Типы конструкции мужских туфель и ботинок

Статья была впервые опубликована 30 ноября 2014 года, а 8 июля 2015 года дополнена и обновлена.

Вы удивитесь, если узнаете, что существует добрый десяток разновидностей конструкций туфель и ботинок. У каждого типа есть свои особенности, свои недостатки и преимущества. В этой статье я постараюсь не вдаваться слишком сильно в тонкие технические подробности, а сконцентрироваться именно на плюсах и минусах тех или иных конструкций — а также на брендах, которые предлагают соответствующую обувь.

 

Goodyear Welted

Эта конструкция является одной из самых надёжных, долговечных и почитаемых. Если говорить кратко, суть конструкции заключается в следующем: сначала верх туфель вместе со «стелькой» (внутренней подошвой/подметкой, insole) пристрачивается к специальному ранту (welt) — полоске кожи; затем рант пристрачивается к внешней подошве (outer sole). Пространство между «внутренней подошвой» (insole) и внешней подошвой заполняется корковым наполнителем. Получается очень прочная, комфортная и выносливая обувь. При желании подошву впоследствии можно менять: крупные производители типа Loake и Church’s предлагают подобную услугу.

Главный недостаток у Goodyear Welted — высокая цена. Такие туфли просто не могут быть дешёвыми. Однако цена в данном случае оправдывается качеством. Кроме того, туфли Goodyear Welted не являются абсолютно водонепроницаемыми, так что по лужам в них ходить не следует. Если вам нужна самая выносливая обувь, лучше сделать выбор в пользу Veldtschoen или Norwegian конструкций, речь о которых пойдёт ниже. Наконец, кому-то туфли Goodyear Welted могут показаться тяжеловатыми и не такими гибкими и мягкими, как туфли конструкций Bologna и Blake (о которых тоже будет рассказано ниже).

Goodyear Welted (1)Подробнее о Goodyear Welted читайте в отдельной статье. О том, как отличить обувь Goodyear Welted от обуви других конструкций, читайте здесь.

Некоторые производители в обуви, в ассортименте которых есть туфли конструкции Goodyear Welted (в скобках — страна производства; внимание! в ассортименте этих марок могут быть и туфли других конструкций):

  • Alden (США)
  • Alfred Sargent (Англия)
  • Allen Edmonds (США, Доминиканская Республика)
  • Bally (Швейцария)
  • Barker (Англия, Индия)
  • Berwick (Испания)
  • Brooks Brothers (Англия, США)
  • Carmina (Испания)
  • Cheaney (Англия)
  • Church’s (Англия)
  • Corthay (Франция)
  • Crockett&Jones (Англия)
  • Edward Green (Англия)
  • Gaziano&Girling (Англия)
  • Grenson (Англия, Индия)
  • Herring (Англия, другие страны)
  • J.M.Weston (Франция)
  • John Lobb (Англия)
  • Loake (Англия, Индия)
  • Meermin (Испания)
  • Michel (Испания)
  • Paraboot (Франция)
  • Red Wing (США)
  • Santoni (Италия)
  • Septieme Largeur (Испания)
  • Tricker’s (Англия)
  • Yanko (Испания)

 

Hand-welted

Следует отметить, что туфли Welted не всегда именно Goodyear Welted, В некоторых случаях уместнее применять термин Hand-welted. В случае с hand-welted туфлями рант с внутренней подметкой и верхом сшивается вручную; в редких случаях подошва к ранту тоже пришивается вручную. Такая обувь, как правило, стоит очень дорого. Среди ее плюсов — несколько больший уровень комфорта (разумеется, при условии правильно подобранных размера и полноты), а также возможность замены подошвы 5-6 раз (у Goodyear Welted туфель подошву можно заменять 2-4 раза). Кроме того, на hand-welted обувь часто идет кожа очень высокого качества, и сама такая обувь обычно производится с очень большой тщательностью.

Hand-welting - Hiro YanagimachiТуфли Aubercy - hand-weltedНекоторые бренды, предлагающие туфли и ботинки handwelted: Aubercy (некоторые модели), Corthay (bespoke only), Foster&Son (bespoke only), Gaziano&Girling (bespoke only), Hiro Yanagimachi, Laszlo Vass, Meermin (Linea Maestro), Paolo Scafora, St. Crispins, Stefano Bemer, Zonkey Boot (Handwelted line).

