсолютно у всех людей). Люди постоянно пересекаются друг с другом, общаются друг с другом, стараются кому-то понравиться и так далее. Если вам совершенно наплевать на мнения всех остальных людей, значит, вы нетипичный человек. Таких, как вы – меньшинство. И оно вовсе не является привилегированным: возможно, именно потому, что вам абсолютно наплевать на чужие мнения, вы не столь успешны, как могли бы быть.

Особо замечу, что даже те, кто заявляют, будто им наплевать на мнения других людей, могут неосознанно ошибаться. Более того, я уверен, что они всегда ошибаются! Широко известна цитата Коко Шанель «мне всё равно, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще». Эти слова вовсе не являются равнозначными фразе типа «мне наплевать на мнения всех людей». То, как Шанель жила, очень убедительно (для меня лично) показывает, что жила она в соответствии с базовыми нормами человеческого общества. Я не слышал, чтобы она появлялась на публике голой, купалась в фонтанах или ела мясо прямо руками, без вилки и ножа. Возможно, плевать она хотела на мнения даже всех конкретных людей, но люди всё равно оказывали на неё значительное влияние. Она была воспитана людьми, в свою очередь хорошо воспитанными! Но, как бы то ни было, именно её новаторский дух, её уверенность в себе и своей правоте позволили ей внести огромный вклад в развитие женской моды.

модное платье Шанель

Идём дальше — по направлению к модным показам. По своей природе людям свойственно регулярно общаться друг с другом. Для того, чтобы стать предметом разговора, дизайнеру придётся постараться. Думаю, что именно ради как можно более горячих обсуждений многие сегодняшние модельеры и выставляют на показы всякий эксцентричный трэшняк. Если вы представите такой же пиджак, как в прошлом сезоне, только на полтона светлее и с лацканами на полсантиметра шире, то никто на это не обратит внимание. Другое дело – если вы представите блестящее чудо-юдо с ассиметричным орнаментом невероятного масштаба. Об этом волей-неволей будут говорить, хотя необязательно в позитивном ключе.

модный костюм Бриони

Современная «высокая» мода, все эти показы, неординарные фасоны, сомнительные принты часто бывают оторваны от обычной жизни. Чего стоит только один негласный конкурс «найди ещё более худую модель, чем у меня». Игры с полами тоже выглядят странно – например, показ женской (!) коллекции 2011 года Жана-Поля Готье с участием молодого человека, который потом три года спустя сменил пол… Как можно привлечь к показу женской одежды худого юношу, который по анатомии всё равно отличается даже от худой девушки, не говоря уже, например, о женщинах с формами? Кому предназначается такая коллекция одежды? Наверное, главным образом журналистам и просто любителям поболтать. Хотя не всё так просто: сегодня вы мило поболтали, завтра заглянули в фирменный бутик посмотреть ради интереса, чем там торгуют в реальности… а еще через пару месяцев что-нибудь себе там прикупили — более приземлённое, разумеется.

модный показ

Нужно ли стремиться покупать одежду модных дизайнеров? Вряд ли. А модную одежду? Это зависит от того, что под ней понимать. Я бы рекомендовал одеваться в духе времени и не носить сюртуки начала XX века или галстуки шириной 15 сантиметров, которые одно время были в моде… однако смысла гнаться за вещами из последних коллекций разных дизайнеров я не вижу. Как гласит известное изречение, «модно то, что вам идёт». Следует подбирать одежду с учетом особенностей вашей фигуры, вашего лица, вашего цветотипа…. и, конечно, с учетом эпохи (так, мужчины сейчас не носят обтягивающие штаны до колен с длинными чулками, но имеют выбор из огромного количества моделей брюк и джинсов, которые выглядят вполне современно).

При этом не стоит забывать и о важном нюансе, который уже был упомянут в статье: ваша одежда посылает окружающим людям сигналы. Подумайте, какие именно сигналы вы хотите посылать в той или иной ситуации, мнение каких людей вам интересно, а каких – нет. Социальная иерархия иногда имеет значение, а иногда нет; в некоторых случаях есть смысл координировать одежду с ней, дабы добиться лучших результатов. И практически всегда есть смысл координировать одежду с окружающей обстановкой (скажем, одно дело — оперный театр, а другое — пикник).

Крейг в смокинге

В какой-то обстановке будет великолепно смотреться двубортный костюм с шёлковым галстуком, но есть и немало случаев, когда он неуместен и выглядит даже нелепо. Если вы хотите понравиться Ричарду Брэнсону, вряд ли вам стоит надевать строгий костюм и галстук, но если вы устраиваетесь на работу в инвестиционный банк, то они будут необходимы. С другой стороны, на пляже костюм будет выглядеть очень странно, зато к месту окажутся элегантные льняные или хлопковые шорты, если они прекрасно гармонируют с вашей фигурой.

