Gap Inc. — крупнейший американский реселлер одежды, обуви и аксессуаров, владеющий торговыми марками Gap, Old Navy, Banana Republic, Piperlime, Athleta. Производство одежды и обуви заказывает на фабриках азиатских стран — Китая, Вьетнама, Бангладеша и других. Качество одежды — высокое. Ценовые сегменты — от ниже среднего до верхнего. Используются в основном натуральные материалы. Стиль — casual. Одежда Gap продается более чем в 50 странах мира, особенно популярна в США.
История
История компании Gap Inc. началась в 1969 году, когда американцы Дорис и Дональд Фишеры (Doris Fisher and Donald Fisher) открыли собственный магазин в городе Сан-Франциско, Калифорния. В первое время в их магазине продавались джинсы и другая одежда Levi’s, а также виниловые пластинки. Естественно, основной целевой группой являлась молодежь. Магазин оказался коммерчески успешным, уже в первый год оборот составил 2 миллиона долларов.
Кстати сказать, название магазина в некотором роде намекало на пропасть между поколениями (generation gap) — по крайней мере, именно это, согласно официальной версии, имели в виду Фишеры, называя свой магазин.
В 1970 году Фишеры открыли свой второй магазин — в Сан-Хосе (опять же Калифорния). Примерно в то же время запускается масштабная рекламная кампания, известная весьма оригинальными и смелыми плакатами (см. фото внизу). Магазины Gap становятся всё популярнее, ассортимент расширяется. В 1973 году появляется своеобразный слоган-призыв Fall into the Gap. Количество магазинов Gap в том же году достигло 25. Были открыты магазины на восточном побережье США, в частности, в штате Нью-Джерси.
1974 год был отмечен запуском линии одежды под собственной торговой маркой — Gap, а в 1976 году компания Gap стала публичной и, соответственно, добавила «Inc.» (incorporated) к своему имени. В 1980-е годы в Gap пришел друг Дона Фишера Миллард (Микки) Дрекслер (Millard Drexler), который занялся серьезной реорганизацией. Был нанят большой штат дизайнеров. В 1990-е годы Gap превратилась в огромную корпорацию, и многие считают, что во многом это произошло благодаря Дрекслеру.
В 1983 компания Gap купила небольшую компанию Banana Republic, основанную в 1978 году Мэлом и Патрицией Циглерами (Mel Ziegler and Patrizia Ziegler) и занимавшуюся производством практичной и удобной одежды с элементами стиля military, предназначенной для путешествий. Циглеры продолжили работать в Banana Republic, возглавляя отдел дизайна. В конце 1980-х Banana Republic сфокусировалась на выпуске одежды в стиле casual.
1984 год был отмечен выпуском оригинальной футболки, названной Pocket t-shirt. От классических моделей эта отличалась наличием открытого кармана. Футболка Pocket t-shirt была выпущена в 21 цвете. Другим оригинальным нововведением 1984 года стало размещение в магазинах столов с одеждой — для того времени это было в новинку, в магазинах тогда для демонстрации коллекций одежды использовались практически исключительно классические вешалки.
В 1987 году начинается международная экспансия: магазин Gap открывается в Лондоне. Шестью годами открылся магазин Gap и в Париже, в знаменитом универмаге Les Galeries Lafayette, а в 1995 Gap приходит в Японию. Как я уже отмечал, на 1990-е приходится период расцвета Gap — бренд стал одним из символом американской молодежной культуры 1990-х.
В 1990 году была выпущена отдельная коллекция одежды для маленьких детей — babyGap; коллекция для детей 5-15 лет была выпущена ещё раньше — в 1986-м. В 1991 году Gap прекращает продажу одежды Levi’s в своих магазинах. 1994 год был отмечен запуском нового бренда демократичной молодежной одежды — Old Navy, а в 1996 году компания Gap представила коллекцию нижнего белья. Одним из первых Gap запустил собственный интернет-магазин одежды — ещё в 1997!
2006 год отмечен запуском нового бренда Piperlime, под которым продаются различные аксессуары, обувь и сумки. А в 2008 году была куплена торговая марка Athleta, основанная в 1998. Под этой маркой выпускается линия спортивной одежды для женщин. В 2011 был открыт первый фирменный магазин Athleta (конечно, в США).
Настоящее время
Gap продолжает международную экспансию. Так, в 2010 году были открыты первые магазины марки в Австралии, Китае и Италии. Сеть Gap активно развивается в России, но компания не торгует одеждой в России напрямую; розничные продажи осуществляются по схеме франчайзинга, что, к сожалению, заметно влияет на итоговые розничные цены. В России одежда Gap заметно дороже, чем в США.
