Парижское метро

Сегодня я расскажу немного о парижском метро — о ценах на проезд, штрафах, оформлении станции, входах, турникетах и других вещах. Надеюсь, что эта информация окажется полезной для тех, кто собирается посетить Париж. Думаю, что она может быть интересной и для других, так как, помимо прочего, я ещё параллельно буду сравнивать парижское метро с московским и лондонским. Все цены указаны по состоянию на осень 2012 года.

Станций метро в Париже великое множество — учитывая небольшую площадь города. Например, в Москве от одной станции до другой зачастую приходится идти 20 минут, а иногда и больше. В Париже — минуть пять-десять, и это радует. Да, соответственно, совершенно бессмысленно садиться на метро для того, чтобы проехать пару станций — лучше пройдитесь пешком, заодно и сэкономите, и город увидите лучше.

Стоимость проезда в парижском метро немаленькая — 1.7 евро стоит разовый билет и 12.7 евро так называемая «книжечка» (carnet, «карнэ»), хотя название «книжечка» — условное. На самом деле это просто десять отдельных билетиков. Сам билетик — очень маленький, имеет прямоугольную форму. Называется ticket-t. Выглядит так:

Как видите, московское метро не такое уж и дорогое, как говорят все вокруг — карточка на одну поездку у нас стоит более чем в два раза дешевле (около 0.7 евро). А вот лондонское метро еще дороже, чем парижское: там билет на одну поездку обойдется минимум в 1.9 фунтов (около 2.3-2.4 евро), и это только для проезда по центру города. Лондонское метро поделено на зоны, и если вам надо в какое-нибудь отдаленное место города, готовьтесь выложить за одну поездку фунтов пять. А вот Ticket-t действует в пределах всего парижского метро, а заодно и в пределах городской (первой) зоны RER — эдаких парижских электричек. Его можно использовать и для оплаты проезда в автобусах и трамваях.

Да, настоятельно рекомендую не пытаться пролезать через турникеты, надеясь сэкономить эти 1.7 (или 1.27) евро. В метро работают контролеры. Вероятность их встретить довольно низка, но если встретите — готовьтесь заплатить штраф в размере 40 евро. В лондонском метро, кстати, размер штрафа составляет 40 фунтов, если вы платите его в течение 21 дня после выписки; если не укладываетесь в 21 день, придется заплатить уже 80 фунтов.

Стоит сказать и о том, что билеты можно приобретать как в обычных кассах, так и в билетных автоматах. Не стоит бояться ни кассирш, ни автоматов. Для покупки билета или книжечки билетов достаточно протянуть деньги и сказать un ticket, s’il vous plait (ун тике, силь ву пле) или un carnet, s’il vous plait (ун карнэ, силь ву пле). После получения билета и сдачи стоит сказать merci (мерси, спасибо).

В автоматах, опять же, ничего страшного нет. На экране отображаются подробные инструкции на английском или французском языке. Оплатить можно как наличными, так и карточкой. При этом необходимо помнить, что автомат может по техническим причинам принимать только наличные или только карты. Об этом вещает соответствующее объявление. Также имейте в виду, что иногда (но редко) автомат может оказаться единственным средством покупки билета.

Вход в метро осуществляется через весьма массивные на вид турникеты. Перед тем, как пойти, посмотрите, как проходят остальные. Билеты нужно засовывать в специальную дырочку-щелочку, а потом вынимать из другой дырочки-щелочки. Лучше стараться проходить быстрее. Турникет ставит на билете специальную отметочку, которая, однако, подчас не очень хорошо видна. Во избежании путаницы кладите «отработанный» билет в карман, где нет «чистых», еще неиспользованных билетов. Билеты сохраняйте до конца поездки, иначе есть риск лишиться 40 евро.

Станции отличаются оригинальной планировкой, не похожей на стандартную московскую. Пути поездов проходят по центру станции, а платформы располагаются по бокам. Похожим образом спроектирована станция «Александровский сад» московского метрополитена, но в парижском метро переходы с одной платформы на другую располагаются не по центру зала, а у входов на платформы. Иными словами: перед тем, как спуститься по той или иной лестнице, посмотрите на схему и указатели: по нужному ли вам направлению отправляются поезда с этой платформы. Если вы ошиблись, то ничего страшного не произойдет: переход на другую платформу займет минуты три и не потребует дополнительных расходов.

Само парижское метро особого интереса с эстетической точки зрения не представляет. Оно выглядит поприятнее лондонского (то уж совсем мрачное, сырое и временами даже зловещее), но и похуже московского. Да, встречаются оригинально оформленные станции — например, Madeleine (Мадлен) с витражом, на котором изображена Курочка Ряба (художник — Иван Лубенников). Другой пример — станция Arts et Metiers, на которой в этаких специальных окошках-витринах представлены некоторые экспонаты Музея (Консерватория) науки и техники, расположенного в непосредственной близости от самой станции.