костюм и мода

Того, кто решит одеваться значительно официальнее, наряднее или строже, чем окружающие люди, может ждать суровое испытание. В небольшом городе или посёлке такого человека могут считать выскочкой, подшучивать над ним и так далее. В этом случае остаётся либо снизить градус формальности или степень «стильности» одежды, либо пойти кардинальным путём: сменить обстановку и переехать в другое место, где одеваются лучше. Правда, может ещё быть шанс, образно выражаясь, перетянуть кого-нибудь на свою сторону.

Я бы сказал, что мода – это то, что соединяет вас с остальными людьми, с обществом или определенной социальной группой. Если вы игнорируете моду вообще, вы оказываетесь как бы вне общества или этой социальной группы, вы дистанцируетесь от них. Это же происходит и тогда, когда ваша одежда сильно отличается от одежды вашего окружения. Впрочем, у вас есть возможность сменить окружение и/или найти единомышленников. Иногда бывает и так, что это самое окружение вполне благосклонно относится к различиям в стиле одежды. В общем, возможны варианты.

В любом случае, не стоит воспринимать слово «мода» негативно. Это явление, которое существует в человеческом обществе уже очень давно, которое неразрывно с ним соединено и отражает его эстетические и практические предпочтения в тот или иной момент времени. Сами эти предпочтения могут казаться причудливыми и эксцентричными, но ирония заключается в том, что большинству членов общества или какой-то социальной группы в тот или иной момент времени всё это в целом нравилось. История моды – это история развития эстетических и прочих вкусов общества, и, я думаю, изучение факторов, которые оказали влияние на их формирование – задача очень увлекательная. История моды «пересекается» и с историей человечества вообще, и с социологией, и с психологией, и даже с биологией.

Под конец замечу, что мне кажется целесообразным разделение моды на собственно моду (примерное определение дано выше) и коммерческую моду. Коммерческая мода рекламируется в глянцевых журналах, на телевидении и в других местах. Коммерческая мода — это новые модели одежды каждый сезон, это показы на подиумах, это известные дизайнеры, это советы из серии «в тренде сейчас такие-то марки, в этом сезоне надо носить вещи таких-то цветов и такого-то кроя»…

Коммерческая мода может полностью соответствовать текущей моде, а может и опережать её (скажем, некоторые подиумные модели едва ли стоит носить в обычной жизни). Коммерческая мода — это когда вам впаривают то, что вам, возможно, не слишком хорошо подходит по крою или цвету; это когда в цене одежды огромную долю составляют всевозможные накрутки; это когда одежда из прошлогодней коллекции оказывается безнадежно устаревшей из-за того, что была по-идиотски скроена, а журналистам уже заплатили за то, чтобы они прорекламировали новую коллекцию и новый крой… и так далее. В общем, коммерческая мода — это то, что благоразумный и рационально мыслящий покупатель воспринимает с изрядной долей скептицизма.

 


 

8 Replies to “О моде”

  1. Не убедили. Согласен, что мода это не экстравагантность. Согласен, что покупать желательно актуальное. Дабы быть в обществе. Но вот хорошего, и даже нормального, в моде не увижу до тех пор, пока общество не перестанет быть настолько потребительским, меняя еще добротную крепкую вещь на другую такую же, только потому, что старая уже не модна. И я сейчас не о бабушкиных/дедушкиных шмотках, и даже не о родительских, а о тех, что куплены буквально в прошлом году.
    То есть речь не о покупках, а о их сроках. Пока они вынужденные — мода зло. И чем чаще это вынужденное проявляется, тем злее.

    • Это слишком узкое понимание моды. Вы понимаете моду однобоко, и об этом распространённом заблуждении я как раз писал в статье.

      Во-первых, ряд классических вещей, которые носили, например, еще в 1930-х годах, вполне укладывается и в рамки современной моды. Их запросто можно носить сегодня. Во-вторых, многие вещи к настоящему моменту изменились, но, смею предположить, в лучшую сторону. Стали бы Вы носить джинсы 70-летней давности из жесткой и грубой ткани? А оригинальные дафлкоты, которые были просто необъятными по размеру? А что бы сказали женщины о платьях XIX века с ужасно неудобными и стягивающими корсетами? А весьма специфическое нижнее белье начала XX века Вам бы понравилось?

