Стиль и среда. Часть первая: суть и форма

Речь здесь, конечно, пойдёт не о той среде, которую кое-кто любовно называет маленькой пятницей, с нежностью вспоминая о заныканной в холодильнике бутылочке чего-нибудь прохладительного или горячительного. Речь пойдёт об окружении, обстановке, контексте, которые стоит учитывать при формировании собственного стиля. Думаю, что сегодняшняя статья удачно дополнит тот большой пост, что я опубликовал ещё в конце апреля.

 

Архитектурный старт

Начну неожиданно – с архитектуры. Одним из величайших архитекторов был Андреа Палладио. По его проектам построено, помимо прочего, множество вилл. Лично я внимательно осматривал две его виллы (и внутри, и снаружи): Villa Capra (La Rotonda) и Villa Barbaro. Они производят сильное впечатление. Конечно, лучше всего их смотреть вживую, но получить представление о них можно и по некоторым фото и видео. Эти виллы великолепно вписаны в ландшафт. Они очень гармоничны. Они хороши и сами по себе, и в контексте, в «рамке» природы.

Вилла Капра (Ла Ротонда)

Вилла Капра (Ла Ротонда)

Вилла Капра (Ла Ротонда)

Вилла Барбаро

По проектам Палладио были построены и многие другие виллы. Фото некоторых из них можно увидеть ниже. Как и в случае с Villa Capra и Villa Barbaro, всё это – Личности, ненавязчиво и в то же время отчётливо выделяющиеся на фоне среды, отчётливо контрастирующие с ней… и при этом гармонично вписанные в эту среду.

Вилла Ангарано

Вилла Пьовене

Вилла Вальмарана (в Лизьере)

Впечатляющие примеры вписанной в ландшафт архитектуры есть и далеко за пределами Италии. На ум приходят, например, иорданская Петра и эфиопская Лалибэла, где здания не просто вписаны в природный контекст, а буквально высечены в нём. В случае с Петрой контраст уже значительно более слабый, но здания при этом всё равно кажутся выразительными и неординарными.

Храм Эль-Хазне в Петре («Сокровищница»)

Храм Ад-Дэйр в Петре (Монастырь)

Церковь Святого Георгия в Лалибэле

Церковь Святого Георгия в Лалибэле

А вот два снимка мечети Хасана II в Касабланке. При определённых ракурсах и определённой погоде эта мечеть, стоящая на берегу океана, производит завораживающее впечатление благодаря очень мягкому контрасту с небом и воздухом.

Мечеть Хасана II в Касабланке

Бывает и так, что в роли части ландшафта воспринимается даже то, что очень сильно контрастирует с ним. Примеры: ярко-красные двухэтажные автобусы в Лондоне и Эйфелева башня в Париже. Почему они прочно заняли своё место в ландашфте и даже стали символами этих городов? Думаю, причина в своего рода харизме, хоть это слово и странно употреблять по отношению к предметам неодушевлённым. Ярко-красные двухэтажные автобусы харизматичнее бурых одноэтажных, а Эйфелева башня харизматичнее одиноко стоящей высоковольтной опоры.

Двухэтажные автобусы в Лондоне

Эйфелева башня в Париже

Обратите внимание на то, что все показанные объекты обладают выраженной индивидуальностью. Кроме того, все они нравятся множеству людей… но со средой они соотносятся визуально по-разному.

Таким образом, стать классной частью среды можно тремя основными способами:

  • органично сливаясь с ней, но при этом выделяясь на её фоне при минимуме контраста;
  • органично вписываясь в неё с умеренным контрастом, заметно выделяясь на её фоне;
  • сильно и харизматично контрастируя с ней, при этом сохраняя с ней те или иные связи.

 

Среда и одеяния

Когда мы говорим о стиле в малых формах, включая одежду, то контекст и ландшафт тоже важны. Если в пасмурный мартовский день мы перетащим красочно одетого Луку Рубиначчи  в московский район Дегунино, он будет восприниматься не так, как он воспринимается на красивых картинках из Италии. Если вы придёте в «Макдональдс» с шикарными тарелками фирмы Royal Crown Derby и переложите на них знаменитые бургеры и картошку фри, то тоже будете восприниматься своеобразно. Кое-кто назовёт вас эксцентриком. Хотите быть милым эксцентриком? Ваше право. Надеюсь, вы не забудете захватить с собой бокал Nason Moretti – для колы, конечно.

Лука Рубиначчи

Впрочем, надо признать, что если в подобных случаях вы будете держаться максимально стильным образом, то можете вызвать и восхищение. Если вы намерены сильно контрастировать со средой, нужно быть абсолютно уверенным в себе, выглядеть независимо, сильно, эффектно… и если это удастся, то вас будут считать очень классным, пусть и не таким, как все.

А что же надо сделать для того, чтобы ваш стиль был органично вписан в среду? Сперва понять себя, о чём я уже говорил в предыдущей статье о стиле, а затем понять окружение и контекст и решить, как лучше поступить.

 

Тело, цели и стиль

В идеале одежда не должна восприниматься отдельно от вас. Если вы поймёте себя по-настоящему, то, скорее всего, в конечном счёте сформируете гардероб так, чтобы одежда казалась именно вашей. Эдакой второй кожей! В любом случае, вам нужно выглядеть органично в том, что на вас надето. Ваши тело и мозг должны чувствовать себя комфортно в том, что вы надеваете на себя. А какие это вещи – вопрос очень индивидуальный. Есть люди, на которых гармонично смотрятся жёлтые костюмы и красные пиджаки. Есть люди, на которых отлично смотрится самая обычная одежда – синие джинсы и серые футболки, хорошо сидящие на теле, которое находится в гармонии с мозгом и выглядит стильно.