Сейчас Gap испытывает сильную конкуренцию со стороны двух компаний, занимающихся выпуском демократичной молодежной одежды fast fashion («быстрая мода»). Это испанский Inditex (с брендами ZARA, Bershka, Oysho и так далее) и шведский H&M. В 2008 году Inditex вытеснил Gap с пьедестала лидера по объемам мировых продаж одежды на второе место, а в 2011-2012 годах Gap отошёл уже на третье место, уступив шведскому гиганту H&M (Hennes & Mauritz).
Конечно, ZARA и H&M оказываются более привлекательными для молодых потребителей ввиду оригинального и яркого дизайна и активного использования в своих коллекциях модных тенденций. Gap же может предложить только довольно унылый и заурядный дизайн. С другой стороны, одежда Gap заметно качественнее, чем у H&M, ZARA и тому подобных брендов, так что шансы у компании есть. В настоящее время Gap планирует сфокусироваться на активно развивающихся азиатских рынках, в частности, на китайском. В 2013 году будет открыт первый магазин Gap в Бразилии, а часть американских магазинов будет закрыта.
Бренды
Наиболее известны два бренда компании — Gap и Banana Republic. Об Old Navy, Athleta и Piperlime знает уже заметно меньшее число людей. В России наиболее широко представлена одежда марки Gap, в меньшей степени — Banana Republic и Old Navy.
Old Navy — пожалуй, самый бюджетный бренд, в основном ориентированный на молодежь. Стиль — спортивный casual. Используются натуральные (главным образом хлопок) и синтетические материалы. Одежда, обувь и аксессуары Old Navy продаются главным образом в США. Сам бренд позиционируется как типично американский, на одежде нередко присутствует изображение американского флага. Интересно, что в Канаде продается одежда Old Navy с изображением канадского флага. Ещё более интересно, что сам Gap заявляет о том, что данный бренд был назван в честь одного из парижских баров.
Gap — основной и наиболее известный бренд компании. Стиль — главным образом спортивный casual, в меньшей степени строгий casual. Используются в основном натуральные материалы, особенно — хлопок; шерстяных вещей немного. Дизайн несколько скучноватый, качество высокое. Добротная и простая одежда на каждый день. Выделиться с её помощью не получится, скорее — слиться с толпой. Но хватит её надолго. Поэтому особое внимание стоит обращать на базовые вещи — футболки, толстовки, джинсы, casual брюки.
Gap — это отличный вариант для детей, школьников, студентов, а также всех, кто любит комфортную и практичную одежду. В рамках бренда, кстати, выделяют ещё три линейки: собственно Gap (для взрослых и подростков), GapKids (для детей 5-14 лет) и babyGap (для детей 0-5 лет).
Banana Republic — торговая марка пред-премиум класса, если можно так выразиться. Стиль — строгий casual. Используются практически исключительно натуральные материалы, причем достаточно дорогие и интересные. Дизайн интереснее, чем у Gap, но в целом всё-таки скучноватый и несколько однообразный. Цветовая гамма не поражает разнообразием, но оригинальные вещи всё же встречаются. Качество высокое. Хорошая добротная офисная одежда.
Ассортимент
Одежда Gap является своего рода олицетворением стиля casual и вообще американского стиля одежды — свободной, удобной и практичной. Gap хорош базовыми вещами, но что-то действительно оригинальное в магазинах компании найти сложно.
Многие вещи Gap — однотонные. Я бы не сказал, что у Gap есть любимые цвета, но в коллекциях достаточно много различных оттенков коричневого, синего, красного и серого. В меньшей степени — желтого, зеленого. Ну и, разумеется, есть вещи черного цвета. Вещей с оригинальными узорами и рисунками немного, но они всё же встречаются.
Gap хорош тем, что использует в своей одежде преимущественно натуральные материалы, которые вдобавок отличаются и прочностью, и практичностью. В первую очередь это недорогой, но добротный хлопок. Да, он чуть грубоват, но он очень долговечен и переносит большое количество стирок. В меньшей степени при изготовлении вещей Gap использует шерсть и некоторые синтетические материалы — акрил, вискозу, эластан.
