Бренды-призраки: жизнь после смерти

Увы, судьба не всегда благосклонна к брендам: иногда старые, добросовестные и именитые марки — точнее, компании-владельцы этих марок — вынуждены объявлять себя банкротами. Разумеется, погибший бренд — лакомая приманка для коршунов, в роли которых могут выступать как крупные корпорации, так и фирмы помельче. Умерший бренд могут безжалостно распотрошить, растащить по кусочкам и дать ему вторую жизнь — но то будет уже не старый классический бренд, а лишь его подобие, призрак.

К счастью, история знает не так уж много подобных примеров, да и не все они столь ужасны. Но всё равно, когда я думаю о старых брендах, чьи фабрики уже закрыты, но товары с шильдиками которых продаются в магазинах, у меня бегут мурашки по коже, и мне становится слегка жутковато. Кто знает, может в этих приборах, выпущенных на других заводах, обитают маленькие частички духа погибшего бренда и по ночам они выходят наружу, громко шаркая на кухне и совершая мелкие проказы?

Но давайте будем серьезными и рассмотрим четыре примера таких вот брендов-призраков. Наверняка можно привести и больше примеров, и я буду очень благодарен, если в комментариях вы расскажете известные вам печальные истории о марках давно минувших дней, названия которых используются до сих пор. Ну а пока истории расскажу я.

Итак, один из классических примеров — это немецкий Grundig. Я думаю, высокое качество техники этой марки известно многим. Компания была основана в 1930 году и имела блестящую историю. Увы, в 2002 году кредиторы отказали ей в продлении кредитной линии, и в 2003 году Grundig объявил себя банкротом. Часть компании перешла к Thomson, а часть (направление потребительской электроники) поделили между собой британская Alba и турецкая Beko.

Спустя несколько лет Alba продала свою долю Beko, однако некоторое время ещё использовала бренд Grundig. Примерно в то же время испанская компания Grupo Vitelcom заполучила в свои руки лицензию на выпуск мобильных телефонов под маркой Grundig Mobile, а в США техника под маркой Grundig стала выпускаться американской фирмой Eton Corporation. Так выдающийся некогда бренд оказался разбит на несколько частей и получил второе дыхание — вот только с первым дыханием оно, наверное, уже не сравнится.

Следующий пример — Rosenlew, очень известный финский производитель холодильников и много чего ещё, вплоть до бумаги, упаковочных материалов и сковородок. Компания была основана в 1853 году, но в 1987 перешла в руки компании Rauma-Repola, после чего часть подразделений была продана, некоторые — закрыты. В 1992 году бренд Rosenlew перешел к Electrolux. В 1998 году Electrolux закрыл завод по производству холодильников Rosenlew в Финляндии, а в настоящее время бренд Rosenlew доступен для лицензирования. Так некогда очень именитый бренд стал призраком.

Третий пример — это Akai. Старый японский бренд, принадлежавший одноименной компании, основанной в 1929 году и вынужденной в 2000 году объявить себя банкротом. Думаете, сам бренд исчез? Вовсе нет, он перешел к гонконгской компании Grande Holdings, которая стала лицензировать его разным производителям электроники. От былого бренда осталось только название. В России ситуация с брендом Akai особенно интересна и подробно описана вот тут. Помню, несколько лет назад они тут проводили довольно мощную кампанию с циничным лозунгом «Akai — возвращение легенды». С того света, не иначе.

Похожая судьба постигла и другой японский бренд — Sansui, выпускавший хорошую аудиотехнику, а ближе к своему закату — и видеотехнику. Он в конце 1990-х тоже перешёл в собственность Grande Holdings. Товары под этим брендом теперь выпускаются разными предприятиями, так что марка стала, что называется, «зонтичной». И специалисты к технике Sansui относятся скорее скептически, считая её обычной массовой, но не класса hi-end.

Hаконец, последний пример — это бренд аудиотехники (особенно кассетных дек) Nakamichi, принадлежавший одноименной японской компании. Когда-то его продукция пользовалась большим уважением среди знатоков, но в 1990-е годы этот бренд пришёл в упадок и в 1997 году была приобретён крупной гонконгской фирмой Grande Holdings. Увы, смена владельца не спасла Nakamichi от убытков, и в 2002 году компания подала заявление о банкротстве. Говорят, что в те смутные времена фирму покинуло большинство лучших её сотрудников. Фактически, агония Nakamichi растянулась на несколько лет, а затем наступила клиническая смерть бренда и его реанимация… или, правильнее сказать, реинкарнация в новом обличии.

