Трамваи — это весьма популярный вид транспорта в Милане. Здесь есть несколько разновидностей подвижного состава; на обывательский взгляд их три, хотя некоторые еще подразделяются на модификации. Среди туристов, конечно, наиболее популярны старые трамваи, которым уже очень много лет.
Окрашены эти старые трамваи в желтый и белый цвета и выглядят довольно симпатично. Удобными, впрочем, я бы их не назвал: они шумные, их достаточно сильно потрясывает. Внутри — жесткие скамейки, расположенные друг напротив друга, как в метро. Раз-другой, конечно, в таком трамвае проехаться стоит, но особого удовольствия от этого, на мой взгляд, не получаешь. Примечательно, что пользуются этими трамваями не только туристы, но и сами миланцы.
Возраст вагонов старого типа немаленький; они были произведены в 1927-1930 годах. Самые первые трамваи этого вида (Series 1500 или ATM Class 1500) были такими же желто-белыми, как и сегодня. С 1930-х годов окраска стала зеленой, а с 1970-х — оранжевой. Сравнительно недавно старые миланские трамваи были вновь перекрашены в желтый и белый цвета. В строю на сегодняшний день остается порядка сотни старых трамваев.
Трамваи более поздних серий выглядят, как мне кажется, более заурядно и не так симпатично. Они производились с конца 1950-х по 1970-е годы; существует несколько модификаций этих трамваев (серии 4600, 4700, 4900). Поначалу эти трамваи окрашивались в зеленый цвет, в 1970-х были перекрашены в оранжевый, а в последние годы — в желтый и белый цвета.
Наконец, есть в Милане и очень современные трамваи (серии 7000, 7100, 7500, 7600). Это вагоны футуристичного вида, с обтекаемыми формами; окрашены они в зеленый цвет. Из-за больших окон, которые выставляют на показ бóльшую часть вашего тела, чем следовало бы, миланцы иногда называют эти трамваи аквариумами. Эти трамваи не пользуются почетом ещё и потому, что в них очень узкие проходы между сидениями, так что иной раз приходится идти чуть ли не прямо по ногам сидящих пассажиров.
Теперь — немного практической информации. В Милане есть аналог московского билета «90 минут». Он называется Biglietto Urbano и стоит 1,5 евро. Приобрести его можно, например, в автоматах на станциях метро; кроме того, билеты продаются в газетных киосках. Один такой билет «90 минут» дает вам право пересаживаться с одного маршрута городского транспорта на другой в течение 90 минут с момента первого прохода. При этом допускается только одна поездка на метро; кроме того, этот билет не действует в отдаленных уголках/пригородах Милана (например, чтобы доехать на EXPO, надо покупать другой, более дорогой билет).
Под конец — пара фотографий уголка Милана, который, как мне кажется, весьма напоминает среднестатистический крупный российский город. Слегка заросшие травой трамвайные пути, ощущение эдакой небольшой запущенности… хотя в целом все выглядит вполне прилично.