Практически вся одежда Gap отличается прочностью, практичностью, износостойкостью. А вот насчет обуви можно уже сомневаться: по мнению многих, она оставляет желать лучшего. Все же «визитной карточкой» Gap являются джинсы, casual брюки и толстовки, к этому списку можно добавить ещё casual рубашки и футболки. С Banana Republic дела обстоят чуть по-другому, там одежда все же построже, да и поинтереснее. Хотя в России она стоит столько, что по-настоящему интересным и привлекательным вариантом её назвать сложно.
Личные впечатления. Отзывы
У меня самого есть только одна вещь от компании Gap — футболка Old Navy. Качеством я очень доволен, футболка служит уже около двух лет и оказалась явно качественнее своих «коллег» из Pull&Bear, O’stin и New Yorker. Вообще же одежда Gap меня не очень привлекает: выглядит она действительно добротно, но однообразно.
Знакомые в целом довольны качеством Gap, отзывы в интернете также в основном положительные. Отмечают высокое качество, износостойкость, «выносливость», практичность, удобство одежды Gap, Old Navy, Banana Republic. Некоторым нравится дизайн, в частности, яркие цвета. Есть, правда, и нарекания на качество. Разумеется, многих не устраивают дизайн, общая простота одежды.
Краткая сводка:
- Страна регистрации компании: США.
- Год основания: 1969.
- Оборот (2011): 14,5 миллиардов долларов.
- Чистая прибыль (2011): 833 миллиона долларов.
- Количество сотрудников (2012): 132000 человек.
- СЕО (исполнительный директор): Гленн Мёрфи (Glenn K. Murphy).
- Страны производства одежды и обуви: Бангладеш, Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай, Таиланд и другие.
- Страны, в которых продаётся продукция компании: ,более 50 стран, в том числе Россия, США, Украина, Австралия, Канада, Индия, Япония, Франция и другие страны.
- Количество фирменных магазинов (2012): более 3000, из них более 2500 в США и порядка 200 в Канаде.
- Бренды: GAP, Old Navy, Banana Republic, Piperlime, Athleta.
- Стиль одежды: casual — от спортивного до строгого
- Ассортимент: мужская, женская, детская одежда, обувь и аксессуары. В том числе: ботинки, сумки, шапки, шарфы, нижнее белье, футболки, топы, толстовки, рубашки, джемперы, пуловеры, кардиганы, пиджаки, жакеты, куртки легкие и утепленные, пальто и полупальто и так далее.
- Размеры женской одежды и обуви: от XXS до XXL, джинсы — от 24 до 37, обувь — от 36 до 41. Имейте в виду, что одежда Gap и других марок компании несколько «большемерит».
- Размеры мужской одежды и обуви: от XS до XXXL, джинсы — от 28 до 44 (в основном от 30 до 38), рубашки — от 38 до 54, обувь — от 39 до 47.
- Размеры детской одежды: от XS до XXL (отдельная размерная сетка: от 4-5 до 13-14 лет), джинсы — от 19,5 до 27. Одежда для детей младше 5 лет — по возрасту (от 0-3 месяцев до 5 лет).
- Ценовые сегменты: ниже среднего (Old Navy), средний (Old Navy, Gap), выше среднего (Gap), верхний (Banana republic).
Примерные цены на одежду бренда Gap (по состоянию на февраль 2013 года):
- Куртки легкие (спортивные, ветровки) — 3000 рублей
- Куртки утепленные — 5000-8000 рублей
- Пальто — 7000 рублей
- Полупальто — 6000 рублей
- Джемперы, пуловеры, свитера — 2000-4000 рублей
- Толстовки — 2000-3000 рублей
- Футболки, топы, майки — 600-1500 рублей
- Рубашки — 2000 рублей
- Джинсы, брюки casual — 2500-3500 рублей
- Пиджаки, жакеты — 5000-7000 рублей
- Кардиганы — 4000-7000 рублей
- Шапки — 1000-2000 рублей
- Шарфы — 1000-2000 рублей
- Ботильоны, полусапожки (женские, разумеется) — 4000-6000 рублей
- Ремни — 1500-2000 рублей
Ссылки: официальный сайт; подборка отзывов (Old Navy); ещё одна подборка отзывов (Gap).
У Gap и Banana Republic есть некоторые, скажем так, ограничения по размерной сетке брюк. Например, у них практически невозможно найти брюки или джинсы размера 30х34 дюйма (соответственно, 76х86 см), и даже 31х34 — большая редкость.
Брал у Gap по очень хорошей скидке (с 69 до 27 евро) светло-синий хлопковый кардиган с шалевым воротником. Очень теплый, почти как шерстяные свитера, чуть тяжеловатый, но в целом удобный и смотрится неплохо.