Дело в том, что после 2002 года Grande Holdings кардинальным образом изменили стратегию бренда: фокус Nakamichi сместился с высококачественной аудиотехники экстра-класса на дорогую масс-маркетную. В результате бренд потерял доверие меломанов и аудиофилов, и теперь они относятся к нему с презрением и сожалением — иными словами, для специалистов марка Nakamichi умерла. Правда, при этом стоит отметить, что знатоки с презрением относятся только к современным устройствам Nakamichi, а вот некоторые винтажные модели до сих пор пользуются спросом.

 


 

20 Replies to “Бренды-призраки: жизнь после смерти”

    • Sony купила находящуюся на грани банкротства Aiwa в 2002 и постепенно свела бренд на нет. В 2006 год он был официально закрыт. Если сейчас что и выходит под ним, то это откровенные подделки. История с Aiwa тоже весьма грустная, конечно 🙁

      • Про Aiwa как-то на сайте «отзовик» юзер выложил отзыв про тв и официальный ответ от Sony на его запрос про данное чудо.
        Небольшая выдержка из данного письма:
        «На самом деле нет никакой связи между компанией AIWA Trading Limited и всемирно известным производителем электроники под брендом AIWA. Компания Aiwa Co, Ltd. стала первым производителем, создавшим кассетный магнитофон с функцией записи, популярные мини Hi-Fi системы, CD-рекордеры с чейнджером на 3 диска и многие другие инновационные устройства, которые стали стандартами для мирового рынка электроники. В 1969 году корпорация Sony приобрела контрольный пакет акций Aiwa Co., Ltd и в 2002 полностью поглотила ее.
        Ни корпорация Sony, ни компания Aiwa Co., Ltd не имеют и никогда не имели отношения к телевизорам AIWA с LED-подсветкой, информация о которых размещена на сайте http://www.aiwa-rus.ru, и таким образом, не могут гарантировать качество данных продуктов под брендом AIWA и не могут принимать жалобы в отношении этих продуктов.
        Следуя требованиям письма корпорации Sony, компания AIWA Trading Limited удалила «историческую» информацию со своего сайта, но продолжает продавать товары под известным брендом. «

  1. Здравствуйте, Дмитрий!
    Добавьте еще SANSUI, у которой тоже плачевная судьба и которая также принадлежит Grande Holdings.
    Да, что касается AKAI, это беда…А на территории России еще и беспредел.

    • Добавил информацию о Sansui, спасибо!

      • Небольшая корректировка. SANSUI сделал себе имя исключительно как аудиобренд и видео никогда не занимался. Их прорывом явился выпуск транзисторного усилителя в конце 60-х, который звучал как ламповый. Именно благодаря своим усилителям, ресиверам и акустике этот бренд стал культовым. Именно SANSUI в 1979 году выпустил самый лучший и уникальный монстр-ресивер за всю историю аудио! Двухблочный, на тороидальных трансформаторах (а фирма SANSUI начинала именно с выпуска трансформаторов) монстр. 2 х 300 Вт, 8 ом. Цена на момент выхода 1900 $.
        А уже после банкротства и перехода к Grande Holdings пошли и теле-видео продукты, и стиральные машины, и пр.

        • Как я понимаю, ближе к своему закату они приступили к выпуску видеотехники, хоть это и не помогло им выжить как самостоятельному бренду:

          As the mid-1980s arrived, sales were lost to competitors (Sony, Pioneer, Matsushita’s Technics). Sansui began to lose visibility in the United States around 1988, and then focused on manufacturing high-end components in Japan. The company began to manufacture high-end television sets and other video equipment

          http://en.wikipedia.org/wiki/Sansui_Electric

          Внес небольшую корректировку в статью.

  2. а что с брендом Thomson? раньше это была очень даже приличная фирма, особенно телевизоры… А вот то что сейчас продается под этим брендом на откровенный китай смахивает…

      • хм, старнно, если с 2010 название поменялось, то почему все равно продается техника под брендом томсон…

        • Так те, кто покупали лицензии, покупали именно право на использование бренда Thomson. Потому и техника под ним продаётся, хотя сама компания уже называется по-другому.

