Базовые принципы комбинирования предметов мужского гардероба

Сочетание предметов гардероба друг с другом – не столь простая тема, как может показаться на первый взгляд. Однако основы этого «искусства» освоить несложно, и в этой статье я как раз расскажу о ключевых принципах сочетания разных предметов мужского гардероба (преимущественно классического, но не только).

Аньелли стиль

 

Три типа сочетаний

На мой взгляд, все сочетания предметов гардероба можно разделить на три большие группы:

  • Сочетания, неприятные глазу, вызывающие неприятные зрительные ощущения у многих людей.
  • Сочетания, не вызывающие сильные негативные эмоции, но всё равно неудачные.
  • Удачные сочетания, симпатичные на вид, вызывающие положительные эмоции у многих людей.

Разумеется, в каждой группе можно выделить ещё и подгруппы, но я не буду усложнять статью и только приведу несколько типичных примеров. Откровенно неприятное глазу сочетание – это, например, фиолетовый пиджак с оранжевыми брюками и красной рубашкой. Типичное сочетание из второй группы – серые брюки и серый пиджак, очень похожие друг на друга, но при этом всё-таки разные. Пример сочетания третьего типа – удачного – светлые брюки, коричневые туфли и тёмно-синий пиджак.

photo by Rose Callahan

 

Контраст

Предметы одежды не должны сливаться друг с другом, если это не костюмные пиджак и брюки. Чем сильнее контраст, тем выразительнее может смотреться сочетание, но одной «силы» контраста недостаточно для того, чтобы оно стало удачным. Вы можете ориентироваться на классические варианты сочетаний (скажем, синий + серый или бежевый, синий + коричневый, оливковый + коричневый или синий). Помните, что контраст чёрного и белого – это удачный выбор только для строгого ансамбля (например, смокинга, фрака или, может быть, костюма для посещения похорон).

Контраст черного и белого

Разумеется, контрастировать могут не только цвета, но и фактуры ткани. Однако цветовой контраст в большинстве случаев очень желателен. Так, тёмно-серый пиджак из гладкой шерстяной ткани и тёмно-серые брюки из шерстяной фланели всё равно будут неудачно смотреться друг с другом и, весьма вероятно, создавать так называемый эффект перепутанных костюмов. С другой стороны, умеренный контраст цветов может быть дополнен контрастом фактур. Среди сочетаний фактур тоже есть классические варианты – например, вельвет и твид или вельвет/твид и зернистая кожа, фланель и замша…

Фланель с замшей

Стоит добавить, что существует немало сочетаний, которые нельзя назвать раздражающими, но которые при этом не вызывают восхищения и привлекают минимум внимания. Скажем, подобные сочетания получаются при сочетании темно-синего гренадинового или иного галстука с темно-синими пиджаками. Тут уже нельзя говорить об эффекте перепутанных костюмов, да и контраст фактур, как правило, имеется, но если оттенки очень близки, то вид получается не особенно впечатляющим, хотя и совершенно корректным. С тёмно-синим пиджаком более выразительное и яркое сочетание образует темно-красный, темно-коричневый, темно-бордовый галстук (но, естественно, возможны и другие варианты). В любом случае, галстук не должен сливаться с рубашкой.

сочетание синего костюма и синего галстука

Синий костюм и коричневатый галстук

 

Чёрный цвет

Мужчины склонны преувеличивать степень универсальности чёрного цвета. Да, чёрные вещи вряд ли вызовут у кого-то сильное раздражение, и риск получить ужасное сочетание с ними ниже, чем  в случае с красными или оранжевыми вещами… но удачные и симпатичные сочетания чёрные вещи образуют реже, например, тёмно-синих. Кроме того, чёрный цвет далеко не всем хорошо идёт.

 

Темнее или светлее?

Согласно консервативным взглядам, рубашка должна быть светлее пиджака, обувь должна быть темнее брюк, галстук должен быть темнее рубашки и светлее пиджака. Лично я согласен с тем, что галстук должен быть темнее рубашки – приятные исключения из этого правила очень редки; чаще получается вид а-ля мафиози (например, серебристый галстук на фоне темно-синей или черной рубашки). «Рубашка светлее пиджака» – тоже применимое в большинстве случаев правило, хотя иногда бывают исключения (Майкл Антон в качестве примера такого исключения приводит рубашку лазурно-голубого цвета со светлым костюмом и пиджаком).

