Кратко про устройство турбизнеса (европейское направление)

Вряд ли эта статья откроет что-то новое для опытных туристов, но для тех, кто не очень хорошо осведомлен относительно устройства турбизнеса, она может оказаться любопытной. Я расскажу о том, как работает схема по отправке туристов в европейские страны, хотя и не буду углубляться в какие-то совсем уж тайные нюансы.

Итальянские Альпы

 

Туристические агентства

Это компании, которые занимаются продажей готовых туров конечным потребителям. Агентства — это посредники между туристами и туроператорами; как правило, они не формируют туры, не придумывают программы и не занимаются организацией экскурсий. Работать в российских турагентствах может кто угодно. Это могут быть как неопытные, пассивные и ленивые граждане, так и весьма активные, любознательные и доброжелательные сотрудники. Тут уж как повезет.

От среднестатистического сотрудника турагентства не стоит ждать большого массива какой-то полезной информации. Некоторые из них о европейских странах вообще имеют несколько смутное представление и, например, вполне могут произносить название города Пиза с ударением на последний слог, миловидно при этом краснея. Очень редко сотрудник турагентства способен рассказать о европейском туре больше, чем написано на сайте туроператора. Более того, некоторые сотрудники откровенно ленивы и безалаберны. Однако встречаются и очень ответственные, очень опытные агенты.

Особо отмечу, что бизнес турагентства не предполагает сверхприбылей. Комиссии обычно небольшие, так что не стоит думать, что агентства зарабатывают на туристах какие-то колоссальные деньги.

Один из виноградников Фракийской Долины

 

Туроператоры

Эти компании занимаются организацией туров и продажей их агентствам. Многие сейчас имеют и сеть собственных фирменных агентств, которые работают с частными клиентами. Иногда туроператоры продают туристам туры самостоятельно, но в этом случае бронирование и оплата производятся в интернете в авто- или полуавтоматическом режиме.

Цена тура при покупке через интернет у туроператора в подавляющем большинстве случаев будет такая же, как и при покупке через агентство. Цены на сайте туроператов практически всегда даются с учетом агентской комиссии. Если де-факто агентство не участвует в сделке, туроператор забирает этот агентский процент себе. Не стоит обвинять операторов в жадности: если они будут давать частным клиентам скидку, с ними откажутся работать агентства, так как клиенты будут уходить от них к оператору или же постоянно говорить «а вот там дешевле, так что сделайте мне скидку». Без агентств продажи туроператоров неминуемо уменьшатся.

Сельская ШвейцарияНе стоит думать, что туроператоры делают все туры «с нуля». Как правило, в европейских странах существует так называемая принимающая сторона — еще один туроператор, который занимается бронированием отелей, организацией трансферов, экскурсий. Одним из крупнейших в Европе является Gartour, работающий в Италии, Франции, Швейцарии и других странах. Есть еще Thema Turismo, но это тоже подразделение Gartour. Кроме того, в Италии-Франции-Швейцарии имеется еще игрок поменьше — DeLuxe Travel. Во Франции есть еще компания UTA.

Некоторые туроператоры, впрочем, предлагают и собственные, авторские туры. Но таких мало. В их числе — ТурТрансВояж и DSBW, но у того же DSBW много туров и от принимающих сторон. Кроме того, некоторые туроператоры могут выдавать за «фирменные» и «эксклюзивные» туры, которые на самом деле организовывают другие операторы.

В случае с турами от принимающих сторон роль туроператора ограничивается бронированием самого тура у этой принимающей стороны, а также организацией перелета и визового сопровождения. В случае по-настоящему фирменного тура туроператор организовывает и трансферы, и экскурсии, и бронь в отелях. Иногда у туроператора могут быть даже собственные автобусы; кроме того, бывают собственные водители и, разумеется гиды-сопровождающие.

Бато Паризьен. Этот корабль зовётся "Брижит Бардо"

 

Принимающая сторона

Собственно говоря, про принимающую сторону я уже рассказал выше. Хоть она и базируется в другой стране, но располагает русскоязычными гидами, а также русскоязычными сопровождающими (если речь об автобусном туре). Водители могут быть и русскоязычные, и италоязычные, и испаноязычные… в общем, возможны варианты. Гиды, если речь идет о туре специально для россиян, всегда владеют русским языком, но для некоторых гидов он не является родным.