Подробнее о handwelted обуви читайте в этой статье.

 

Closed channel stitiching

Шов, обычно заметный с внешней стороны подошвы, может быть скрыт дополнительным слоем кожи. Это называется closed channel stitching. Как правило, такая черта характерна для дорогой обуви — причём это может быть как Goodyear Welted, так и Hand-welted, и Blake. Стоит иметь в виду, что со временем при носке шов все-таки начинает показываться, и подошва начинает выглядеть совсем не так эстетично, как перед началом использования ботинок. На продолжительность жизни обуви closed channel stitching не влияет, хотя его можно рассматривать как некую дополнительную гарантию качества туфель.

Closed channel stitchingНекоторые бренды, предлагающие туфли с closed channel stitching (внимание! не все модели в ассортименте этих брендов могут иметь closed channel stitching): Alfred Sargent (линия Exclusive), A.Testoni (линия Black Label), Berluti, Cheaney (линия Imperial), Cleverley, Corthay, Crockett&Jones (линия Hand Grade), Edward Green, Franceschetti, Fratelli Rossetti, Gaziano&Girling, Hiro Yanagimachi, J.M.Weston, John Lobb, Santoni, St Crispin’s.

 

Blake

Это менее солидная конструкция, которую особенно любят итальянцы (в то время как Goodyear Welted обувь в основном делают в Англии). Впрочем, страна производства не является показателем: туфли конструкции Blake ныне производят и английские фирмы, а Goodyear Welted — испанские, итальянские, французские и другие.

Итак, конструкция Blake проще и менее надежна. Подошва напрямую пришивается к верху, рант отсутствует. Такая технология обходится дешевле, чем Goodyear Welted, однако в плане долговечности, износостойкости и влагозащищенности она хуже. С другой стороны, туфли конструкции Blake часто выглядят немного изящнее и кажутся меньше по размеру, чем аналоги, сделанные в конструкции Goodyear Welted. Кроме того, обычно они легче и более гибкие… и не стоит забывать о том, что некоторые туфли в конструкции Blake заметно превосходят по уровню материалов и финишинга (исполнения, отделки) некоторые туфли в конструкции Goodyear welted.

Синие монки Doucal'sТуфли Blake часто можно распознать по довольно широким стежкам, которые видны как с внешней стороны подошвы, так и при заглядывании внутрь ботинка. Однако иногда стежки с внешней стороны подошвы скрыты (это техника closed channel stitching, про которую я уже говорил выше). Стежки внутри ботинка тоже можно скрыть с помощью длинной (полноразмерной) стельки, которая может быть не просто вкладной, а вклеенной. Скажем, на готовых туфлях Berluti, сделанных в конструкции Blake, вы характерные для Blake стежки не увидите.

 

Blake Rapid

Это подвид Blake. В данном случае швов оказывается два: первый соединяет верх, внутреннюю подошву/стельку (insole) и «среднюю» подошву (midsole), а второй — среднюю и основную, нижнюю подошву (outsole). Внешне туфли Blake Rapid напоминают своих Goodyear Welted собратьев, хотя и несколько отличаются от них. Разумеется, этот способ прочнее/надежнее/долговечнее, чем обычный, простой метод Blake. Обходится он несколько дороже обычного Blake.

Franceschetti Blake RapidНекоторые производители в обуви, в ассортименте которых есть туфли конструкции Blake Rapid (в скобках — страна производства; внимание! в ассортименте этих марок встречаются и туфли с обычной конструкцией Blake): Franceschetti (Италия), Santoni (Италия), Stemar (Италия), W.Gibbs (Италия).

Подробно о конструкциях Blake и Blake Rapid читайте здесь.

 

Bologna

Это одна из самых известных итальянских конструкций обуви. Особенно её любит A.Testoni: у них много моделей, сделанных именно в конструкции Bologna. Из куска кожи формируется нечто вроде трубы-мешка — это и получается верх обуви, который сшивается, а затем пришивается к подошве по типу Blake. Внутренняя подметка (insole) тут очень тонкая и мягкая или отсутствует вовсе (в отличие от Blake и Goodyear Welted). В результате получаются очень гибкие, мягкие, комфортные, изящные туфли. Если внешняя подошва была пришита по методу Blake, то недостатки будут те же, что у обуви в конструкции Blake.

