Итальянские электрички

Эта статья была впервые опубликована 28 ноября 2015 года, а 4 июля 2018 года дополнена и обновлена.

Электрички — это один из самых доступных и удобных видов междугородного общественного транспорта в Италии. Билеты на них стоят недорого, сами электрички комфортны и по ряду направлений ходят довольно часто. Маршрутная сеть итальянских электричек очень обширна.

Padova platformsРазумеется, в Италии имеются и скорые поезда-экспрессы, но билеты на них стоят значительно дороже, так что пользоваться этими поездами есть смысл только в том случае, если вы торопитесь, хотите получить гарантированное сидячее место или же если вам захотелось подчеркнуть свой статус. Во всех остальных случаях разумнее воспользоваться одним из видов электричек:

  • Treno regionale (электричка обычная)
  • Treno regionale veloce (RV — электричка скоростная)

Обычная электричка идёт заметно медленнее скоростной и останавливается на многих станциях. Скоростная электричка удобнее, если вам надо попасть из одного более или менее крупного города в другой. Цены на билеты для электричек обеих типов одинаковы. Не на всех направлениях есть скоростные электрички.

 

Вокзалы и станции

В Италии можно встретить как гигантские вокзалы — например, Termini в Риме — так и более компактные — например, вокзал в Падуе или Кастельфранко Венето. Бояться вокзалов не стоит: вам помогут хорошо заметные и яркие указатели (касса по-итальянски называется Biglietteria, поезда — Treni, выход — Uscita, а пути — Binari). Некоторые вывески могут быть продублированы на английском языке. Если вы всё-таки заблудитесь, то можете попросить помочь сотрудников самого вокзала или работников каких-нибудь магазинов на вокзале.

Roma TerminiVerona PN SСледует добавить, что на вокзалах надо очень внимательно следить за своими вещами, сумками, портфелями. Не нужно оставлять их без присмотра; держите их как можно ближе к себе (ремень сумки перекиньте через голову) и периодически на них поглядывайте — и постарайтесь не показывать, что вы приехали издалека и в полнейшей растерянности. Гораздо лучше деловито ходить с серьезным и уверенным лицом, аккуратно посматривая по сторонам — даже если вы пока не разобрались, куда идти.

На платформу можно попасть либо по подземному переходу (снабженному множеством указателей и табло), либо по наземному пути (иногда с подъёмом по лестнице) — это зависит от конкретной платформы и вокзала. Хождение по путям запрещено. На платформе могут быть скамейки, таблички с названием станции, электронные табло, мусорные урны. В общем, всё как обычно. Вход в туалет может находиться в одном из концов первой платформы. Распознать его можно по характерному знаку с двумя человечками. На некоторых станциях туалеты платные, на некоторых — бесплатные (например, в Кастельфранко Венето есть отличный чистый бесплатный туалет).

Platform2-ItalyPlatform-Italy

 

Покупка билетов

На электрички можно купить билеты онлайн (правда, только незадолго до поездки), но в этом нет смысла. Цены одинаковые при покупке онлайн и при покупке на месте. Более того, ваши планы в процессе путешествия могут измениться, и если вы будете покупать билеты каждый раз непосредственно перед поездкой, то можете в итоге сэкономить. На большинстве станций имеются билетные автоматы и кассы. Правда, иногда к ним бывают очереди.Biglietteria-TrenitaliaАвтоматы весьма простые, имеют интерфейс на нескольких языках (русского нет, английский есть). Сначала вам нужно набрать название той станции, куда вам требуется попасть; список популярных направлений выводится сразу, и если вы увидели среди приведенных станций нужную, выбирайте ее. Имейте в виду, что иногда название нужно вводить по-особенному. Скажем, если вы хотите уехать в San Martino di Lupari, набирать нужно S. Martino…. В противном случае в списке станции не будет.

После выбора станции нужно выбрать день поездки и электричку. Если вы едете в день покупки билета, выбирайте ближайшую, потому что билет действует весь день и даже если вы опоздаете на этот поезд, то без проблем сможете уехать на следующем. Для некоторых электричек предлагается два класса: не вижу никакого смысла переплачивать за первый. Второй очень приличный.

После выбора поезда нужно выбрать способ оплаты и эту самую оплату произвести. Именно в таком порядке: не пытайтесь засовывать купюры в автомат, если вы не выбрали «оплату наличными»: автомат выводит вам список доступных опций оплаты и сначала ждет от вас выбора опции. Кстати, оплатить поездку можно не только наличными, но и карточкой (в том числе и российского банка). Если оплачиваете наличными, то автомат может дать сдачу… однако автоматы бывают разные, и при оплате наличными нужно подходить к тем, что помечены сверху специальным бело-красным знаком (см. фото ниже — первый автомат слева и второй автомат справа). Некоторые автоматы наличные не принимают или принимают только монеты.

biglietteria-Trenitalia2Выбирать место при покупке билетов не требуется: места выбираются только когда вы уже садитесь на электричку. Кто первый сел на место, тот его и получил. По этой причине билеты на электричку закончиться в принципе не могут, и те, кто покупают их заранее по интернету, никакими преимуществами не обладают.

Ещё один нюанс. Билеты на итальянские электрички бывают большие и маленькие. Это зависит от автомата. Если раньше вам попадались большие билеты, а потом вдруг автомат дал маленькие, ничего страшного. Это нормально.

 

А если на станции нет билетных автоматов и касс?

