Как выбрать качественную недорогую одежду: конструкции, швы и некоторые детали

В двух предыдущих статьях о выборе недорогой одежды было рассказано про материалы (ткани и трикотаж) и фурнитуру (пуговицы, молнии и другие застёжки). В сегодняшней статье речь пойдёт о конструкциях, швах и некоторых деталях.

 

Общий вид швов

Конечно, швы и ряды стежков должны быть ровными – особенно на видимых местах. Однако торчащие нитки не являются признаком низкого качества изделия, если их немного. Такие нитки, конечно, можно аккуратно обрезать. Иногда торчащих ниток много, и это вызывает раздражение. Лично я с максимальным количеством торчащих ниток столкнулся, пожалуй, на одной из рубашек Brooks Brothers, сшитой на их ныне закрытой фабрике в американском штате Северная Каролина. Да, изделие не из дешёвых, так что иногда торчащие нитки могут встретиться и на дорогой и в целом весьма качественной одежде.

 

Особенности исполнения швов

Лучшие рубашки отличаются длинными боковыми швами в одну иглу (single-needle stitching), но такие модели стоят довольно дорого или очень дорого. Когда-то, мне кажется, прошитые в одну иглу сорочки продавались в Uniqlo, но сегодняшние рубашки Uniqlo прошиты в две иглы (twin-needle stitching / double-needle stitching) и не представляют собой ничего особенного с точки зрения конструкции, хотя и могут похвастать очень достойным соотношением цены и качества.

Типичный шов в две иглы

Фрагменты швов в одну иглу: снаружи виден только один ряд стежков, а вот с внутренней стороны есть два ряда стежков (в случае со швами в две иглы с обеих сторон видны два ряда стежков)

Следует заметить, что длинные боковые швы и длинные швы на рукавах рубашек могут быть прошиты не только в одну или две иглы, но и другим образом – на машинках типа оверлок (overlock stitching). В этом случае с внешней стороны шва (то есть снаружи изделия) стежки вообще не видны, а вот с внутренней стороны можно разглядеть множество идущих друг за другом петлеобразных стежков. Единственная моя рубашка, на которой шов разошёлся ещё до износа ткани, была прошита именно на оверлоке, но не стоит думать, что оверлочные швы – признак низкокачественной вещи. Они могут быть и долговечными. Многое зависит от качества ниток, плотности стежков, внимательности оператора. 

Пример оверлочного шва (футболка Colin’s); имейте в виду, что оверлочные швы могут выглядеть и несколько по-другому

На футболках и поло многие швы чаще всего созданы именно на оверлоках, да и на некоторых других трикотажных изделиях тоже. Хорошим признаком в случае с поло и футболками, как мне кажется, можно считать плоские швы в области плеч, сделанные на машинках другого рода; в этом случае вы увидите один ряд стежков снаружи и два ряда внутри (впрочем, иногда снаружи рядов тоже два). Такие швы порой встречаются даже на весьма бюджетных вещах типа футболок Uniqlo. Впрочем, если плечевые швы футболки или поло прошиты на обычных оверлоках, ничего страшного: такое возможно и в случае с качественными и долговечными изделиями.

Фрагмент плоского плечевого шва на рубашке-поло (снаружи видны стык и один ряд стежков)

В случае с джинсами хорошим индикатором может быть шов типа «цепочка» (chain stitching) вдоль низа штанины. Пример такого шва показан на фото ниже. Подобные швы иногда попадаются и на сравнительно недорогих джинсах (в частности, от бренда Uniqlo). Имейте в виду, что эта характерная цепочка видна только с изнанки.

Вдоль низа штанин большинства джинсов идут более простые швы, которые с изнанки выглядят примерно так:

В этих простых швах нет ничего плохого, если они сделаны хорошими нитками и с достаточной плотностью стежков… но поклонники хороших джинсов относятся к ним прохладно.

 

Плотность стежков на швах

Плотность стежков на швах можно измерять в штуках на сантиметр или на дюйм. Конечно, чем она выше, тем лучше, если только мы не выходим за рамки разумного (однако я не знаю, какие бренды сегодня выходят за эти рамки в данном случае).