Testoni BolognaBologna label

 

Mocassin construction

Под этими словами производители и магазины могут иметь в виду разные конструкции, но обычно используется конструкция Bologna или что-то похожее. Подошва может как пришиваться к верху, так и приклеиваться к нему. Иногда подошва фрагментированная и состоит из нескольких элементов (например, из множества шипов, как у Tod’s). Внутренняя подметка зачастую отсутствует. Типичный «мокасинный» шов, который находится на передней части верха обуви, добросовестными производителями выполняется вручную. В некоторых случаях термин Mocassin construction относится именно к этому мокасинному шву.

Мокасины — легкая, гибкая и комфортная обувь, которая не отличается большой долговечностью и влагозащищённостью, но славится удобством.

мокасины

 

Norwegian welted, Norvegese, Tirolese, Bentivegna, Goyser / Goiser

Norwegian Welted — это усиленная конструкция для ботинок, которые предназначены для носки в сырую погоду. Верх выворачивается по бокам, затем отдельным швом соединяется с рантом (welt) и внутренней подметкой/стелькой (insole). Затем самый край верха (тот, что был вывернут наружу) прошивается вместе с рантом и подошвой толстым стежком. Вся конструкция напоминает Goodyear Welted, но отличается внешним видом и сильнее защищена от воды. Иногда — для максимальной водозащиты — производители добавляют слой силикона или подобного материала между рантом и стелькой.

Ботинки конструкции Norwegian Welted выпускают немногие фирмы; в качестве примеров можно привести Heschung (Франция), Paraboot (Франция) и Red Wing (США) (естественно, не все их модели).

Обувь в конструкции под названием Norvegese шьют некоторые итальянские фирмы; они же делают и обувь в похожих конструкциях Bentivegna и  Tirolese (которая в Венгрии и Австрии называется Goyser / Goiser). В отличие от Norwegian Welted, доля ручного труда здесь значительно выше. Рант, если он есть, пришивается вручную, подошва обычно тоже пришивается вручную, и, естественно, ластинг (натягивание кожи верха на колодку) тоже осуществляется вручную.

К сожалению, вариаций норвежской конструкции немало, и существует путаница с терминологией. На представленном ниже скане японской книги показаны четыре варианта норвежской конструкции, но это ещё не все возможные случаи.

Разновидности норвежской конструкции

Как видно, обувь Norvegese  и Norwegian (на фото выше соответственно вверху слева и внизу справа) вообще делается без ранта, хотя бывают и исключения (см. видео от бренда Vittorio Spernanzoni). Ниже представлены два схематичных изображения Norvegese от итальянских брендов Bettanin & Venturi и Piergiacomi, которые занимаются производством обуви в такой конструкции (среди их итальянских конкурентов можно отметить Enzo Bonafe, Silvano Lattanzi, A.Testoni, Santoni). У Piergiacomi имеется ещё и видео. Как видите, хотя в Norvegese обычно и нет ранта, швов тут целых три (правда, японский автор почему-то указывает только два).

В случае с Tirolese / Goiser / Goyser и Bentivegna (на скане выше не представлены) рант имеется (см. примеры ниже: видео от Vittorio Spernanzoni о производстве обуви в конструкции Bentivegna, видео процесса изготовления обуви конструкции Goiser, схему Bentivegna от Piergiacomi). Обувь в конструкции Goiser / Goyser предлагают некоторые венгерские обувщики: Laszlo Vass, Buday, Atilla, Rozsnyai. Туфли и ботинки в аналогичной конструкции Tirolese делают некоторые итальянцы: например, Bettanin & Venturi и Piergiacomi.

Goiser Vass

 

Storm Welted

Это может быть практически то же самое, что Goodyear Welted, но рант здесь заворачивается к верху обуви, так что образует штормовую кайму — дополнительную преграду для воды. Я нашёл схемы с двумя возможными вариантами исполнения штормового ранта в рамках обычной конструкции Goodyear Welted.

два типа рантов

Другая схема Storm Welted (рант обозначен зеленым цветом, верх красным, внутренняя подметка жёлтым):

Обувь Goodyear welted со штормовым рантом, выполненная в такой конструкции, встречается у ряда английских брендов — например, Loake, Cheaney, Crockett & Jones, Barker, Sanders. Однако штормовой рант / штормовая кайма присутствует и на туфлях и ботинках описанных выше конструкций Goiser / Goyser / Tirolese, Bentivegna, Norwegian Welted. По сути, слова Storm Welted служат указанием на разновидность ранта и штормовую кайму, но не на точный вид конструкции.