пример плохого сочетания

«Обувь должна быть темнее брюк» – правило более спорное, потому что можно встретить, например, очень выразительные сочетания коричневой обуви с темно-синими брюками. Свен Рафаэль Шнейдер, основатель и главный редактор The Gentleman’s Gazette, писал и о том, что носит рыже-коричневые ботинки с чёрными вельветовыми брюками, но лично мне такое сочетание не нравится. Однако ту статью, в которой он про это упоминал, я прочитать советую – там даются подробные рекомендации по сочетанию цветов обуви и костюмов/брюк.

Свен Рафаэль Шнейдер туфли

«Галстук должен быть светлее пиджака» – тоже довольно спорное правило, и я бы не стал строго его придерживаться.

Зеленый галстук и кремовый пиджак

Наконец, непарные брюки могут быть как светлее, так и темнее непарного пиджака; удачные и неудачные сочетания встречаются в обоих случаях.

 

Степень формальности

Сочетаемые друг с другом вещи должны более или менее соответствовать друг другу по степени формальности. Так, чиносы или вельветовые брюки с твидовым пиджаком будут удачным сочетанием, а вот строгий пиджак из гладкой шерстяной ткани с джинсами – уже нет; твидовый пиджак с брюками из гладкой шерстяной ткани тоже сочетать не стоит. Рубашка с манжетами на запонках может отлично смотреться с костюмом, и посредственно – с откровенно неформальным трикотажным пиджаком; это же относится и к строгим черным оксфордам без брогирования. Туфли из коричневой зернистой кожи, напротив, плохо подходят к строгому костюму, но зато отлично гармонируют с джинсами, чиносами или вельветовыми брюками.

Брюс Бойер в вельветовых брюках

В настоящее время становится модно игнорировать степень формальности: так, в модных блогах можно увидеть двубортные костюмы в сочетании с отсутствием носков, без галстука, с двумя расстёгнутыми пуговицами рубашки… Конечно, каждый сам принимает для себя решение, но я всё же подобные сочетания не рекомендую.

 

Сочетания орнаментов

Однотонные вещи сочетать проще, чем вещи с орнаментами. Однако это не означает, что они непременно универсальнее; вам вполне могут встретиться и исключения (так, пиджак в клетку коричневых тонов будет универсальнее тёмно-фиолетового пиджака). Вещь с орнаментом всегда можно добавить в ансамбль, если она сочетается по цвету/оттенку и степени формальности с остальными вещами, и если эти остальные вещи являются однотонными. Если вещей с орнаментами несколько, то сочетать их уже не столь просто. Нужно помнить о нескольких правилах:

  • Вещи с двумя похожими орнаментами примерно одного масштаба лучше не комбинировать друг с другом.
  • Орнамент нагрудного платка должен отличаться по масштабу от орнамента галстука. Кроме того, не стоит надевать нагрудный платок с точно таким же орнаментом, как и галстук (равно как и точно такого же цвета).
  • Если вы сочетаете пиджак и рубашку, то не стоит выбирать рубашку с крупным орнаментом. Пиджак в клетку и рубашка в клетку могут хорошо гармонировать друг с другом, но клетка в этом случае должна быть совершенно разной (как минимум по масштабу).
  • Если орнаменты есть и на костюме (пиджаке), и на рубашке, то надежнее будет выбрать однотонный или почти однотонный галстук (но, возможно, с не совсем обычной фактурой). Впрочем, галстук с орнаментом иногда тоже может подойти, особенно если на костюме/пиджаке орнамент неброский.
  • Я бы не стал сочетать галстук в полоску и рубашку в полоску – за исключением случаев, когда полоски очень сильно отличаются по масштабу (скажем, когда на рубашке очень тонкая полоска типа hair stripe).

Стоит добавить, что пиджаки с орнаментами лучше предпочитать брюкам с орнаментами (подобного мнения, в частности, придерживается Саймон Кромптон). Правда, при желании вы можете сделать брюки с крупными орнаментами отличительным своего стиля и таким образом явно выделитесь. В любом случае, имейте в виду, некоторые орнаменты на брюках не столь универсальны, как может казаться поначалу – в частности, это относится к узору houndstooth («собачий клык»). Такой орнамент снижает степень универсальности брюк.