Иногда такое бывает на маленьких станциях (в очень небольших городах). Например, Galliera Veneta — Tombolo. Если вы уверены, что автоматов и касс нет, и киосков, продающих билеты, возле станции тоже не видать, садитесь в электричку без билета и сразу направляйтесь к контролёру, после чего попросите её или его продать вам билет от станции, на которой вы только что сели. Если вы уже знаете, что на той или иной станции нет автоматов и касс, лучше купить билеты на нужный вам день заранее. На станции А можно купить билет от станции В до станции С, то есть ограничений по направлениям нет.

маленькая жд станция в Италии

 

А если я не успел купить билет?

Сразу же, пока электричка не доехала до следующей станции, идите к контролеру и попросите продать билет, объяснив ситуацию. Штраф с вас не потребуют, но дополнительно к стоимости билета придётся заплатить 5 евро. Если на станции нет касс и/или автоматов и/или киосков, продающих билеты, 5 евро доплачивать не нужно.

 

А если автомат не дал сдачу?

Иногда в автомате может не оказаться сдачи, или же монет для сдачи может быть недостаточно. В этом случае автомат выдаст вам специальный чек (см. пример ниже), который потом можно будет обналичить в каком-нибудь другом автомате. Инструкция приведена прямо на чеке (вкратце: в меню автомата на английском выберите ‘Other Services’, затем ‘Liquidation missed remnants’). Имейте в виду, что у вас попросят паспортные данные. Российские паспортные данные подойдут. Понятно, что тратить время на обналичивание такой пустяковой суммы, как на фото ниже (0,1 евро), смысла нет. Но, быть может, вам, как и мне, просто будет интересно поглядеть на то, как это происходит… А может, автомат вам не выдаст несколько евро.

чек на сдачу

 

Посадка, поездка и контроль

Перед посадкой в электричку вам необходимо валидировать («прокомпостировать») свой билет. Это сделать очень просто: засуньте кончик билета в один из валидаторов, которые имеются на каждой платформе. Как правило, они окрашены в зеленый цвет. На обратной стороне билета указано место, которое необходимо засовывать в валидатор, но даже если вы перепутаете и вставите билет другим концом, ничего страшного не будет. После валидации билет действителен на выбранном вами при покупке маршруте в течение четырёх часов.

Trenitalia_validatorЕсли билет не валидировать, то вы будете считаться безбилетником, и с вас потребуют штраф. Контролеры в итальянских электричках — не редкость, поэтому не рекомендую ездить без билетов. Электрички не такие уж длинные, контролеры опытные, и бегать от них получается не у всех (да и почти все пассажиры ездят с билетами). Отдельные безбилетники, впрочем, порой ведут себя агрессивно и даже могут вступить в небольшую драку с контролёром, если тот попытается на них воздействовать. Но такое я видел только один раз.

Следует иметь в виду, что нужно ехать именно в вагоне своего класса. Номера классов обозначены на вагонах крупными цифрами 1 и 2 — перепутать невозможно. В некоторых электричках вагонов первого класса и вовсе нет, но если они есть, то их меньше, чем вагонов второго класса. Если вы сели не в свой класс, то приготовьтесь заплатить контролеру штраф. Контролеры, кстати, в итальянских электричках в основном весьма приветливые, всегда говорят «добрый день», «пожалуйста» и «спасибо».

Остановки в электричках иногда объявляются, а иногда не объявляются. Кроме того, во многих электричках есть табло, на которых высвечивается название станции. В редких случаях, правда, табло могут не работать. Тогда смотрите в окна: на каждой станции есть несколько табличек с названием этой станции. Кроме того, можно попросить пассажиров или контролера сказать, когда будет ваша станция (через какое количество остановок). Возможно, кто-то едет туда же. Некоторые итальянцы понимают английский язык.

К выходу нужно готовиться заранее, если вы собираетесь выходить на маленькой станции. На крупных станциях электричка может стоять несколько минут.

Если двери не открылись / никто не входит или не выходит, нажмите на специальную кнопку на дверях. Это относится и к посадке, и к высадке. Такие кнопки располагаются и снаружи, и внутри электричек, прямо на дверях.

Ещё один нюанс. На некоторых направлениях ходят довольно короткие электрички, заметно короче платформ. Поэтому вставать в самый дальний конец платформы не рекомендуется. Возможно, придётся бежать.

итальянские электрички - платформа

 

Экстерьер и интерьер электричек

На первый взгляд может показаться, что в Италию поставлялись те же самые электрички, что ходят и в России. Однако при детальном рассмотрении заметно, что они и внешне-то от них отличаются, ну а внутри — и подавно. Интерьер выглядит весьма симпатично, хотя и не роскошно. Есть полки для багажа. Некоторые электрички двухэтажные, но у этих моделей полки для багажа маленькие, и влезают на них далеко не все чемоданы/сумки/рюкзаки.

Treno-regionale-exteriorИнтерьер итальянской электрички

итальянская электричка интерьер

В электричках есть туалеты.

 

Опоздания

Обычно итальянские электрички ходят по расписанию, но иногда они опаздывают. Как правило, задержка составляет не более 10-15 минут, но порой она больше. Рекорд, который я наблюдал — 35 минут. При такой задержке на некоторых направлениях следующая электричка может даже прийти раньше, чем ожидаемая.

Из-за возможности опоздания я не рекомендую уезжать на последней электричке, если планируется пересадка с небольшим интервалом между электричками. Есть небольшая вероятность того, что вы не успеете на вторую электричку.

Скорые и международные поезда в Италии, кстати сказать, тоже могут опаздывать. Рекорд, который я наблюдал — 45 минут. Оба указанных рекорда не сопровождались какими-либо природными происшествиями.

 


 

Comments are closed.