Но в целом, повторюсь, метро выглядит довольно обыденно и утилитарно. Никаких гигантских хрустальных люстр, мраморных колонн. На стенах — обычная белая и зеленая плитка. Названия станций выведены (опять же на стенах) крупно и четко. Платформы весьма короткие — короче, чем в московском метрополитене. Соответственно, и поезда также короткие.

Да, на поездах стоит остановиться подробнее. В Париже есть как старые, так и новые составы метро. Старые составы отличаются очень оригинальной системой открытия дверей. Двери открываются вручную, что называется, «по требованию». И будьте внимательны: не откроете дверь сами — не выйдете. Конечно, обычно рядом в поезде оказываются другие желающие выйти — французы, которые помогут открыть дверь. Или же дверь откроют с платформы — желающие войти.

Но если других людей поблизости нет, не надейтесь на помощь сотрудников (численность которых, кстати, в парижском метро меньше, чем в московском — это личные ощущения). Действуйте сами. Дверь открыть очень легко, для этого не нужны значительные физические усилия. Просто потяните рычажок вверх до упора и отпустите. Дверь откроется. Закрывать за собой дверь не нужно — закрываются они автоматически.

Надо сказать, что такие старые составы ходят, в частности, по ветке 12 (зеленой, Mairie d’Issy — Porte De La Chapelle). По некоторым веткам курсируют новые поезда (например, по ветке 1, желтой: La Defense — Chateau de Vincennes). В них двери открываются автоматически, да и сами поезда выглядят современнее. Кстати, выгодное отличие парижских поездов метро от лондонских: в них нет таких огромных скосов потолков, поэтому стоять можно и возле дверей.

Парижские поезда в метро отличаются еще и такой интересной чертой, как откидные сиденья. Вообще, сиденья в большинстве поездов там расположены перпендикулярно стенам состава (в отличие от московских поездов). При необходимости можно откинуть сиденья и сесть. Когда вы встанете, сиденье поднимется и пространство освободится. Есть, конечно, и стационарные сиденья. В общем-то, такая система удобна.

Ходят поезда довольно часто, на большинстве линий интервал утром, днем, вечером составляет две-четыре минуты. Поздним вечером и в выходные интервалы могут увеличиваться, достигая семи-восьми минут, особенно на не очень загруженных линиях (например, на линии 7-bis, светло-зеленой: Louis Blanc — Pre St-Gervais).

Кстати, отличается парижское метро от московского очень удобной особенностью: на станциях расположены электронные табло, на которых указывается оставшееся до прихода поезда время. Этим парижское метро похоже на лондонское.

Ну и напоследок — немного о том, как выглядят входы в метро. Обычно они оформлены эдакими зелеными резными «решетками» и табличками. Кстати, в этом стиле оформлена станция метро «Славянский бульвар» московского метрополитена. На табличке у входа написано Metro или Metropolitain: либо черными фигуристыми буквами на желтом фоне, либо зелеными фигуристыми на белом фоне, либо белыми относительно прямыми буквами на красном фоне. Иногда входы в метро заметить сложнее, чем в Москве или в Лондоне (там указатели станций как-то ярче, приметнее), но все же вполне можно.

В самом метро не стоит полностью расслабляться: иногда там орудуют карманники, и у вас есть шанс лишиться не только вашей свежекупленной билетной «книжечки», но и кошелька, и телефона, и прочих нужных вещей.  

 


 

5 Replies to “Парижское метро”

  1. Ну на самом деле похожим образом поезда ходят не только на станции Александровский сад, но и на половине станций Филевской линии. На Выхино еще. Но это конечно не под землей, а на открытом воздухе. Подземные станции московского метро почти все устроены по другому.

  2. А ещё там очень грязно (мусор лежит прямо на путях) и полно бомжей! Такой контраст по сравнению с московским метро.

  3. Неплохо было бы отметить основное отличие Парижского метро — поезда на резиновом ходу. Обычные мишленовские шины, как на автобусах, Сделано это было для снижения вибрации, дабы не наносить урон историческим зданиям и т.п. Колеса катятся по специальным дорожкам, для боковой устойчивости есть боковые упоры и горизонтальные колесики. Впрочем обычные рельсы разумеется тоже есть -по ним РЕРы ходят. Тема весьма интересная, особенно интересно выглядят пересечения метро с обычной автодорогой (где поезд выходит из тонеля и часть пути проходит по поверхности).

    • Не знал и, признаюсь, даже не замечал, спасибо!

  4. Билет действует 2 часа после компостирования и дает право делать пересадки в метро и на станциях RER в пределах города. Если вы приехали к какой-то конкретной достопримечательности, то есть шанс бесплатно уехать от нее по тому же билету.