Лондонский музей городского транспорта

В Лондоне есть очень интересный музей, о котором знают далеко не все туристы: музей городского транспорта. Единственный, пожалуй, минус этого места — платный вход, причём цена за билет достаточно высока. Это нетипично для Лондона, главные музеи которого можно посещать вообще бесплатно. Впрочем, экспозиция музея лондонского транспорта, на мой взгляд, очень интересна, и потому потраченных на входной билет денег не жалко.

В Музее собраны вагоны лондонского метро разных лет, автобусы, омнибусы, такси, разнообразные уличные объекты (дорожные знаки, указатели), таблички, компостеры, билетики разных лет и многое другое. Очень многие экспонаты — натуральные, причём во многие старые вагоны и автобусы можно свободно заходить, и даже потрогать/пощупать детали интерьера и экстерьера (в меру, конечно). Антураж музея весьма приятный, хорошее освещение (в том числе естественное), современный интерьер.

Помимо этого, есть и интерактивные штучки: например, тренажер-симулятор современного лондонского автобуса (эдакая отдельностоящая кабина со всем оборудованием), какие-то симуляторы управления поездами метро. Дети будут в восторге; впрочем, я думаю, что и многие взрослые тоже. Лондонские музеи вообще отличаются обилием разных интерактивных экспонатов, и это радует.

 

Справочная информация

Музей работает ежедневно, в понедельник-четверг, субботу и воскресенье — с 10 до 18 часов; в пятницу — с 11 до 18 часов. Вход закрывается за 45 минут до окончания работы музея. 24 и 25 декабря музей закрыт.

  • Адрес музея: 39 Wellington St., Covent Garden Piazza, WC2E.
  • Ближайшие станции метро: Covent Garden; Temple; Leicester Square. 

Стоимость билетов составляет 15 фунтов для взрослых и 11,5 фунтов для студентов; дети и молодые люди до 17 лет (включительно) проходят бесплатно. Билеты действительны в течение 12 месяцев с момента покупки, то есть вы в течение года можете приходить и гулять по музею без какой-либо дополнительной платы. Но важно отметить, что билеты персональные (именные), и передавать их знакомым и друзьям бессмысленно.

Стоит иметь в виду, что лондонцы используют этот музей как место для прогулок с детьми, что неудивительно: билеты круглогодичные, а для детей вход вообще бесплатный. Поэтому в выходные концентрация детей может быть повышенной. Впрочем, лондонские дети и их родители в большинстве своем весьма воспитанные и вежливые.

 

Экспозиция музея

Ну а теперь давайте познакомимся с некоторыми экспонатами, которые уютно расположились под крышей музея. В статью, конечно же, попали не все экспонаты, но многие. В любом случае, помните, что никакие фотографии не заменят живого посещения: ведь осмотреть всё можно чрезвычайно подробно, многое можно пощупать, а при желании — даже и понюхать. Музей в этом смысле очень демократичный. Единственное, я прошу вас ничего в нём не отковыривать и не дергать лишний раз всякие ручки и прочие штучки (за исключением ручек, специально для дерганья предназначенных — есть там и такие, в своеобразных тренажёрах-симуляторах).

 

Конки и конные экипажи

Самый ранний общественный транспорт расположился на самом верхнем ярусе музея. Там можно увидеть старые дилижансы и конки, которые бегали по улицам Лондона в XIX веке. Интересный факт: проезд на конке (конном «трамвае») стоил дешевле, чем проезд на «конном автобусе», поэтому лондонский рабочий класс пользовался в основном конкой. К началу XX века общее число лошадей в Лондоне, использовавшихся как тяга для разного рода транспорта, выросло до 300 тысяч.

На картинках внизу — конный «автобус» и конный «трамвай» 1880-х годов. Обратите внимание, оба — двухэтажные.

 

Вагоны и локомотивы метро

Как известно, лондонское метро — самое старое в мире. Оно весьма неудобное, душноватое, мрачное и запутанное; московское метро по сравнению с ним кажется очень современным и приятным. Впрочем, когда метро в Лондоне только запускалось, всё было ещё более зловещим. Массивные деревянные вагоны с маленькими окошками, мрак и сырость подземелья. Вся эта радость, приводимая в движение паровыми двигателями (то есть вагоны тянул за собой паровоз), стала доступна лондонцам начиная с 1863 года. Освещение в первых вагонах было газовым.

Как я понимаю, самые первые вагоны лондонского метро не сохранились (в отличие от локомотива образца 1866 года), а самый старый вагон из представленных в музее — это образец 1890-х годов. Кстати, именно в 1890-е годы в Лондоне появились станции и линии метро, проложенные достаточно глубоко под землёй, и, кроме того, появились локомотивы, работающие на электричестве. А чуть позже в развитие лондонского метрополитена вложился крупный чикагский бизнесмен Чарльз Йеркс, послуживший прототипом Фрэнка Каупервуда в романе Теодора Драйзера «Финансист».

Интересно, что в некоторых старых вагонах были своеобразные купе, а не традиционные лавки вдоль стен. В эти купе, как и в другие вагоны, представленные в музее, можно зайти. В некоторых вагонах размещены восковые фигуры, изображающие пассажиров; фигуры одеты в типичную для того времени одежду. Ну а непрерывано работающий магнитофон (или иное звуковое устройство) воспроизводит звуки, которые слышали пассажиры тех вагонов.

К 1920-м годам локомотивы и вагоны приобрели более современный вид. Ниже — локомотив 1922 года, вагон 1923 года и вагон конца 1930-х годов. Внутри вагона 1938 года — уже вполне традиционные сиденья, расположенные вдоль стен; окна и двери смотрятся вполне современно. Однако, естественно, эти вагоны были списаны много лет назад.

 

Автобусы, трамваи, такси

Кроме ряда вагонов метро и локомотивов, в музее имеются как ранние, так и более поздние автобусы (в основном двухэтажные), такси (старые и современные) и трамваи. Транспорт города развивался: в начале XX века на смену конкам пришли электрические трамваи, а на смену кэбам — такси, но уже в 1920-х годах автобусы стали вытеснять и трамваи (хотя до конца так и не вытеснили). Одной из причин высокой популярности автобусов была более низкая (в сравнении с трамваями) стоимость их технического обслуживания.

Если в 1903 году в Лондоне было всего лишь одно такси и одиннадцать с половиной тысяч кэбов, то уже в 1913 году насчитывалось более восьми тысяч такси и всего около двух тысяч кэбов. К началу 1920-х годов кэбы практически исчезли с лондонских улиц. Но такси того времени, конечно, сильно отличались от современных, которые стали одним из символов Лондона. На фото внизу — автомобиль-такси выпуска 1936 года. Это Austin Low Loader Taxi. Кстати, один из немногих экспонатов, к которому нельзя подойти вплотную. 

 

Вывод статьи будет краток: интересных экспонатов в музее немало, и по возможности стоит это место посетить. Очень рекомендую всем, кто интересуется городским транспортом.

 

Автор: Дмитрий Васфилов. При копировании и/или перепечатке статьи целиком или любой её части указывайте имя автора и гиперссылку на оригинал.

 


 

One Reply to “Лондонский музей городского транспорта”

  1. Почему это Лондонское метро мрачное и запутанное, по моему совсем даже наоборот , очень удобное. А музей отличный , я там был.