Для недорогих футболок, поло и других вещей, прошитых с помощью оверлоков, хорошей плотностью стежков будут 5 штук на сантиметр, а отличной – 6 штук на сантиметр. 4 штуки на сантиметр – нормально для бюджетной одежды, но я бы это обозначил как грань приемлемости. (С внешней стороны изделия, прошитого на оверлоке, стежки обычно не видны, а на внутренней стороне вещи на швах можно увидеть целое нагромождение идущих друг за другом петлеобразных стежков, под которыми находятся линейные стежки – и вот про плотность этих линейных стежков я и говорю).

На задних карманах джинсов приличной можно считать плотность стежков в районе 3,5 штук на сантиметр, а отличной – 5,5-6 штук на сантиметр. Впрочем, джинсы с плотностью стежков 5-6 штук на сантиметр бюджетными назвать нельзя. Как бы то ни было, 4 штук на сантиметр достаточно, если нитки более или менее нормальные.

Швы с очень высокой плотностью стежков на заднем кармане джинсов

На недорогих рубашках, блузках и других подобных изделиях длинные швы обычно прошиты на швейных машинках в две иглы, и с обеих сторон шва вы увидите два ряда обычных линейных стежков. Минимальной приличной плотностью стежков в этом случае можно считать 4 штуки на сантиметр. Это нормально для бюджетной одежды, и это, я бы сказал, грань приличия. 3 стежка на сантиметр – уже явно мало, и может негативно сказаться на сроке службы. 2 стежка на сантиметр – очень мало. 5 штук на сантиметр – для бюджетной одежды хорошо или даже очень хорошо, а 6 или 7 штук – ещё лучше. Да, иногда попадаются бюджетные рубашки со швами, плотность стежков на которых составляет около 7 штук на сантиметр, но это большая редкость. У меня была одна такая рубашка от бренда ZARA, и она была очень качественной для своей цены, прослужила долго.

 

Совмещение орнамента на стыках

Вышеупомянутая рубашка ZARA была примечательна не только высокой плотностью стежков, но и орнаментом в полоску, совмещенным на стыках кокетки и рукавов. Это очень большая редкость для бюджетных рубашек – такое и на дорогих изделиях сегодня редко встречается. Соответственно, при выборе вещей вживую можно обращать внимание в том числе на совмещение орнамента на стыках. В случае с рубашками можно смотреть не только на стыки кокетки и рукавов, но и на стыки планок рукавов и основных частей рукавов, а также на области вокруг кармана (если на рубашке есть карман) (планкой рукава называется та часть рукава, которая находится над манжетой, и на которой имеется маленькая пуговица). Кроме того, можно обратить внимание и на другие нюансы, упомянутые вот в этой статье. Не стоит надеяться на многое: к примеру, если орнамент на кармане чётко совмещён с орнаментом на основной части рубашки – это уже хорошо, когда речь идёт о недорогом изделии.

Совмещение орнамента на стыке кокетки и рукава (рубашка ZARA)

(Не думайте, что все рубашки ZARA отличаются таким качеством и уровнем, как тот экземпляр, что был куплен мной лет девять назад)

В случае с пиджаками, пальто, жакетами и костюмами желательно, чтобы орнамент был совмещён в районе нагрудного кармана, на спинке, на стыке спинки и воротника, на стыках передней стороны основной части пиджака и рукавов. Есть и другие места, где по крайней мере в некоторых случаях орнамент может быть совмещён. Важно понять, какие пожелания есть у вас, насколько для вас критично совмещение орнамента в тех или иных местах. Кроме того, стоит иметь в виду, что некоторые орнаменты невозможно совместить в ряде мест. И, конечно, не следует выдвигать суровые требования к совмещению орнамента на действительно бюджетной одежде.

Совмещение орнамента в районе нагрудного кармана пиджака

Совмещение орнамента на стыке рукава и основной части пиджака

В случае с футболками и другими трикотажными вещами желательно, чтобы орнамент был совмещён вдоль боковых швов всегда, когда это возможно. И, разумеется, полоски и клетки должны идти строго перпендикулярно боковым швам, если только речь не идёт о каком-то очень оригинальном дизайне. Посмотрите и на воротник / вырез: он должен находиться в таком месте относительно орнамента, чтобы вещь казалась симметричной… если только речь не идёт о каком-то весьма оригинальном дизайне!

