В Люцерне есть два очень старых деревянных моста, которые стремятся увидеть все туристы, прибывающие в этот город. Примечательны эти мосты тем, что на них расположено целое множество картин, причем это картины нестандартной, треугольной формы. К сожалению, Капельбрюкке — один из этих мостов — серьезно пострадал во время сравнительно недавнего пожара, и картин на нем осталось немного. Шпройербрюкке (Speuerbrucke) — Мякинный мост — дожил до наших дней в лучшем виде. Сегодняшняя статья посвящена именно ему.
Впервые деревянный пешеходный мост через реку Ройс (Reuss) в Люцерне был построен в начале XV века; до этого существовал «частичный мост» – от правого берега реки до мельниц, расположенных посреди реки. Это был единственный мост в городе, где разрешено было сбрасывать мякину — отходы от молотьбы зерна. Отсюда и название — Шпройербрюкке (Spreuerbrucke), что переводится с немецкого языка как мякинный мост.
Впрочем, тот первый мякинный мост был снесен во время наводнения 1566 года, а нынешний построен уже после наводнения. Таким образом, нынешнему Шпройербрюкке уже больше 400 лет, а выглядит он все равно весьма недурно. Как и более известный Капельбрюкке, Шпройербрюкке — мост весьма редкой разновидности. Он предназначен исключительно для пешеходов, снабжен особым навесом, защищающим от дождя, а также деревянными перилами и «полом» из досок. До XIX века в Люцерне существовал еще один такой мост (Hofbrucke), но затем его решено было убрать.
Надо сказать, что Шпройербрюкке интересен и сам по себе, однако же наибольшее внимание привлекает полсотни картин, расположенных прямо на посту, под навесом. Изначально их было 67, но к настоящему времени осталось 45. Все эти картины написаны были под руководством Каспара Меглингера, и все — на одну тему, «пляски смерти» (по-немецки — Totentanz). Надо отметить, что это самая обширная в мире серия картин на данную тему.
Очевидно, картины призваны напоминать жителям города о том, что все мы когда-нибудь умрем, что перед смертью все мы равны, что смерть может застигнуть нас в любую минуту, в любом месте и любым образом. На картинах изображены люди из самых разных социальных слоев и в самых разных ситуациях. Выглядит все это дело довольно зловеще и особого удовольствия, на мой взгляд, не доставляет.
Для того, чтобы рассмотреть картины, нужно задирать голову, так как они, естественно, висят не так, как в музеях, а под самой верхотурой. Картины сохранились в очень хорошем состоянии — краски весьма яркие, все детали хорошо различимы. Возраст картин солидный: они были написаны в 1616-1637 годах.
Вход на мост бесплатный — фактически, это одна из важных составляющих бесплатного музея под открытым небом, которым является исторический центр Люцерна. Посетить этот мост по возможности стоит; в большинстве случаев получаса на посещение достаточно, однако если вы будете внимательно рассматривать каждую картину, то и часа окажется мало.