Бренды-оборотни и ФАС России

Уже давно собираюсь написать о результате своего интернет-обращения в ФАС России насчёт брендов-оборотней. Небольшая предыстория: где-то пару-тройку месяцев назад я заполнил на сайте ФАС России форму обращения. Спустя примерно месяц на домашний адрес пришло бумажное письмо с ответом.

Ответ содержит пространные ссылки на различные статьи Закона «О защите конкуренции» и итоговый вывод, в котором указаны признаки, по которым можно сделать заключение о факте недобросовестной конкуренции. И, так как моё обращение носило скорее общий характер и не являлось многостраничным опусом — сборником фактов и ссылок на нарушаемые нормы — ФАС России отказалась возбудить дело против владельцев указанных мною брендов. Кроме того, она дала прозрачный намёк на то, что подобные заявления надо бы оформлять строго определенным соответствующими нормами образом. И подавать их, как я понимаю, лучше в бумажном виде по обычной почте.

А вот какие признаки должны наличествовать для того, чтобы можно было признать действия фирмы актом недобросовестной конкуренции:

  • Действия совершаются хозяйствующим субъектом (по сути, самой фирмой)
  • Действия направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • Действия противоречат требованиям действующего законодательства, либо обычаям делового оборота, либо требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • Действия причиняют или способны причинить убытки другому субъекту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

Как видим, при желании можно составить более пространное и конкретное обращение — естественно, для каждого бренда (точнее, компании-владельца бренда) в отдельности. Либо другой вариант — подходить со стороны не защиты конкуренции, а защиты прав потребителей. В любом случае, заявления должны быть основательными и конкретными, с юридическим обоснованием. В противном случае ФАС или иной регулирующий орган не будут тратить силы на расследования.

Пока у меня в планах — не ближайших, конечно, так как на всё это нужно время — выбрать какой-нибудь весьма злостный «бренд-оборотень», аккумулировать всю доступную информацию по компании-владельцу и по соответственным регулирующим нормам и составить уже более полноценное и весомое обращение.

Я хочу подчеркнуть, что бороться с «оборотнями» при помощи ФАС России возможно. Например, в 2010 году ФАС вынесла постановление об административном нарушении по делу о всем известном бренде «немецкой премиум-техники» Bork. Подробнее можно узнать здесь. Правда, штраф оказался скорее символическим — 100 тысяч рублей. Однако было и ещё одно важное следствие: с тех пор Bork уже перестал активно пиариться как немецкий премиальный бренд. Формулировки стали более лаконичными и обтекаемыми. Кроме того, информация об этом постановлении была опубликована в прессе и интернет-СМИ.

 


 

5 thoughts on “Бренды-оборотни и ФАС России

  1. А Вы, Дмитрий попытайтесь их еще подтянуть за нарушение законодательства о рекламе. Если они, скажем открыто пишут на сайте, о том, что их товары европейского происхождения, а они на самом деле Китай. Там тоже штраф для юр.лиц от 100 до 500 тыс. По крайней мере это заставит их не врать об элитной иностранщине.
    ФЗ «О рекламе» ст.5 п.3 пп.3
    3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
    о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

    Статья 14.3. КоАП «Нарушение законодательства о рекламе
    Информация об изменениях:»

    1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

    Удачи Вам!

    • Ну, у меня не так уж много времени, чтобы этим плотно заниматься, к сожалению. Спасибо за предложения! Действительно, закон «О рекламе» в подобных случаях нарушается.

  2. без сомнения, бренды — оборотни — нездоровое явление, которое надо искоренять..

    • Если людям нравится быть обманутыми — пожалуйста! А вот если кто-то посчитает, что так не годится — механизм есть. Особенно этим должны, как казалось бы, заниматься владельцы реальных брендов, но — вероятно — они сами и зарабатывают на «оборотнях» в том числе.

      • Да, тут можно подходить с двух «концов»:
        — либо с позиции защиты прав честных производителей (через ФАС)
        — либо с позиции защиты прав потребителей (через Комитеты по защите прав потребителей либо Роспотребнадзор)

        В первом случае, действительно, должны были бы обращаться в ФАС честные компании, но они, вероятно, считают, что овчинка выделки не стоит. У кого-то нет достаточно количества юристов. Кто-то считает (или знает), что где-то в нужных местах все проплачено. И так далее…