Ботинки Storm Welted

Подробнее о Storm Welted и штормовом ранте читайте здесь.

 

Veldtschoen

Ещё одна конструкция для ботинок, предназначенных для носки в суровые погодные условия. Похожа на норвежскую. Разница, однако, заметна. В случае с Veldtschoen рант с верхом пристрачиваются к промежуточной подошве (midsole), а затем вывернутая часть верха, рант и подошва сшиваются вместе. Как правило, в случае с норвежской конструкцией и Veldtschoen используется толстая резиновая подошва, ибо кожаная не особенно устойчива к влаге. Изредка может использоваться очень толстая кожаная подошва, иногда с резиновыми элементами и/или резиновым каблуком.

Ботинки конструкции Veldtschoen выпускает небольшое число фирм; самые известные, вероятно — это Alfred Sargent (Англия), Cheaney (Англия), Crockett  & Jones (Англия) и Tricker’s (Англия). В России регулярные цены на их продукцию начинаются от 30 тысяч рублей.

 

Что лучше — Norwegian welted (и её вариации) или Veldtschoen?

Я задавал такой вопрос японскому обувщику Хиро Янагимачи, и он ответил, что разница между этими конструкциями скорее техническая и эстетическая; практическая разница едва ли имеется. Обе конструкции очень прочны, надежны, долговечны и обеспечивают отличную защиту от влаги.

 

Cemented

Здесь всё просто: подошва просто приклеивается к верху. Многое зависит от качества клея и добросовестности производителя. Хорошие клееные туфли устойчивы к влаге и служат довольно долго, хотя зачастую выглядят не так солидно и добротно, как туфли Goodyear Welted… впрочем, к ним можно приделать декоративный рант! Бесспорный плюс клеевой конструкции (Cemented) — низкая цена: приклеивание занимает меньше времени, чем пришивание по типу Blake, а про Goodyear Welted и говорить не приходится. Именно поэтому большая часть обуви просто проклеивается.

Несмотря на то, что, например, Николо Антоджованни утверждает, будто «любые клееные подошвы омерзительны» (М.: Добрая книга, 2008, с. 118), клееные туфли и полуботинки — вполне приемлемый вариант, если у вас ограничен бюджет. А вот что является напрасной тратой денег, так это покупка клееных туфель по цене Goodyear Welted. Я бы точно не стал покупать клееные туфли или ботинки по цене более 12 тысяч рублей.

Важный нюанс: при производстве туфель в конструкции Goodyear welted клей тоже применяется, причём довольно активно. Об использовании клея в процессе создания туфель Goodyear Welted я подробно рассказал в отдельной статье.

 

Direct Injection, Direct Attach

Современный способ крепления подошвы посредством прямого впрыска используется несколькими известными фирмами, включая Ecco, Timberland и Red Wing (для некоторых моделей). На российском сайте Ecco этот способ ещё называют методом вулканизации. Некоторые российские марки называют его литьевым методом.

Материал подошвы в этом случае — обычно полиуретан или термополиуретан. Заранее сшитый верх обуви натягивают на колодку, дополняют основной стелькой и помещают над формой, куда под давлением подают жидкий полиуретан. Он быстро застывает в виде подошвы, которая вливается в верх обуви практически намертво. Для укрепления изделия проводится заморозка.

Это очень прочный способ крепления, а к тому же ещё и сравнительно недорогой (но требуются значительные вложения в покупку специального оборудования). Влага в стык между подошвой и верхом не просачивается, но обувь в конструкции Direct Attach / Direct Injection часто выглядит несколько массивно и не очень классично; кроме того, полиуретановые и термополиуретановые подошвы не рекомендуют сочетать с костюмами. Об элегантности говорить в данном случае приходится редко, но эта конструкция всё же весьма надежная и право на существование явно имеет.

туфли метод вулканизации

Картинки со схемами конструкций обуви взяты с сайта MyDenimLife.

 


 

35 Replies to “Типы конструкции мужских туфель и ботинок”

  1. Строго говоря, ключевое слово в словосочетании Goodyear welted все таки welted, так как подошва может быть welted не только при помощи аппарата Goodyear, но и в исключительных случаях — вручную (но конечно с большими трудозатратами и как следствие ценой). Пример- Stefano bemer, цены на готовую обувь от 1800 фунтов( в магазине New&lingwhood например).