 

Конструкции свитеров и других подобных изделий

Свитеры и другие подобные вещи могут быть сделаны в конструкции fully-fashioned, подробно описанной вот здесь. Такую конструкцию порой используют и для создания не слишком дорогих вещей, и она является хорошим признаком, хотя и не гарантирует высокое качество. Распознать её можно, вывернув изделие наизнанку и посмотрев на стыки его частей: если на них не видны типично оверлочные стежки, то это (скорее всего) fully-fashioned вещь.

Фрагменты вещей в конструкции fully-fashioned (вид на стыки частей изделий изнутри)

Весьма популярна конструкция cut & sew, которая тоже была описана в статье по ссылке выше. Сделанные в такой конструкции изделия, пожалуй, ценятся ниже, но они бывают весьма долговечными — я знаю это по личному опыту. Иногда конструкции cut & sew и fully-fashioned комбинируются друг с другом, и к изделиям, созданным в такой комбинированной конструкции, порой применяется термин half-fashioned. Такие вещи тоже могут быть достойными.

Фрагмент очень долговечного бюджетного изделия, сделанного в конструкции cut & sew

Здесь же замечу, что конструкция fully-fashioned может быть использована и для создания футболок и поло, но чаще всего футболки и поло изготавливаются в конструкции cut & sew, то есть они делаются из раскроенного трикотажного полотна, куски которого сшиваются на оверлоках и/или других машинках. Fully-fashioned футболки и поло обычно стоят дорого (по меркам многих людей – очень, очень дорого).

 

Резинки на трикотаже и куртках

Некоторые куртки и многие свитеры снабжаются резинками на подоле и манжетах. Посмотрите, насколько плотными и комфортными являются эти резинки. Иногда они могут быть слишком свободными или слишком тугими. Имейте в виду, что со временем «степень свободы» таких резинок лишь увеличивается.

Резинка на куртке

 

Конструкции воротников рубашек

Воротники рубашек могут быть как очень мягкими, так и весьма жёсткими, структурированными. Во многих рубашечных воротниках есть прокладки (interlinings), про которые я подробно рассказывал в отдельной статье. Нередко эти прокладки приклеиваются к основной ткани воротника (разумеется, всегда изнутри), но иногда они просто вшиваются. В первом случае к воротнику применим термин fused, во втором – non-fused. О разнице между этими двумя конструкциями я рассказывал в отдельной большой статье. Там же говорится и о том, как можно определить конструкцию воротника. Обращаю особое внимание на то, что рубашки высокого класса могут оснащаться как fused, так и non-fused воротниками.

Воротник в конструкции fused

Самые мягкие воротники могут быть весьма долговечными, но и сильно структурированные воротники порой служат много лет. На проклеенных воротниках (fused) со временем могут появиться пузырьки, но многое зависит от используемой технологии и от применяемых материалов. Как бы то ни было, с пузырьками такого рода изредка можно столкнуться и при эксплуатации дорогих рубашек, которые стоят, например, около 200 евро. Non-fused воротники в этом плане надёжнее, но они в среднем хуже гладятся. Кроме того, есть разница во внешнем виде, причём кому-то больше нравятся non-fused воротники британского типа (довольно жёсткие), кому-то – мягкие non-fused воротники, кому-то – относительно мягкие fused воротники, кому-то – более жёсткие fused воротники. Лично я предпочитаю non-fused воротники разных типов – от мягких до в меру жёстких.

Non-fused воротник британского типа (с очень выраженной структурой)

Мягкий и изрядно помятый non-fused воротник

К сожалению, строгие рубашки с non-fused воротниками являются большой редкостью в нижнем и среднем ценовых сегментах. Недорогие рубашки с мягкими non-fused воротниками можно найти у многих марок, а вот со строгими воротниками такого типа – разве что у T.M. Lewin и, может, ещё у нескольких брендов. Имейте в виду, что я не могу гарантировать, что все рубашки T.M. Lewin оснащены non-fused воротниками. Если для вас критичен этот момент, на всякий случай уточняйте конструкцию воротника у производителя или продавца.

Ещё я бы хотел обратить внимание на конструкцию стойки воротника, то есть той его части, что соприкасается с вашей шеей. Если воротник сделан в конструкции fused, то стойка тоже проклеена, но прокладка может быть приклеена либо к той её стороне, что соприкасается с вашей шеей, либо к противоположной стороне (на всякий случай замечу, что прокладка всегда находится внутри стойки). Европейцы обычно приклеивают её к той стороне, что не соприкасается с шеей, а вот в России почему-то принято приклеивать к той стороне, что соприкасается с шеей. Я думаю, вы догадываетесь, какой вариант комфортнее. Что же касается определения способа… Попробуйте пощупать стороны стойки по отдельности, аккуратно разъединив их пальцами. Проклеена та сторона, что кажется более жёсткой, более плотной.