Итало Манка в жёлтом костюме

Допустим, что с телом, с самим собой и с вашими хотелками вы разобрались. Теперь можно посмотреть и на среду, в которой вы живёте. Насколько она соответствует тому комплексу внутренних ощущений и желаний, который вы осознали? Тем образам и тем предметам гардероба, к которым вы будете стремиться? Если соответствует хорошо – прекрасно. Но что, если нет? В таком случае есть следующие варианты:

  • стилистически подстроиться под среду, сохранив индивидуальность, но ограничив те или иные хотелки;
  • заметно выделяться на фоне среды (в таком случае для успеха вам понадобятся уверенность в себе и способность выглядеть классно – я имею в виду в том числе пластику движений, позы, взгляды, мимику);
  • изменить среду под ваши вкусы (в зависимости от масштаба изменений сложность этой задачи варьируется от высокой до невероятно высокой);
  • переехать в то место, которое вам больше подходит.

Допустим, что вы живёте там, где пиджаки и галстуки практически никто не носит… а вы хотите их носить! Для успеха на этом направлении вам для начала нужно будет стать стильным (если вы пока ещё не очень соответствуете этому определению). Как это сделать, ещё раз повторю, я писал ранее. Если вы будете выглядеть реально стильным и ваша одежда будет казаться продолжением вас, кое-кто, конечно, над вами всё равно может посмеиваться, но вами будут и восхищаться, считать вас классным и – сюрприз! – стильным. Однако надеяться на то, что многие люди из вашего окружения возьмут с вас пример и тоже начнут носить пиджаки и галстуки, я бы не стал.

Особо отмечу: можно выглядеть стильно и без пиджаков, галстуков и нагрудных платков. Несколько примеров показаны ниже. Если вы будете одеваться подобным образом в описанном в предыдущем абзаце окружении, то кое-кто уже может попытаться взять с вас пример, узнать, где купить ту или иную вещь и так далее. Если вы достаточно харизматичный, то у вас может получиться, к примеру, склонить кого-то к ношению бежевых чиносов, тёмно-синих поло и коричневых мокасин / лоферов. Это реальнее, чем склонить тех же людей к ношению пиджаков с галстуками.

Томмазо Капоццоли

Харрисон Форд

Стив Маккуин

Райан Гослинг

Следующий момент: вы должны понимать, что вы хотите получить от вашей одежды и обуви в контексте среды, окружения. Вы хотите произвести впечатление на коллег или просто быть одетым корректно или оказаться незаметным среди множества людей или получить работу в банке – или вам вообще пофигу? В разных случаях рекомендации будут разными. И я перечислил далеко не все возможные цели. А кроме того, конечно, в один день у вас может быть одна цель, в другой – другая. По этой причине желательно, чтобы ваш гардероб был разнообразным.

Ещё один нюанс – качество общения. Допустим, вы единственный в своем окружении носите пиджаки с галстуками или нагрудными платками, и над вами никто не подсмеивается, вам периодически делают комплименты по поводу одежды, на вас смотрят с интересом. Но не создаёт ли это какие-то препятствия для общения, пусть и малозаметные? Не смущаете ли вы в каких-то случаях ваших друзей и знакомых? Вы хотите, чтобы вас считали совсем своим или не совсем своим? А может, этот нюанс для вас не имеет значения?

 

Соответствие обстановке

Желательно, чтобы надетые на вас вещи гармонично вписывались в ту или иную обстановку: не были бы слишком строгими или слишком пафосными или слишком неординарными (либо, наоборот, слишком простыми или слишком неформальными). К примеру, Грейс Келли на показанном ниже кадре из фильма «Поймать вора» хорошо вписывается в такую обстановку, но в простенькой квартире или в хостеле она бы в этом платье смотрелась странновато.

Грейс Келли

На фото ниже Сэм Уотерстон, Шарлотта Рэмплинг и Роби Портер сняты в обстановке совсем другого рода. Подобную обстановку можно нередко встретить и в России, и такая повседневная одежда весьма универсальна в наши дни, хоть это фото и было сделано в 1969 году. При этом, конечно, вряд ли стоит отправляться в таком виде на свадьбу или другое торжественное мероприятие.

Сэм Уотерстон, Шарлотта Рэмплинг и Роби Портер

Дальше идёт фото Оскара Удеши. Здесь Оскар прекрасно вписывается в такое окружение, но если бы он в этом виде пошёл в дешёвую забегаловку с потрёпанной пластиковой мебелью, где хитом продаж является пиво класса ультраэконом, то смотрелся бы там, скажем так, причудливо.

Оскар Удеши

На следующем фото Лино Йелуцци выглядит классно в историческом центре города, но в ряде спальных районов такой образ будет очень уж выбиваться из среды. Более органично там будут смотреться образы типа того, что представлен на втором снимке Лино.

Лино Йелуцци

Дальше идёт Мэрилин Монро в стильной повседневной одежде на фоне повседневной обстановки. Очень органично всё это выглядит.

Мэрилин Монро

Ну и для полноты картины приведу два снимка Мареллы Аньелли. Оба образа можно назвать элегантными и отличными, но при этом образ, представленный на втором снимке, более универсален и способен гармонично вписаться в самые разные варианты среды.

Марелла Аньелли

 

Стиль, среда и цвета

Этой очень интересной теме посвящена вторая часть статьи. Её можно найти вот тут.