    • Спасибо за комментарий! Внес дополнение в соответствующую часть статьи, а в тех местах, где писал просто Goodyear, добавил слово Welted.

  2. Судя по схеме Veldtschoen ничем не хуже Goodyear Welted а то и лучше.
    Насколько износостойкая обувь с Goodyear Welted, смущают нитки на подошве. Не перетрутся ли они в первую зиму?

    • Да, разумеется, Veldtschoen ничем не хуже, это просто, так сказать, «вариация на тему», конструкция для демисезонной/зимней обуви.

      Конструкция Goodyear Welted такова, что даже когда нитки частично сотрутся, ничего не развалится. Прочность и долговечность напрямую зависят от толщины подошвы и от материала, из которого она сделана. Меньше всего «живет» тонкая кожаная подошва, толстая кожаная дольше, а дольше всего — добротная и толстая резиновая. На кожаные подошвы, если планируется активно носить обувь (особенно в не самые лучшие погодные условия) лучше ставить профилактику. Вообще же для российской зимы я бы рекомендовал резиновые подошвы.

  3. Дмитрий,а что хорошего или плохого скажите про гламурные марки туфлей аля Долче габанна, александр макуин, гуччи и подобные?(имеется ввиду конструкции и надежность)

    • Хорошего ничего не скажу. Очень большая накрутка за бренд, так что соотношение цены и качества обычно оставляет желать много лучшего. Конструкция чаще Blake. Иногда еще и из полированной кожи сделаны.

      Если выбирать среди Dolce&Gabbana, Alexander McQueen и Gucci, я бы выбрал Gucci — хотя бы потому, что у них хоть есть симпатичные модели (+ эти их культовые лоаферы с пряжками). Но переплата за бренд тут опять же очень большая. Скажем, лоаферы Crockett&Jones стоят даже чуть дешевле, но в плане качества заметно превосходят Gucci, и себестоимость их однозначно выше (соответственно, меньше накрутка за бренд).

  4. Держал в руках несколько пар testoni с норвежским швом, очень удивлён как изящно они его выполняют, туфли не смотрятся какими-то буцами, а вполне сохраняют свою изящность, кажется вообще что шов не несёт никакого функционала а чисто декоративный. Цена конечно в России космос , поищу где нибудь на распродажах, очень загорелся

  5. Если я правильно понимаю, то для дождливой осени goodyear welted не очень, то и подходит учитывая, что я много хожу и лучше искать обувь Norwegian welted или Veldtschoen?

    • Goodyear Welted хорошо подходит и для ношения в городе дождливой осенью. Конечно, ботинки такой конструкции не являются абсолютно водонепроницаемыми, но Вы ведь вряд ли собираетесь ходить в них по глубоким лужам или болотам?

  6. Дмитрий, в рандеву вот такие ботинки продают. https://www.rendez-vous.ru/catalog/male/tufli/zenux_72210_korichnevyy-1585417/# Конструкция называется «Artiqiana». Что это за конструкция? Я о такой раньше никогда не слышал. И где она находится по шкале «надёжности» — между goodyear и blake, или это что-то совсем особенное?

    • Ссылка точно на ту обувь, о которой вы спрашивали?? Там в описании обуви четко сказано, что это Блейк.

    • Алексей, я думаю, что это скорее маркетинговое словечко, чем указание на какую-то конкретную конструкцию. Конструкция там — Blake.
      Artigiano в переводе с итальянского означает «мастер», «ремесленник».

  7. Вот давно хочу спросить, а в чем вы видите реальные преимущества конструкции Goodyear Welted? Весь мой небольшой опыт покупки такой обуви (у меня было 2 пары, черные формальные оксфорды Barker и спортивного типа полуботинки Branchini) говорит о том, что эта обувь более тяжеловесно выглядит, менее удобная, совсем не гибкая, долго разнашивается, без удовольствия носится, и в конце концов с облегчением выбрасывается, когда появляются признаки износа ее изнутри. А они обязательно появляются через несколько лет, ноги потеют, кожа подкладки от пота дубеет и начинает коробиться. Blake за эти несколько лет тоже из строя не выходит, но зато они удобне и изящнее (не говорю уже о Bologna, которая вообще практически идеал, и точно так же служит несколько лет без проблем)

    • Если обувь Goodyear Welted правильно подобрана по размеру, полноте и колодке, то она разнашивается недолго, а то и вовсе не разнашивается. Скажем, ботинки Cheaney и Paraboot я вообще не разнашивал — они с первого дня оказались для меня комфортными. У некоторых марок более удачные и универсальные колодки, у некоторых — менее. Barker, как и Loake, известны некоторой «дубовостью». Гибкость зависит от качества кожи. У Barker и Loake на ряде моделей встречается жесткая corrected-grain кожа, да и full-grain кожа у них не столь приятная, как, например, у John Lobb или Edward Green.

