Баланс

Мои наблюдения показывают, что даже те люди, которые с интересом читают разные познавательные статьи, обзоры и другие информационные материалы, на практике порой склонны сильно упрощать полученные сведения и сохранять в памяти лишь только некоторые из них, а также делать ошибочные обобщения (по сути, это тоже своего рода упрощения). Разумеется, встречаются и те, кто упрощениями не занимается (или почти не занимается), но их немного. Ничего удивительного здесь нет: подобные упрощения, я думаю – это результат защитной реакции мозга, который не хочет «засорять» память ненужными, на его взгляд, сведениями.

К чему такие упрощения приводят на практике? К тому, что человек совершает не самые удачные покупки, скажем так. Однако здесь есть и ещё один важный нюанс – личный опыт в сочетании с личными предпочтениями. Зачастую опыт невелик, а предпочтения простоваты. Иными словами, невелика и степень взыскательности. Совершив не самую удачную (или неудачную) покупку, человек это не понимает и довольствуется тем, что получил. В этом нет ничего плохого или противоестественного.

Люди, разрабатывающие и продающие масс-маркетные продукты, в ряде случаев весьма точно определяют своего рода границу приемлемости, и потому на рынке есть огромное количество вещей, продуктов питания и прочих товаров, которые устраивают очень многих, хотя сделаны далеко не на высшем уровне. У меня есть предположение, что вся эта технология приведения уровня к «наименьшему общему знаменателю» очень хорошо усовершенствовалась на протяжении последних ста лет.

Плохо это или хорошо? Сложно дать однозначный ответ. На первый взгляд – вроде бы плохо. На второй – а почему плохо? Приведение к наименьшему общему знаменателю и оптимизация издержек вкупе с развитием науки и технологий приводит не только к снижению качества, но и к удешевлению товаров (более того, порой удешевление вовсе не сопровождается снижением качества). Многие товары сегодня доступны большему числу людей, чем сто или двести лет назад. Активное развитие масс-маркета можно считать не только злом, но и благом.

Особо стоит заметить, что товары очень высокого качества до сих пор производятся, и благодаря развитию интернета, транспорта и коммуникаций они доступны практически всем людям, которые могут себе эти товары позволить. Уверен, что среднее качество и средний уровень выпускаемых товаров сегодня ниже, чем сто лет назад, но сильно сомневаюсь, что человечество от этого очень страдает. Бедные люди от этого выигрывают, а богатые едва ли что-то теряют. Умелые мастера по-прежнему могут работать и развивать своё ремесло, а заодно появляется работа и для огромного количества людей с минимальными навыками и минимальным образованием.

Конечно, у сложившейся сегодня ситуации есть и недостатки. Огромное количество всякой товарной, информационной и рекламной шушерни мешает сделать правильный выбор, вносит путаницу в процесс выбора. Сам выбор стал сложным ещё и потому, что брендов сегодня просто огромное количество, причём некоторые из них торгуют практически одним и тем же, при этом позиционируя свою продукцию по-разному. С другой стороны, и в широте выбора можно найти свои плюсы – а кроме того, не стоит забывать о том, что многое до сих пор можно заказать полностью по своим вкусам (разумеется, если позволяет бюджет).

Почему статья называется «баланс»? Потому что несмотря на все специфические нюансы, на сегодняшнем рынке товаров баланс далеко не самый худший. Ещё раз повторю: практически каждый человек может найти что-то по своему бюджету; по-прежнему в продаже есть товары очень высокого качества; выбор очень широк, в том числе и качественных товаров.

То, что многие люди выбирают не самые качественные и не самые лучшие товары, даже обладая хорошими финансовыми возможностями, конечно, может кого-то огорчать (равно как и то, что в ряде случаев выбор делается не в пользу товара с оптимальным соотношением уровня и цены). Но с другой стороны – больше достанется хороших товаров тем, кто знает, что лучше покупать; кроме того, чем меньше спрос на что-либо, тем, как известно, ниже цены.

То, что на выбор тех или иных товаров высшего качества (или не высшего, но с отличным соотношением уровня и цены) приходится порой потратить немало времени – конечно, не очень приятно. Однако для некоторых людей процесс получения новых знаний бывает интересным – а если времени нет, можно обратиться за консультацией к специалистам.

Короче говоря, баланс неплохой. Мне так кажется.

P.S. Дополнение для тех, кто очень огорчен обилием всяких посредственных товаров.  Увы, но это прямое следствие увеличения населения Земли. Сегодня у нас в наличии около 7,5 миллиардов человек, в то время как в 1900 году было всего 1,65 миллиарда. Всем этим 7,5 миллиардам надо что-то есть, что-то надевать на себя; есть потребности и в других товарах, а также в огромном количестве рабочих мест. Однако с чем действительно стоило бы бороться, так это с брендами очень дорогих посредственных товаров, а также с производителями, которые вводят покупателей в заблуждение.

 


 

Comments are closed.