Рим

 

Экскурсии

Часто вы можете увидеть туры в Европу (особенно в Италию) по весьма привлекательным ценам. Дело в том, что принимающая сторона надеется заработать на туристах уже на месте — в первую очередь, предлагая дополнительные экскурсии за кругленькие суммы (в Западной Европе это, как правило, от 25 до 75 евро за человека, а если речь об экскурсии на весь день — от 70 до 140 евро, изредка ещё больше). В более дорогих турах в стоимость могут быть включены почти все экскурсии.

Одна из римских дорог в БританииРазумеется, никто не обязывает дополнительные экскурсии покупать, но, конечно, их активно предлагают, а иногда и навязывают. Это зависит от гида/сопровождающего. От него (хотя гораздо чаще — от нее) вообще много что зависит, особенно если речь об автобусном туре, а не туре из серии «7 дней в Париже и выездные экскурсии по желанию». Именно поэтому сложно однозначно сказать, какая принимающая сторона лучше, а какая — хуже.

Кроме того, в Италии дополнительный, но стабильный заработок принимающая сторона получается посредством «аренды» специальных простеньких аппаратов с наушниками (обычно 15 евро на неделю или 30 евро на две недели). Себестоимость наушников, которые вы можете оставить себе на память, копеечная (ну а сами аппараты сдаются обратно).

Другой возможный вид заработка для сопровождающих принимающей стороны и самой принимающей стороны — это «откаты» из некоторых местных лавок и столовых-кафе. Однако не стоит думать, что прямо-таки все и всегда их берут. В ряде случаев просто приходится останавливаться в таких довольно дорогих явно туристических местах потому, что там есть специально оборудованная стоянка под автобусы, потому что там можно гарантированно накормить и сводить в туалеты всю группу туристов и т.д.

 

Дегустации, традиционные обеды

Надеюсь, что все понимают: дегустации и традиционные обеды в рамках стандартных и сравнительно недорогих туров — это весьма заурядные туристические аттракционы (вероятно, за редкими исключениями). Ничего стоящего там не будет. Интересные дегустации, обеды и ужины, впрочем, все равно возможны, но, как правило, в рамках значительно более дорогих туров (и мини-групп) — тех, что стоят обычно более 1000 евро на человека, причём зачастую без учета перелета.

Дегустация коньяков DelamainКакими бы ни казались алчными ваши сопровождающие, вряд ли стоит обвинять их в том, что они ведут вас в ширпотребную столовку на специальной автобусной стоянке, а не в традиционное маленькое кафе, расположенное в деревне на узкой улочке в тени платанов. К этому кафе автобус, вероятно, не сможет подъехать близко (или не имеет права возле него стоять), а все туристы туда могут не поместиться (особенно если кафе действительно популярно у местных жителей). А даже если и поместятся, то ещё большой вопрос, с какой скоростью всю группу там обслужат.

Если вы хотите питаться только в таких кафе, разумнее организовывать поездку самостоятельно — либо выбирать туры без длительных переездов, предполагающих обед где-то в пути между городами назначения. А на слова «дегустация», «традиционный обед» и т.д. в описании тура за 500 евро на человека с учетом перелета покупаться не стоит.

 

Чартерные и регулярные рейсы

Теперь о последнем нюансе — о перелете. Часто в Европу перелет в рамках туров осуществляется регулярными рейсами — например, AirFrance, AlItalia, «Аэрофлот», Iberia, British Airways (а до недавнего времени — еще и «Трансаэро»). Однако встречаются и чартеры; в частности, существуют чартерные рейсы в Барселону, Римини и даже Верону (кроме того, в Верону есть регулярный удобный рейс S7). Летом чартеров больше, и они могут летать и в другие города, например, Геную, Неаполь.

Чем чартер отличается от регулярного рейса? Тем, что все места на самолете скупает туроператор (или же несколько туроператоров). Выкупая большие блоки мест, крупный покупатель получает хорошую скидку, а авиакомпания оказывается довольно тем, что продала все места (в идеале чартер должен быть заполнен «под завязку»). Некоторые чартерные авиакомпании вообще находятся в собственности туроператоров (например, Nordwind Airlines — дочерняя фирма «Пегас-Туристик», I Fly — Tez Tour).

Минус тут вот какой: в случае с чартером возрастает риск того, что самолет вылетит несвоевременно; кроме того, расписание может измениться чуть ли не в последний момент. Регулярные рейсы вылетают строго по расписанию, если не возникает какой-то форс-мажор. Впрочем, в качестве форс-мажора при регулярном рейсе может выступить и забастовка работников (например, у AirFrance иногда такое случается) — весьма неприятная штука. А вот забастовка работников российской авиакомпании (в том числе выполняющей чартерные рейсы) — крайне маловероятна.