      «Тяжеловесность» Goodyear Welted обуви (и в прямом, и в переносном смысле) варьируется от производителя к производителю. Изящество тем более варьируется. Например, туфли Edward Green в среднем будут изящнее, чем Barker или Loake. А туфли конструкции Blake могут быть уродливыми.

      У обуви Goodyear Welted можно заменить подошву, и в итоге при правильном использовании она может служить не одно десятилетие. У Blake тоже можно заменить подошву, но для этого необходима специальная машина Blake, которая крайне редко бывает в обувных мастерских, да и производители Blake обуви обычно не предлагают фирменный сервис по замене подошвы, в отличие от ряда производителей обуви Goodyear Welted.

      Кроме того, конструкция Goodyear Welted (при прочих равных) более водостойка, чем Blake, а также считается, что она обеспечивает лучшую поддержку для стопы. В конце концов, некоторые предпочитают Goodyear Welted из-за ее солидного внешнего вида (хотя аналогичного вида можно добиться и с конструкцией Blake, добавив фейковый рант).

      С обувью рекомендуется использовать полноразмерные деревянные колодки-формодержатели, которые нужно вставлять после каждой носки. Они поглощают влагу и поддерживают форму туфель.

      • Ясно. спасибо. Видимо, это не для меня. Не припомню ни одной пары обуви, на которой вышла бы из строя подошва. Обычно я выбрасываю их раньше, потому что из строя выходит подкладка. Не люблю, когда обувь служит 10 лет.
        Хотя я тут вспомнил свою третью пару Goodyear Welted, не пойму как она из головы вылетела. Также черные оксфорды Lorenzo Banfi , была такая марка раньше, любимая обувь Майкла Джордана, у него их 400 пар было..Вот ее очень любил, она была менее формальная, мысок и задник из твердой гладкой кожи, а всё остальное — из очень мягкой calf, практически перчаточная nappa по ощущениям. Вот она была сразу очень удобной, и разнашивать почти не пришлось, и носил лет 10. Но это редкость, я подобных потом и не встречал.

      • Вот сейчас немного порылся в интернете, вспомнив ту пару. Кто-то, оказывается, так свои туфли любит, что оживляет их вот таким образом спустя много лет
        http://greenwichvintage.us/instagram-2/r-e-s-o-l-e-______________________________-resolved-lorenzo-banfi-brown-cap-toe-new-welt-new-brown-midsole-our-kush-green-colored-commando-outsole-for-tony-the-owner-of-j-novachis-link-in-the-b/
        (совсем не похожи на мои, но принцип комбинации двух типов кожи тот же самый)
        Но нет, я не настолько свою старую обувь люблю, чтобы чем-то подобным заниматься. Умерла так умерла.

  8. Одна из лучших статей на сайте! Дмитрий, спасибо огромное!

  9. А если на подошве нет шва , а сверху по ранту он есть — это что, значит Cemented. А шов чисто декоративный?

    • Необязательно. Да, это может быть конструкция Cemented, но шов на подошве может быть скрытым — англичане называют это closed channel stitching: http://best-guide.ru/?p=14013

  10. Дмитрий, хотел немного поправить.Между «norwegian welted» и «tirolese»(он же «goiser») — разница большая. «Norwegian welted» в лице Paraboot, Heschung и т.п. — выполняется на станке.
    «Tirolese», как и «norwegese», — предполагает полностью ручную работу, как иногда говорят «hand-lasted,hand-welted,hand-soled». Шьются, что называется, «в стельку». Цены начинаются от 500 евро. Визуальное отличие «tirolese» от «norwegese» в штормовой кайме, в «tirolese»(«goiser») она присутствует всегда, в «norwegese» — никогда нет. «Norwegese» без ранта не бывает и, как правило(но не всегда), он более широкий, чем в goodyear. Исключения возможны только при комбинированных способах.
    Обувь в «norwegese» шьют Lattanzi, Bontoni, Bettanin&Venturi, Enzo Bonafe, Giacopelli,Testoni, Santoni(линия limited),Salvatore Ferragamo(лимитки), Piergiacomi, Saint Crispins, Vittorio Spernanzoni (комбинируют), Zonkey Boots, у венгров не редкость(в т.ч. комбинированные) и др.
    В «tirolese»(«goiser») — прежде всего австро-венгры, но встречается и у итальянцев — Bettanin&Venturi,Giacopelli,Piergiacomi и др.