      Каждый год (даже каждый сезон) меняется именно коммерческая мода, о которой я и отозвался негативно. Однако вы можете выглядеть актуально, элегантно и в соответствии с современной модой, не покупая новую одежду долгие годы. Есть вещи, которые остаются в моде очень долго (не зря же Ретцель назвал свою книгу Gentleman: A Timeless (!!!) Fashion, а Самойн Кромптон озаглавил свой блог Permanent (!!!) Style).

  2. Что значит не стоит покупать одежду модных дизайнеров? Так или иначе почти все бренды продают одежду, разработанную дизайнерами, в том числе и модными. Из последних покупок на mrporter: пальто Oliver Spencer, рубашка Michael Bastian, милитари штаны Battenwear (дизайнер Shinya Hasegawa). Это как то относится к модным дизайнерам?

    • Я писал о том, что вряд ли стоит стремиться покупать одежду у модных дизайнеров. Это не означает, что я не рекомендую ее покупать — я просто пишу о том, что необязательно делать делать покупки у модных дизайнеров.

      Бренды именно модных и раскрученных дизайнеров не так многочисленны, как может показаться на первый взгляд. Существует огромное число брендов качественной одежды, за которыми никакие модные дизайнеры не стоят.

      Кроме того, даже у модных дизайнеров бывают базовые вещи, которые долго не выходят из моды. У того же Майкла Бастиана они тоже бывают, но есть и что-то вроде такого — https://www.mrporter.com/en-ru/mens/michael_bastian/slim-fit-embroidered-stretch-cotton-pique-polo-shirt/634499?ppv=2 — и такое я уже, конечно, никак не могу рекомендовать, так как гораздо более универсальное поло более высокого уровня можно купить за меньшие деньги. А эта вещь у сторонников классических вещей вызовет недоумение, а у любителей и знатоков модных коллекций в 2019 году она вызовет мысль «ага, он надел вещь из позапрошлогодней коллекции».

      • На мой взгляд неплохое поло, не сказал бы что какое-то экстрамодное, вполне уместное на отдыхе. Правда за эту цену я куплю штук 6 отличных поло на yoox.

  3. По-моему есть как минимум два типа моды. Первый тип — революционная, когда идёт кардинальное преобразование внешнего вида большинства людей в обществе по каким-либо объективным причинам (например мода на короткие или выбритые в височной и затылочной областях прически во время войны, когда сколько-нибудь длинные волосы сильно мешали в бою. Вернувшиеся солдаты, будучи во многих случаях авторитетом своему окружению, «заражали» его. Пётр 1ый, насильно прививавший западную моду того времени для улучшения взаимоотношений между государствами). Ещё одна объективная причина — повышение численности населения в мире и ориентированность на массовое производство. Производство предметов гардероба, требующее высокой доли ручного труда, просто не может быть массовым на данном этапе, соответственно такие вещи не пользуются популярностью у большинства населения в связи с ценой и доступностью.
    Второй тип моды — это мода скоротечная, которая существует исключительно для того, чтобы стимулировать потребительский спрос на покупку одежды. Тут вариантов немного: либо делать откровенно дрянную одежду, которая развалится максимум через год носки, либо «морально старить» вещи.
    Также стоит сказать, что отношение к моде очень сильно разное среди разных слоёв население. В провинции, навроде моей, Вы вряд ли найдёте обычных работающих людей, которые хоть сколько-нибудь интересуются модой. Это недостаток времени и финансов (а модная одежда обычно сильно дороже магазинного Китая) вкупе с ещё какими-либо не зависящими от человека факторами.

    • Ну, скоротечная — это то, что я называю «коммерческой». Даже не знаю, есть ли какой-то общепринятый термин для этого явления. Fast fashion может подойти, но это всё же не совсем то.

      Революции в мире моды, конечно, бывают, и, скажем, та мода, которая появилась благодаря уже упоминавшейся Шанель, вполне заслуживает названия «революционная». Однако мне кажется, что бывает ещё и эволюционная мода, когда изменения сложно назвать радикальными (скажем, сейчас принято носить в среднем более узкие рубашки, чем в середине XX века).

      Думаю, что своя мода (в одном из смыслов этого слова) есть в любой провинции, в любом месте… а отсутствие у большинства населения сколь-либо выраженного отношения к коммерческой / скоротечной моде — это, строго говоря, тоже своего рода мода 🙂

  4. Спасибо, было интересно почитать. Я в общем-то согласен — это условности, которые можно соблюдать с выгодой для себя.

    Комментарии выше позабавили. В материале идет речь о различии между добротной классикой и кричащей показушностью.