 

Конструкции воротников поло

Поло могут снабжаться как простейшими воротниками (типичные примеры – Lacoste и Polo Ralph Lauren), так и рубашечными, то есть прошитыми по краям. Рубашечные воротники выглядят более элегантно и, я бы сказал, более стильно. В некоторых случаях, впрочем, органичнее может смотреться простой воротник, о чём я говорил, в частности, вот здесь. Я бы сказал, что рубашечный воротник можно рассматривать в качестве одного из признаков высококачественного поло, но это не гарантия высокого качества (кроме того, высококачественное поло может быть снабжено и простым воротником).

Рубашечный воротник на поло

 

Сшивная кокетка на рубашках

Некоторые рубашки – даже относительно недорогие – оснащаются сшивной кокеткой (split yoke). Она состоит из четырех кусков ткани; два из них видны с внешней стороны рубашки, а другие два – с внутренней. На большинстве рубашек, однако, кокетка состоит из двух кусков ткани, то есть центральный шов на ней отсутствует. Здесь же на всякий случай замечу, что кокеткой называется элемент рубашки, расположенный на её задней части, под воротником и плечевыми швами.

Сшивная кокетка

Подробно про сшивную кокетку было рассказано в отдельной статье. Тут скажу, что на готовых рубашках практического смысла в сшивной кокетке почти нет (а если она скроена не по косой – то вообще нет), но её нередко считают одним из признаков качественного изделия (однако качество ткани куда важнее типа кокетки; кроме того, некоторые великолепные рубашки снабжаются простой кокеткой, а не сшивной). Если вы хотите приобрести относительно недорогую рубашку со сшивной кокеткой, посмотрите ассортимент марок Hawes & Curtis, Charles Tyrwhitt, T.M. Lewin.

 

Ластовицы на рубашках

Ластовицами называют маленькие куски ткани, пришиваемые по бокам рубашки для укрепления длинных боковых швов или просто для декорации. Про них было подробно рассказано тут. Ластовицы считают одним из признаков качественной рубашки, но, честно говоря, я не думаю, что в них есть смысл. В настоящий момент при выборе рубашки мне абсолютно всё равно, есть на том или ином изделии ластовица или нет. Следует признать, что на откровенно дрянных рубашках ластовиц обычно не бывает, но иногда они попадаются и на заурядных изделиях; кроме того, есть первоклассные рубашки без ластовиц.

Ластовица

 

Рабочие манжеты на пиджаках

Некоторые пиджаки, пальто и жакеты оснащены рабочими манжетами: пуговицы на них можно расстёгивать. Это один из признаков изделия высокого класса, но необходимо помнить, что рабочие манжеты не гарантируют высокое качество, а нерабочие манжеты могут сочетаться и с высоким качеством. Кроме того, в ряде случаев манжеты на первый взгляд являются нерабочими, но их можно сделать рабочими. Подробно о манжетах пиджаков и связанных с ними нюансах было рассказано в отдельной статье. Здесь же я ещё замечу, что на манжетах некоторых пиджаков (иногда довольно дорогих) есть только пуговицы, а петель нет. О «работе», конечно, здесь речь не идёт, и лично мне такой вариант не особенно нравится. По-моему, выглядит это довольно примитивно. Однако это далеко не самый важный нюанс.

Рабочие манжеты на пиджаке

 

Конструкции пиджаков (в том числе костюмных)

Бюджетные пиджаки почти всегда делаются в конструкции fused, про которую я подробно рассказывал вот здесь. Это означает, что спереди они проклеиваются: между подкладкой и основной тканью пиджака размещена так называемая клеевая – тонкий материал, приклеенный изнутри к основной ткани пиджака (ещё раз повторю: только спереди; на спинке и в рукавах клеевой никогда не бывает). Благодаря клеевой пиджак обретает надлежащую форму и сохраняет её в процессе эксплуатации. Качество клеевых варьируется; лучшие образцы очень приличные, а посредственные могут со временем деградировать, из-за чего на пиджаке появляются своего рода пузырьки. Кроме того, некоторые клеевые делают пиджак слишком жёстким и похожим на картонный. Наконец, стоит заметить, что клеевые обычно негативно сказываются на воздухопроницаемости изделия или, как ещё иногда говорят, на его «дыхании».