    • Константин, спасибо за комментарий. Прошу прощения за задержку с ответом. Проблема заключается в том, что здесь, похоже, нет чёткой общепринятой терминологии. Norvegese — это Norwegian по-итальянски, и в самом словосочетании Norwegian welted нет указания на объём ручной работы. В данном случае я ориентировался в основном на этот пост https://www.styleforum.net/threads/is-this-really-norvegese-construction.65481/page-2#post-1057206 + этот https://www.styleforum.net/threads/is-this-really-norvegese-construction.65481/#post-1056672 ну и отчасти на эту тему https://www.askandyaboutclothes.com/forum/threads/shoe-construction.85307/
      и вот еще цитата: «When getting a pair of norwegian construction shoes made, the shoemaker put the question to me — did I want it done with or without a welt» https://www.styleforum.net/threads/is-this-really-norvegese-construction.65481/#post-1056737
      — иными словами, мои поиски показали, что Norvegese может быть как с рантом, так и без. Вы пишете «исключения возможно только при комбинированных способах» — не совсем понятно, что имеется в виду под комбинированными способами?

      С чем я могу согласиться (так как пока опровержений не находил) — так это с тем, что если производитель употребляет термин Tirolese или Goyser, то речь идет почти наверняка о туфлях, сделанных практически полностью вручную, а если используется термин Norwegian welted, то доля ручного труда практически наверняка меньше.

      Если у Вас есть доступ к профильным источникам информации по этой теме (например, каким-нибудь малодоступным книгам), буду благодарен, если Вы приведете оттуда выдержки. В статью пока правки не вношу, потому что сперва хочу как можно точнее понять, какие формулировки лучше использовать…

      • Да,Дмитрий! Часто возникает путаница из-за этих понятий даже у самих производителей,почитал Ваши ссылки — там тоже немало вольных размышлений. Вот ссылка на таблицу с «норвежскими» вариантами : https://www.styleforum.net/threads/shoe-porn-norvegese-bentivegna-goyser-big-stitch-big-welts-only.235443/page-6
        Из нее видно, что «в стельку» шьется только «norwegese construction», она и является единственным вариантом ручной работы в данном случае.В «norwegese construction», исходя из этой схемы и имея несколько пар могу сказать, что рант будет всегда, потому что верх обуви имеет загиб к ранту. Верхний шов соединяет верх обуви со стелькой, а нижний соединяет тот же верх, но уже с рантом. В комбинированных вариантах «norwegese» верхний шов соединяет верх обуви со стелькой (т.е. признаки ручной работы есть) и он виден снаружи, но нижний крепят по-разному. Примеры комбинированных вариантов есть у Spernanzoni, они называют это «norwegian» , но если обратить внимание, то у них на сайте есть упоминание и о «norwegese» http://www.spernanzoni.com/product.php?id=16&cat=5&l=it
        Это не оригинальный norwegese хотя сшит в стельку, но рант с подошвой крепится иначе и верх не имеет загиба к ранту. Здесь даже можно увидеть штормовую кайму как в tirolise, но она чисто декоративная(накладная).Рант с подошвой возможно крепится не вручную, но точно сказать не могу. Оригинальный norwegese можно посмотреть на примере Saint Crispins http://madetoorderparis.com/eng/2013/05/mto-saint-crispins-6/
        Штормовая кайма в этом случает не нужна, защита от воды предусмотрена загибом верха обуви к ранту. Tirolise и norwegese в оригинале предусматривают как ручное крепление верха обуви со стелькой, так и ранта с подошвой. Примеры tirolise(goiser) и его комбинированных вариантов можно посмотреть у Buday http://www.budayshoes.com/page/en/welting.html
        Все имеют штормовую кайму (кроме англ.варианта).Производитель заверяет, что это полностью ручная работа во всех вариантах, включая крепление ранта и подошвы. Имея norwegese и tirolise могу сказать, что большой практической разницы между ними нет. Шьются по разному, выглядят по разному,но смысл один — доп.защита от воды. Внешне швы в norwegese могут быть оформлены по разному — это может быть простой одинарный шов, как в примере с S.Crispins(так же делает Sutor Mantelassi)http://madetoorderparis.com/eng/2013/05/mto-saint-crispins-6/
        Может быть оформлен с цепным швом («spinning stitch») — Lattanzi, Bettanin&Venturi и др., способ чуть более трудоемкий, но более распространенный https://i2.wp.com/www.canalmasculino.com.br/wp-content/uploads/2015/12/sapato_bettanin_venturi_04.jpg
        Ну и самый технически сложный — греческий (ит. «greca»), встречал у Branchini, Bettanin&Venturi,Antonio Meccariello
        http://www.imgrum.org/media/1137022982007349933_241165055
        Все эти способы оформления «norwegese» имеют только внешние различия и демонстрируют уровень мастерства изготовителя, но практической роли не играют.

