О ценовой политике крупных ритейлеров электроники

Я думаю, что о крупнейших сетях бытовой техники и электроники — М.Видео, Эльдорадо, Техносиле, MediaMarkt — знают практически все россияне, и практически каждый там что-нибудь да покупал. Но, к сожалению, не все знают о том, что покупать технику в этих сетях невыгодно: цены там заметно выше, чем в ряде интернет-магазинов или же в так называемых кибермаркетах, которые для многих остаются ещё в новинку.

Причины, по которым цены у крупных ритейлеров столь высоки, можно разбить на две категории. В первую входят объективные факторы: высокая стоимость аренды в торговых центрах и помещениях в центре города, возле метро; расходы на содержание большого количества персонала; расходы на электричество, уборку торгового зала и так далее.

Вторая категория причин возникла из-за того, что на крупные ритейлеры приходится очень существенная доля продаж на рынке бытовой техники и электроники, так что они могут диктовать свои условия как покупателям, так и поставщикам. Покупателям — потому что многие привыкли покупать технику в классических магазинах, побаиваются заказывать её в интернете, и хотят перед покупкой всё посмотреть и пощупать; поставщикам — потому что для любой сколь-нибудь амбициозной марки очень важно, чтобы её товары продавались в крупных магазинах.

Конечно, крупным компаниям вроде Apple и Sony какое-нибудь российское М.Видео не указ: даже крупнейшие сети заинтересованы в том, чтобы у них были представлены ведущие бренды, так как они обеспечивают немалую долю продаж и на них всегда высокий спрос. А вот компаниям поскромнее условия уже можно диктовать.

Условия могут быть разные. Во-первых, это минимальная закупочная цена в сочетании с максимальной розничной. То есть М.Видео покупает устройство, допустим, за 4000 рублей, а продаёт его за 6000 рублей. Это простое условие частенько дополняется требованием поддерживать цены в остальных магазинах/сетях на уровне тех же 6000 рублей. Если кто-то продаёт устройства дешевле, крупная сеть может просто отказаться их закупать.

Как правило, небольшие компании и бренды заинтересованы в том, чтобы их устройства продавались в крупных сетях, поэтому они соглашаются на такие условия. Но мелким магазинам дистрибьюторы (далеко не все производители торгуют напрямую) продают приборы уже не по 4000, а по 5000, потому что закупают их непосредственно у производителя по 3500 или вообще по 4000 рублей. А себестоимость такого прибора может быть 3000 рублей. Я думаю, вы уже догадались, кто в этой цепочке наживается большего всего: крупный ритейлер.

А вот условие другого рода: крупный ритейлер говорит, что мы будем закупать устройства, но только если вы не будете продавать их нашим конкурентам. Это ещё не самая худшая ситуация: часто крупные сети просто отказываются закупать устройства, мотивируя это тем, что спрос на них будет небольшой. Поэтому не стоит удивляться, что какие-то марки продаются только в интернет-магазинах.

Добиться продаж в крупной сети непросто. У PocketBook — который уже на протяжении нескольких лет является лидером по продажам электронных книг в России — на это ушло более года. Однако немалый спрос на устройства PocketBook позволяет компании держать цены в интернет-магазинах и в фирменных точках на более низком уровне, чем в М.Видео.

Особенно сильно крупные ритейлеры наживаются на аксессуарах. Зачастую все эти чехольчики, кабели, флэшки и зарядные устройства продаются — хоть в том же М.Видео или Техносиле — по цене в 3-4 раза выше себестоимости, а то и закупочной цены, если магазин покупает их напрямую в Китае (например, заказывает под собственным брендом). Иногда с продажи, например, чехла для iPad магазин может получить больше прибыли, чем с продажи самого iPad (Apple диктует весьма суровые условия). Поэтому продавцы так активно «впаривают» аксессуары.

Отдельного упоминания заслуживают так называемые распродажи, когда устройства частенько продаются по ценам выше, чем в ряде интернет-магазинов. Если учесть, что крупные ритейлеры закупают приборы по небольшим ценам, они неплохо наживаются и во время таких вот псевдораспродаж. И даже когда они «сливают» остатки, продавая устройство по цене процентов на сорок меньше первоначальной, они, скорее всего, в минус не уходят и практически полностью отбивают затраты. Хотя исключения, не спорю, бывают.