Разумеется, можно обойтись и без клеевой, использовать так называемую бортовку – canvas. В пиджаках, сделанных в конструкции fully-canvassed, есть бортовка из натуральных материалов, пришитая изнутри к основной ткани пиджака (и зачастую спрятанная под подкладкой); клеевая полностью отсутствует. К сожалению, себестоимость этих пиджаков высока, и слово «недорого» к ним применимо лишь в очень редких случаях – например, на распродажах в аутлетах, когда на и без того большую скидку накладывается ещё одна, или на самых финальных распродажах в обычных магазинах, когда по каким-то причинам цена уменьшается на 70 и более процентов.

Схематичное изображение конструкций пиджаков

Относительно недорого могут стоить пиджаки/костюмы в конструкции half-canvassed. Иногда встречаются ошибочные утверждения: кое-кто говорит, что такие пиджаки спереди проклеиваются лишь частично, и что в верхней части у них клеевой нет, а есть лишь бортовка (canvas). На самом деле пиджаков, проклеенных наполовину, нет. Изредка попадаются пиджаки без клеевой и без полной бортовки, но это большая редкость. Чаще всего half-canvassed пиджаки спереди проклеены сверху донизу, но в верхней части у них имеется бортовка (canvas), спускающаяся несколько ниже верхней пуговицы и к тому же заходящая в лацканы. Порой термин half-canvassed применяют к пиджакам с бортовкой меньшего размера, но это спорное применение. Кстати, кое-какая небольшая бортовка есть и в большинстве fused пиджаков.

Половинная бортовка (half canvas) может сделать пиджак более стильным внешне и немного более комфортным, а также позволить использовать менее «мощную» клеевую, но ничего магического в ней нет. Лично я считаю, что fully-canvassed пиджак значительно лучше half-canvassed пиджака, а half-canvassed пиджак — несколько лучше fused пиджака. Как бы то ни было, в случае с недорогой одеждой конструкция half-canvassed (даже её упрощённый вариант с уменьшенной бортовкой) является хорошим признаком. Сегодня многие даже очень дорогие костюмы разных модных брендов делаются в конструкции fused.

О том, как распознать half-canvassed и fully-canvassed пиджаки, было рассказано вот в этой статье. Там же упоминаются и некоторые бренды, выпускающие пиджаки в этих конструкциях (к сожалению, некоторые сведения могли устареть).

 

Ручные операции и ручные швы

На недорогой одежде их нет. Однако вы можете иногда встретить сильно уценённые изделия с ручными операциями, ручными швами. Уценка может быть произведена как по причине дефектов, так и по причине отсутствия спроса. Я бы не советовал увлекаться розыском вещей с ручными операциями, если у вас очень скромный бюджет. Имейте в виду, что рубашки с ручными швами при прочих равных менее надёжны, чем рубашки, полностью сшитые на машинках, если только речь не идёт об очень кропотливой ручной работе и ручных швах с очень высокой плотностью стежков.

Довольно качественный ручной шов, но не слишком надёжный; кстати, именно на этой рубашке один ручной шов разошёлся, и его пришлось восстанавливать

Иногда ручные швы имитируют с помощью машинок. Особенно часто псевдоручными швами украшают лацканы и воротники пиджаков, но их можно встретить и в других местах, и на других изделиях. Это позволяет удерживать себестоимость вещей на скромном уровне, и в этом нет ничего плохого, если только такие швы не выдаются за ручные.

Псевдоручные швы на трикотажном пиджаке

 

Количество петель для ремня на брюках, шортах и джинсах

Обычно таких петель пять, но на некоторых высококачественных изделиях их шесть или даже больше – вплоть до восьми.

Кроме того, можно вспомнить специальную петельку для пряжки ремня, про которую я рассказывал вот тут. Если она есть, это плюс.