собачий клык орнамент

 

Примеры для подражания и иконы стиля

Под конец отмечу, что не стоит слепо подражать даже очень уважаемым «иконам стиля». Во-первых, ошибаются порой даже опытные люди, иногда даже случайно. Во-вторых, не всё, что хорошо идёт человеку Х, будет хорошо идти и вам. В-третьих, некоторые современные «иконы стиля» могут намеренно добавлять заметную долю эксцентрики в кое-какие свои образы — в частности, ради пиара.

Лично мне, например, нравится, как одевается Дж. Брюс Бойер, но некоторые фото с ним вызывают удивление (пример ниже). Лука Рубиначчи часто одевается очень хорошо, но порой, на мой взгляд, перебирает с аксессуарами и яркими акцентами (не исключено, впрочем, что ради вышеупомянутого пиара). Алан Флассер, безусловно, является большим авторитетом в мире классической одежды, но иногда позволяет себе одеться так, что можно потерять дар речи от удивления.

Бойер

Рубиначчи яркий образ

 


 

11 Replies to “Базовые принципы комбинирования предметов мужского гардероба”

  1. Про жилет не упомянули.
    Заметил на фотографиях в интернете такую закономерность стиля: пиджак, брюки и галстук одного тона, а жилет — другого.
    2-ка цвета блю (не нави не скай), жилет — серый. Галстук — нави.

    • Жилет — это явно не самая базовая вещь гардероба, да и охватить всё в одной статье едва ли возможно… Если жилет не является частью костюма-тройки, то да, лучше, чтобы он контрастировал с пиджаком и брюками. Не стоит подбирать непарный жилет тон-в-тон к пиджаку, потому что абсолютного совпадения добиться почти наверняка не удастся, и визуальный эффект от ансамбля в целом будет не очень хороший.

  2. А если пиджак из шерстяной ткани плетения микро Hopsack сочетать с фланелевыми брюками? Сочетается?

    • Может сочетаться… но не видя обеих вещей, нельзя сказать наверняка. Кроме того, есть нюанс с тем, что hopsack — материал скорее летний, а фланель — скорее осенне-зимний.

    • Можно выбрать синий или коричневый пиджак. Можно и зеленоватый/мшистый/серовато-зеленоватый, оливковый. Чёрный — лучше не надо; и, конечно, не стремитесь подобрать серый пиджак, особенно тон-в-тон к брюкам.

  3. Дмитрий, добрый день!
    Интересует возможность сочетания однотонных темно синих джинсов цвета Navi и тому подобных с коричневыми брогами, очень интересна данная пара http://www.herringshoes.co.uk/cheaney/avon-r_brogue/dark-leaf-calf
    На данный момент верх имеется тоже темно синий (плотный пиджак, лёгкое полупальто) стиль кежуал.
    Не даёт покоя, что обувь должна быть темнее брюк или в данном кежуал сочетании это не имеет значения?

    • Добрый вечер, Михаил.

      Согласно некоторым консервативным взглядам, обувь должна быть темнее брюк, но придерживаются такого мнения далеко не все. На мой взгляд, Вы вполне можете носить туфли по ссылке с темно-синими джинсами. А вот темно-синий пиджак с темно-синими джинсами я бы носить не стал (см. статью выше, особенно раздел «Контраст»).

      • Дмитрий, большое спасибо за ответ, ботинки заказал.
        Что касается темно синего пиджака он у меня достаточно плотный с грубой фактурой т.е. на прохладную погоду и какие либо чинос в данной комбинации на мой взгляд будут не совсем уместны. Получается, что к данному пиджаку единственным вариантом остаются серые шерстяные брюки (по типу фланели)?

        • Еще вельвет (или более экзотический молескин). Вельвет вообще моя любимая ткань на зиму для брюк, он тёплый, достаточно износостойкий, можно стирать (это важно для такой погоды).

        • Не знаю, какой именно у Вас пиджак, но думаю, что и чиносы к нему вполне могут подойти (не все, но некоторые); кроме того, могут подойти брюки из вельвета, молескина, твида, кавалерийского твила. Серые фланелевые брюки, вполне возможно, тоже подойдут.