        • Константин, спасибо за ссылки!

          К сожалению, мне всё равно непонятно, почему Вы говорите, что рант в конструкции Norvegese будет всегда. На картинке со схемами вот по этой ссылке https://www.styleforum.net/threads/shoe-porn-norvegese-bentivegna-goyser-big-stitch-big-welts-only.235443/page-6#post-4361413 рант присутствует только на двух иллюстрациях: Norwegian Welted Construction и Reverse Welted Construction. На иллюстрациях Norvegese Construction и Norwegian Construction ранта нет, равно как нет его и на иллюстрации Original Norvegese от Bettanin & Venturi… Верх обуви в данных случаях имеет загиб к тому, что называют mid-sole / middle sole (а рант — это сравнительно узкая полоска кожи, которая на иллюстрации Norwegian Welted Construction выглядит как направленная в противоположную сторону буква L).

          • Ну вот, кажется, ситуация более или менее прояснилась 🙂 Я внёс значительные правки и дополнения в статью. Ещё раз спасибо за ссылки на полезные материалы!

        • Цепной шов (это название не аутентично для данного шва, оно для другого шва) по верху — это не декорация только. Переплетение 2-х нитей под основным швом дают доп.защиту от прорыва верха этим швом, когда нет ранта. При наличии ранта он, собственно говоря, излишен, да и выглядит он громоздко. Просто не все понимают зачем он, потому шьют его и на рантовую полоску, на ней он скорее декоративен.

  11. Обнаружил нестандартный метод пришивания подошвы к верху. Я так понимаю, что его нельзя классифицировать перечисленными выше способами?
    https://youtu.be/2eFkhLuRudA начиная с 6:32

    • Добрый день. Да уж, метод своеобразный — и в статье он описан не был, это верно. Я первый раз такую конструкцию вижу. Итоговый вид получается на любителя, прямо скажем.

  12. Спасибо за огромный труд по классификации традиционрных креплений. Лучшей статьи по теме не встречал. Сам сапожник и примерно понимаю о чем речь. Тем не менее, мир не стоит на месте. Появились хорошие клея, которые, в комбинации с ниточными швами могут дать еще конструкции водонепроницаемой обуви. Ну и идеи, конечно. Вот одна из них: https://www.youtube.com/watch?v=NfOseRDuNVw

  13. Добрый день! Подскажите пожалуйста не теряет ли своих плюсов обувь good year welted с резиновой подошвой? Ведь эта подошва в конечном счете не пришита, а приклеена к обуви и может при каких-то условия отклеиться. Такой обуви много например у Red win shoes.

    • Добрый день. Она может быть и пришита, и такие модели не редкость (но иногда она действительно именно приклеивается). Обувь Red Wing считается надежной и износостойкой, но у меня ее нет. Если же говорить о других ботинках Goodyear welted с резиновой подошвой, то у меня есть, например, такие ботинки Cheaney и Paraboot — подошва там пришита.

      • Спасибо за ответ! Когда я покупал себе ботинки Red Wing Shoes я выбирал именно резиновую подошву, на которой нет прошитых насквозь ниток так как полагал, что они могут протираться от трения об землю (за несколько лет конечно). Лишь сегодня в ютубе я просмотрел видео и понял, что там подошва просто приклеена. Наверное лучше приобретать прошитые насквозь подошвы? И стоит ли опасаться протирания нитей об землю?