Постоянные посетители сайта заметили, что я уже достаточно давно перестал публиковать информацию о распродажах электроники и бытовой техники и прочих акциях. Отчасти потому, что значительная часть этих акций — самый настоящий развод; иногда на ценнике просто рисуется более высокая цена, затем она зачёркивается, а в в качестве «распродажной» указывается та же цена, что была и раньше. Такие штуки наши доблестные ритейлеры проделывали, например, в рамках акций, приуроченных к «киберпонедельнику», который состоялся в конце января нынешнего года.

Под конец хочу сказать пару слов о «дисконтных и бонусных программах». Мне жаль людей, которые ради каких-то копеек изучают условия этих программ и пытаются им следовать. Чтобы накопить значимое число бонусов, нужно совершить очень крупные покупки; кроме того, бонусы в некоторых сетях могут банально сгореть, если вы не совершили покупку там в течение года с момента получения карточки.

Имейте в виду, что даже с учетом всех этих накопленных бонусов вы будете платить за технику больше, чем в большинстве интернет-магазинов и  кибермаркетов (о них читайте здесь). Ведь итоговая скидка, скорее всего, получится копеечная — например, 1,5-3 процента — в то время как цены в крупных сетях могут быть на 10-30% выше, чем в интернет-магазинах.

Единственное, пожалуй, ради чего имеет смысл ходить в крупные магазины — посмотреть устройства и приборы вживую. Ну и, конечно, их можно там сразу же заказать — иногда переплата бывает несущественной, а в редких случаях можно всё-таки и сэкономить — врать не буду. Но эти случаи — исключения, а никак не правило.

 


 

5 Replies to “О ценовой политике крупных ритейлеров электроники”

  1. Главный фактор формирования цен во всех магазинах — это не аренда, персонал, электричество или уборка, а ЖАДНОСТЬ хозяина. Это мы видим по «ценовым войнам» между инет-магазинами (за доминирование в верхней строчке) в Я-Маркете и огромному разбросу цен (в разы !). Всё остальное второстепенно. Разумеется, магазины-музеи должны стать достоянием истории и чем раньше — тем лучше. Хожу в такие «музеи» только «пощупать» товар, но покупать там — нет лишних денег. Кстати тот же инет — магазин при «М-видео» неплохой вариант, отличается очень дешевой доставкой, но цены не особо низкие. Кстати интересно, что М-Видео буквально «монополизировал» продукцию марки Haier.

  2. Сам попал ситуацию, когда скидочная карта на 7% «сгорела» и превратилась в «накопительную». Довольно смешно купить товар как минимум на 10% дороже рыночной цены и потом получить (через месяц, не ранее) бонус в размере 1-2% причем не деньгами, а возможностью покупать опять же дорогие товары. Еще сетевые магазины наживаются на «расширенной гарантии», это вообще караул, менеджеры проходу не дают. Еще есть фишка, когда «акционный товар» есть только в рекламе, а в магазине говорят, что «закончился» и предлагают аналог по обычной завышенной цене — все равно покупатель приехал в магазин, полдела сделано. Бренд не называю, этим грешат многие.

    • Я слышал, что «расширенная гарантия» в умелых руках может превратиться в гарантию бесплатного апгрейда устройства где-нибудь через год или два 🙂 Как-то ради интереса даже спрашивал продавца об условиях и задал вопрос: ведь по сути я сам могу вывести устройство из строя «легальным» с точки зрения гарантии способом и потребовать обменять на новое с характеристиками как минимум не хуже. На что продавец ответил, что «у нас такие вещи обсуждать не принято, но в принципе можете, наверное» 🙂

    • Еще более шикарна ситуация, когда тебя завлекают «бонусными чеками» (зачислением некоторого % от покупки на карту) всячески пиаря, что «ими можно оплатить следующую покупку», но мелким-мелким шрифтом идут подробности, что «только в течении месяца или сгорает», «не более 10% от суммы новой покупки» и т.п. Еще более весело когда все это действует только при покупке в обычном магазине (дороже, чем в их же собственном интернет-лабазе). Привет «Телемаксу», ага! «А не пошел бы ты в жопу директор?» (с) Масяня.

  3. Забавно.У меня была мысль разбить свой Kindle уже ближе к концу гарантийного срока ( а гарантия у них и на стеклобой тоже распространяется) и всучить его товарищу, который едет в США, так, сказать, с оказией. Для замены на новый. Но, постеснялся. Хотя мои знакомые, специально покупают в офис технику разных пристойных «оборотней первой группы» Гарантийный год она при такой эксплуатации, конечно, не прорабатывает, ломается и без проблем меняется по гарантии на новый экземпляр (с ремонтом, вроде бы никто не связывается).