Петелька-держатель для пряжки ремня

 

Карманы

Количество карманов – не самый важный нюанс, но ему тоже можно уделить внимание. На одних пиджаках, к примеру, есть только два внутренних кармана, на других – три или четыре. На одних брюках имеются два боковых кармана и один задний, а на других – два задних, два боковых, один маленький и неприметный наружный карман у пояса, а также один внутренний маленький карман или даже два внутренних кармана. Кроме того, в одном из обычных боковых карманов может присутствовать разделитель, который бывает полезным.

 


 

7 Replies to “Как выбрать качественную недорогую одежду: конструкции, швы и некоторые детали”

  1. Недавно открыл для себя малоизвестный норвежский бренд Cavour. Они предлагают как одежду именитых-дорогих производителей, вроде Cesare Attolini, так собственную, под маркой своего бренда. О последней пишут, что у них все костюмы выполнены в конструкции full canvas, отшиваются в Италии. Нераспродажные цены на костюмы Cavour — порядка 750-1000 долларов, в период распродаж скидки могут доходить до 30%-50%. Недавно купил у них такой костюм за 450 долларов (380 евро):
    https://cavour.co/en/product/3986/mod-2-hightwist-wool-suit

    • Спасибо за комментарий!

      Несмотря на то, что костюм даже за 450 долларов в России далеко не каждый назовёт «недорогим», в данном случае такая цена кажется весьма низкой. Особенно с учётом того, что это норвежский магазин (более того, мини-сеть офлайн-магазинов), а в Норвегии, как известно, очень высокие цены, зарплаты и налоги. Плюс бесплатные доставка и возврат по всему миру, Made in Italy, full canvas, заявленные ручные операции (в том числе, цитирую: «Hand made details on the trousers include buttonholes, bar tacks and pick stitching«). А не пробовали ли Вы уточнить, из какой ткани сшит этот костюм, от какой фирмы? Из чего сделана подкладка?

      • Ага… вот какой обзор я нашёл: https://www.reddit.com/r/frugalmalefashion/comments/i0mg9q/cavour_review_15_off_code_still_good/
        В описании того костюма, впрочем, ручная работа и не была заявлена… вообще там нет описания. Как бы то ни было, качество изготовления оставляло желать много лучшего в том конкретном случае.

        А какие у Вас впечатления?

        • Цена в $ 450 — распродажная, так эта модель стоит 750, а это немногим меньше, чем full-canvas костюмы от того же Suitsupply.
          Впечатления от костюма Cavour пока неполные, обрывочные, к тому же я совсем не эксперт и если что и знаю о костюмах, то в основном благодаря Вашему блогу. Ткань на ощупь хорошая, но «базовая», ничего особенного; у другой похожей модели она была от Filarte. Думаю еще написать и спросить у них про ткань, это стоит того, согласен.
          Подкладка половинная (half-lined), что дало возможность заглянуть под неё — как минимум в верхней части пиджака есть бортовка, ничего похожего на клеевую я не нашел, т.е. это, скорее всего, не half-canvas. Состав подкладки, судя по этикетке, 100% бемберг, как в самом пиджаке, так и рукавах.
          Согласен, что за такие деньги операции/детали вероятнее всего не ручные, а имитация.
          Манжеты нерабочие, но «имитационные» петли всё же есть, так что укоротить рукав было бы сложно, если бы мне это понадобилось.
          Немного непривычными кажутся такие детали, как пуговицы 3-roll-2 и плечо spalla camicia, но выглядит не уродливо, привыкну.
          Изначально я собирался купить темно-серый костюм (дороже на 60 долларов), но здесь меня подкупила неброская, заметная лишь вблизи клетка glen check, уж очень благородно и ненавязчиво она выглядела. К тому же, если вдруг я испорчу костюмные брюки, такой пиджак допустимо будет носить в качестве непарного (или здесь я ошибаюсь?..)
          Кстати, брюки оказались уже, чем на магазинной фотографии, но сели хорошо.

          • Спасибо за подробный ответ!

            Честно сказать, мне кажется, что такой пиджак не очень-то годится на роль непарного. Вот такая неброская и малоконтрастная клетка глен обычно ассоциируется именно с костюмами.

  2. Добрый день, Дмитрий! Передаю слово в слово ответ норвежских товарищей по поводу ткани приобретенного костюма:
    This fabric is from Vitale Barberis. The high twist wool is a type of wool with an open weave, where the threads are twisted more than usual, so the fabric does not wrinkle as much as regular wool fabrics. It is also quite light, and comfortable to wear.