Книга «О брендах без прикрас»: информация, введение, начало первой части

В 2016 году я написал две книги. Первая называлась «Настоящая роскошь. Как отличить хорошие вещи от заурядных», а вторая – «О брендах без прикрас. Гид для тех, кто хочет покупать лучшее». Впрочем, у второй книги есть и альтернативный заголовок – «Брендосплетения».

Сначала я отослал в некоторые издательства первую книгу («Настоящая роскошь»). Кто-то не ответил, кто-то написал, что книга им не подходит, а в одном довольно крупном и известном издательстве рукопись даже дошла до редакционного совета, где от идеи её издания, впрочем, отказались под предлогом того, что такую книгу нужно издавать в полноцвете, мероприятие это затратное, а в спросе они не уверены.

Через несколько месяцев я разослал вторую книгу. Те издательства, которые не ответили в первый раз, промолчали и тут. Издательство, сообщившее о том, что первая книга им не подходит, поступило аналогичным образом и на этот раз, а то издательство, где первая книга дошла до редакционного совета, обсудило на редакционном совете и вторую книгу. От её издания отказались из-за того, что они не были уверены в том, что смогут продать больше одного небольшого тиража, а такая перспектива их не радовала (другими словами, им было выгоднее вложить имеющиеся средства в более перспективные книги).

Сегодня я про эти свои творения вспомнил, просмотрел их и подумал, что лучше уж выложить их в открытый доступ, чем держать «мёртвым грузом» на жёстком диске (ну, точнее, на SSD, однако разницы в данном случае нет). Почему же я решил начать публикацию со второй книги – «Бренды без прикрас»? Дело в том, что первая книга – «Настоящая роскошь» – в заметной степени дублирует статьи на сайте. Это не их копии, а уникальный текст со своим стилем изложения и своей структурой, но смысла выкладывать большинство глав этой книги нет. Что-то я выложу, но скорее единичные главы. Кроме того, вероятно, я опубликую всю эту книгу целиком в одном файле, но для этого мне надо будет её внимательно прочитать, отредактировать, дополнить… Пока не знаю, когда я этим займусь.

Другое дело – книга «Бренды без прикрас». Строго говоря, и она в заметной степени дублирует статьи на сайте, но я считаю, что есть смысл выложить значительное количество глав (и, конечно, со временем опубликовать её целиком в одном файле). Сегодня я приступаю к публикации содержимого этой книги. Все тексты из неё будут помечаться тегом «о брендах без прикрас»; в каждой публикации будут присутствовать ссылки на начало книги, предыдущую и последующую главы.

 

Введение

Нас окружают сотни тысяч брендов. Даже те люди, которые считают себя абсолютно равнодушными к ним, на самом деле подвергаются хотя бы небольшому влиянию со стороны изобретателей этих марок — что уж говорить о тех, кто при выборе того или иного товара ставит имена брендов главным критерием! Бренды — неотъемлемая часть сегодняшней жизни и сегодняшнего общества. Не думаю, что в этом есть что-то плохое, но несомненно одно: полезно научиться разбираться в этом многообразии и уметь распутывать всевозможные брендосплетения.

Книга, которую вы открыли — это путеводитель по миру брендов, причем путеводитель без сентиментальности и без прикрас. Вы не найдете здесь подробные и красочные рассказы об истории брендов, об их основателях или о занятных случаях, связанных с теми или иными марками. Точнее, кое-какая информация такого рода тут всё-таки встретится, но настоящая цель книги — помочь вам свободно ориентироваться в мире брендов и научить вас делать покупки наилучшим образом. О мире брендов здесь рассказывается весьма откровенно, так что в книге вы найдете подробную информацию о том, как фирмы пытаются увеличивать круг своих покупателей и о том, на какие уловки они зачастую идут.

Хотите немного конкретики? Пожалуйста! Вы узнаете, что разные товары одного и того же бренда могут выпускаться абсолютно разными компаниями, и имя — это единственное, что их объединяет. Вы обнаружите, что очень дорогие товары могут быть очень массовыми, и познакомитесь с феноменом luxury масс-маркета. Вы сможете оценить размеры наценок, которые бренды ставят за своё имя, а заодно и удивитесь тому, что двадцать вроде бы совсем разных марок могут принадлежать одной и той же компании… и это, разумеется, ещё далеко не всё!

В общем, я очень надеюсь, что в книге вас ждет множество открытий — и что в конечном счете книга не просто поможет вам покупать лучшее, но и в некотором роде оздоровит рынок и сделает конкуренцию более открытой и честной.

