В историческом центре Венеции (то есть островной её части) автомобильного и автобусного движения практически нет, а вот в Местре (материковой части Венеции) автобус является, пожалуй, главным видом общественного транспорта. Когда-то Местре (Mestre) вообще был самостоятельным городом, но уже достаточно давно с административной точки зрения он является частью Венеции, а с историческом её центром Местре с 1933 года соединен мостом Свободы (ponte della Liberta).
Автобусы в Местре-Венеции весьма современные. Большинство моделей — обычные и не слишком большие, но встречаются и сочлененные экземпляры. Все они снабжены яркими электронными табло, на которых указывается пункт назначения, а в ряде случаев еще и один-два-три важных промежуточных пункта. Например, если автобус идет в Венецию через вокзал Местре, на его табло будет написано крупными буквами «Venezia» и ниже мелкими буквами «Per Mestre FS».
Если автобус идёт в парк или куда-то по своим делам, то на табло будет указано «Fuori Servizio» (=out of service).
Остановки осуществляются по требованию. Если вы собираетесь выйти на ближайшей остановке, надо нажать на одну из кнопочек в салоне (они хорошо заметны). Не исключено, что такое правило ввели в угоду местному населению, потому что всем, похоже, чрезвычайно нравится эти кнопочки нажимать — вероятно, из-за того, что при нажатии раздается громкое «бздынь». Как только автобус отъезжает от остановки, кто-нибудь нажимает кнопку, требуя остановиться на следующем остановочном пункте – очевидно, боясь, как бы кто-нибудь его не опередил и не бздынькнул самостоятельно.
Остановки, как правило, не объявляются, так что будьте внимательны и смотрите, что там за окном. Запоминайте повороты, здания-ориентиры, яркие вывески и т.д. Помните, что остановки часто вообще практически никак не выделяются: на большинстве из них нет ни ларьков, ни павильонов, просто стоит столб с табличками. Если вы стоите на остановке один, обязательно остановите автобус, подняв руку, иначе он может проехать мимо, если из него никто не хочет на этой остановке выйти.
Положительный момент: на всех остановках имеется расписание для каждого маршрута. Расписание соблюдается, но иногда с небольшими отклонениями. Какие-то маршруты ходят чаще, какие-то реже. В выходные дни, как правило, реже ходят все маршруты. В часы пик автобусы могут ходить забитые битком, просто до предела, так что все сжаты и недовольны.
Если автобус направляется в историческую Венецию (Venezia), то он прибудет на Piazzale Roma. Это большая площадь, частично превращенная в стоянку для автобусов. Прямо рядом с ней располагается причал Piazzale Roma, из которого можно добраться на вапоретто во многие места. Правда, не во все — скажем, до Бурано, Маццорбо, Торчелло вы напрямую отсюда не доедете. А вот до Мурано доехать можно, не говоря уже про Сан-Марко и Мост Риальто.
Билет на автобус (типа «75 минут») стоит 1,5 евро; купить его можно в кассах ACTV (их не так уж и много, но они встречаются; разумеется, кассы есть на вокзале Mestre и на причале Piazzale Roma); в билетных автоматах; в табачных и газетных киосках. Если вы покупаете билет в автобусе, то будете вынуждены заплатить 3 евро.
«Пакет» из 10 билетов стоит 14 евро. Билет на автобус в аэропорт Марко Поло обойдется в 8 евро, билет в аэропорт и обратно — 15 евро. Этот билет действителен как на автобус собственно в аэропорт, так и на другой автобус, городской; билет будет действовать в течение 75 минут с момента первого прохода.
Помните, что в автобусах действуют и венецианские travel cards — безлимитные туристические проездные на 1, 2, 3, 7 суток. И travel cards, и любые другие билеты необходимо валидировать каждый раз при посадке в автобус. За безбилетный проезд взимается штраф в размере от 60 евро.