        • В узнаваемость бренда вложены немалые ресурсы, так почему не воспользоваться этим? Но если некие компании покупают имя официально, так сказать, шаманят, но на законных основаниях (что делать, таковы законы), то есть процесс по сути тот же, но с юридической точки зрения неправомерный, например, под брендами Aiwa и Gold Star появились товары, хотя имя бренда никто не продавал. Это попытка сделать деньги на невнимательном покупателе, тот, что Интернет использует сугубо для он-лайн игр и соц. сетей, типа «КонтаХты».

          • В конце 80-х, начале 90-х попадались на прилавках комм.ларьков изделия SHRAP, PAPASONIC…:-)

  3. Может это и не 100%-ный случай по теме. Но самая известная в мире марка ноутбуков Thinkpad после перехода от IBM к Lenovo была опошлена и при фантастических ценах, сравнимых с Apple Mac Book, скатилась по качеству. Уникальная клава, магниевый корпус и экран IPS ушли. А безумные цены остались. Марка потеряла свой шарм, харизму, и большинство поклонников — профессионалов: программистов, журналистов, админов и даже космонавтов МКС. На станции продолжают использовать старые буки IBM с «протонной» защитой.

    • Случай не вполне по теме, но упоминания, без сомнения, заслуживает.

      IBM просто продали весь свой компьютерный (ПК+ноутбуки) бизнес Lenovo в 2005 году.

      Кстати, у Lenovo под две сотни моделей ноутбуков, и некоторые из них оснащены экраном IPS. Что касается цен, то самые дешевые ноутбуки Lenovo ThinkPad стоят около 15 тысяч… А магниевый корпус, похоже, они уже действительно не используют даже в дорогих моделях. Lenovo в значительной степени «размыли» марку, начав выпускать под ней устройства более низкого уровня, ценового сегмента ниже среднего — в то время как тот же Apple этого делать категорически не хочет.

      И, по-моему, вообще в целом за последние десять лет техника несколько скатилась по качеству, применительно не только к Lenovo.

      • «Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно» (И.Ильф и Е.Петров — «Золотой теленок»)….
        Очевидно, производители техники прочитали-таки сие классическое произведение и сделали соответствующие выводы 🙂

      • Показателен в этом случае пример Sony Vaio. Ноутбуков №1 в мире, которых, по слухам, хотел купить сам Джобс. Год от года качество становилось все хуже и хуже, пока в этом году ее решили продать одному малоизвестному японскому производителю, который не собирается ее развивать.
        То же самое можно сказать и про Toshiba и других, таких как Asus. Лет 10 назад они еще были ничего, сейчас все скатились в унылое г…о. Плохая теденция, однако. При таком «широком выборе», альтернативе Lenovo сейчас нет. К сожалению… 🙁

        • Среди ноутов альтернативы Lenovo нет, используем на работе старые IBM — не убиваемые аппарты, работают в полях более 10 лет…
          Да Lenovo не торт, но остально вообще ужас
          HP говно…
          Dell — запредельное говно

          Системники тоже пользовали IBM потом lenovo

  4. По поводу продукции марки Sansui, скажу, что ещё в 1982, в Las Palmas, в громадном, как мне казалось на тот момент, многоэтажном торговом центре El Corte Engles, увидел колоссальный музыкальный центр Sansui. Настоящее произведение искусства, акустика в виде 2 каминов, усилитель готического направления, схожего на костёл. А цена, в точности стоимости Ford Sierra, продававшегося этажом ниже, правда, не помню точно сколько в песетах.

  5. То что сейчас продается под маркой Grundig не имеет к легендарной марке ни какого отношения , у самого есть широкоэкранный Grundig Cinaro в телевизор кинескопный но у же тогда инженеры применяли технологии пк , то есть у телевизора есть возможность дооснащения модулями будь то 2 тюнер или спутниковая карта , да и компания давала своим устройствам помимо цифрового индекса Имена ! Дизайн и сейчас вызывает восторг компанию можно причислить к 3 ведущим мировым немецким брендам Telefunken , Loewe , Metz . По дизайну была сопаставима с новаторской B&Q