 

Зачем нужны бренды?

Польза от существования брендов есть как для предпринимателей, так и для покупателей. Бизнесмены с помощью брендинга своей продукции имеют возможность позиционировать её как нечто особенное, отличное от товаров конкурентов, а покупатели, соответственно, благодаря брендам могут с лёгкостью различать товары разных производителей. В общем, в условиях нынешнего многообразия бренды необходимы как минимум для удобства покупателей и продавцов: короткими и звучными именами и красочными логотипами оперировать гораздо легче, чем названиями юридических лиц.

Впрочем, у этой вполне благовидной медали есть и оборотная сторона с неприятным налётом. Для того, что привлекать большее количество покупателей, производители могут идти на самые разные уловки. Например, покупать право на использование известного бренда, выдумывать легенды о благородном происхождении марки, сочинять якобы славную и долгую историю, позиционировать заурядную марку как премиальную и так далее. Иными словами, простор для мошенничества широк — равно как и простор для совершенно легальных уловок, которые, конечно, не становятся от этого более приятными.

 

Ценовые сегменты

Доходы людей очень сильно различаются, поэтому рынки товаров принято делить на ценовые сегменты. Есть несколько вариантов деления; в некоторых случаях специалисты выделяют целый десяток сегментов, а в других случаях деление значительно упрощается — например, до трёх ценовых категорий. Для самих покупателей нюансы этой дифференциации не имеют практического значения, однако необходимо понимать, что цена товара вовсе не всегда говорит о его качестве или уровне.

Кроме того, следует заметить, что в рекламе и промо-материалах компании часто позиционируют свои товары не как продукты, например, верхнего ценового сегмента, а как вещи классов премиум, люкс или лакшери. Предполагается, что такие слова окажут на потенциальных покупателей магическое воздействие. Разумеется, этот трюк срабатывает далеко не всегда, но всё же срабатывает — именно поэтому практика размещения на упаковках слов luxury и premium процветает и по сей день.

Продолжение следует! Ближайшая статья – «Что такое роскошь». Она будет представлять собой комбинацию соответствующих глав из обеих книг.

 

(с) Дмитрий Васфилов, 2016-2020. Перепечатка и копирование допускаются только с письменного разрешения автора. Цитирование фрагментов разрешено с указанием активной ссылки на источник / оригинал.

 


 

9 Replies to “Книга «О брендах без прикрас»: информация, введение, начало первой части”

  1. Ваши статьи про бренды, которые заказывают продукцию на стороне, а потом продают под своим лейблом, были очень интересны

  2. Отличное вступление, прочитать будет очень интересно, искал именно эту тему, с брендами. Лучший русскоязычный сайт в своем жанре.

  3. Уже в предвкушении вкусного и полезного…интригующее начало!!

  4. А в деловые издательства такие, как «Питер» и «Манн, Иванов и Фербер» Вы не пробовали посылать рукопись?

    • Пробовал.

      (Прошу прощения за столь сухой и краткий ответ — просто мне кажется некорректным рассказывать, какое издательство как отреагировало).

  5. А краудфандинговые компании не рассматривали? Я просто очень люблю книги «в бумаге», но вас готов читать в любом формате.

    • В прошлом году я рассматривал «Планету» и связывался с ними, но в итоге отказался, так как там были определённые технические и финансовые особенности, которые меня смутили. Да я и не уверен, честно сказать, что получилось бы собрать нужную сумму — тогда речь шла о книге о качественных вещах с рядом цветных иллюстраций и, естественно, в хорошем переплете…

      Я сам люблю бумажные книги, но понимаю, что в наше время издавать бумажные книги очень мало кому известных авторов — для издательств затея довольно сомнительная с коммерческой точки зрения.

  6. Информация ваша на самом деле уникальная. Читаю давно ваш сайт, и использую как справочник по стилю, выбору качественных материалов, одежды, обуви. Если не секрет — где вы почерпнули столь громадный объем Правильных текстов? Это связано с работой/специализацией/образованием или просто изучение, личный интерес?

    • Рад слышать, что сайт вам нравится!

      Это и личный интерес, и работа.

      Источниками для меня являются книги и сайты (преимущественно зарубежных авторов). Кроме того, у меня есть личный практический опыт. Кое-что я узнал в ходе личных бесед со знающими людьми.

      На всякий случай добавлю, что почти все статьи на этом сайте написаны мной лично (исключением являются некоторые рекламные статьи и пресс-релизы, которые соответствующим образом помечены).