Музеев в Вене невероятно много, и среди них попадаются весьма необычные. Вход, увы, практически всегда платный, но зачастую игра стоит свеч: некоторые музеи предлагают уникальные экспозиции вкупе с очень любопытной информацией. Музей подделок (Falschermuseum) — как раз из этой серии. Он небольшой, частный, но очень интересный. Основали его Диана Гроуб и Кристиан Растнер (Diane Grobe, Christian Rastner).
Если вы подумали, что в этом музее представлены кроссовки Abibas, наушники Soni и фейковые сумки Chanel, то я вас разочарую. Речь идет о подделках произведений искусства — в основном картин и рисунков. Эта индустрия процветает уже довольно давно, и вы сможете узнать о её любопытных особенностях благодаря музею и его путеводителю, который выдается на время посещения каждому туристу.
К сожалению, фотографирование на территории музея запрещено, поэтому я не могу представить вам конкретные примеры подделок, но зато сообщу кое-какие интересные факты:
- Один из самых известных фальсификаторов — Хан ван Меегерен (Han van Meegeren), живший в 1889-1947 годах – подделал Яна Вермеера, и эта картина была в итоге продана Герману Герингу. Обман вскрылся уже после Второй мировой войны, причем Меегерену пришлось доказывать экспертам то, что он продал именно подделку (его собирались сурово судить за продажу оригинала, а за продажу подделки он в итоге получил всего один год тюрьмы).
- Другой именитый мастер подделок — Том Китинг (Tom Keating), живший в 1917-1984 годах — снабжал свои работы специальными хитрыми штучками, которые бы доказали любому реставратору, что он работает именно с подделками. Это были, в частности, белые надписи на холсте, затем покрывавшиеся слоями краски. Хитрые штучки Китинга могли быть обнаружены при кардинальной реставрации, но без «вскрытия» или рентгена их не было видно, так что картины успешно продавались… и по немаленьким ценам.
- Творения известных и самых талантливых фальсификаторов со временем стали ценится высоко, и это привело к тому, что появились «подделки подделок» – иными словами, картины лучших фальсификаторов тоже стали подделываться, так как это стало выгодным бизнесом. В музее есть и такие экспонаты.
- Многие фальсификаторы начинали как самостоятельные честные художники, но когда они обнаруживали, что на их собственные картины спроса нет или же он символический, то решали, что подделка картин известных мастеров — более выгодное занятие. Некоторые занимались подделками в том числе и для того, чтобы выместить обиду на любителях искусства, которые игнорировали их собственные работы.
- Изготовление качественной подделки — весьма затратное дело, на это нужны и деньги, и много времени, и хорошие способности. Далеко не каждый начинающий художник может превратиться в искусного фальсификатора.
Надо сказать, что очень любопытно на практике сравнить разнообразные подделки с фотографиями оригиналов (увы, денег на покупку оригиналов у музея нет), а также взглянуть на «подделки подделок» и на честные копии, которые никогда не выдавались за оригиналы. Качество копий и подделок бывает действительно безупречным с точки зрения среднестатистического стороннего наблюдателя, и неудивительно, что их активно выпускают и продают за большие деньги.
Время на визит
На осмотр венского музея подделок стоит выделить час или полтора. За полчаса вы не успеете хорошо вникнуть во все нюансы подделок, прочитать путеводитель и рассмотреть представленные работы… а вот за час-полтора это сделать уже вполне реально. Более того, при желании в музее можно задержаться и часов на пять, потому что при нем есть небольшая библиотека, в которой имеется несколько десятков книг по искусству, а также журналы и каталоги — вы можете спокойно читать и просматривать их прямо в музее.
После осмотра экспозиции музея (вся она представлена в одном очень большом зале в цокольном этаже) вы можете посетить магазин, в котором имеются как типично туристические товары, так и всякие забавные вещицы. Кроме того, при желании можно заказать копию какой-нибудь картины — но имейте в виду, что качественные копии, на которых специализируется музей, дороги.
Справочная информация
- Адрес: Lowengasse, 28.
- Ближайшая станция метро: Landstrasse (оранжевая ветка — U3).
- Ближайшая остановка трамвая: Hetzgasse (маршрут 1).
- Телефон: +43 1 715 22 96.
- Часы работы: со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов. Музей закрыт по понедельникам, а также 24, 25, 26 декабря.
- Стоимость билетов: стандартный — 5,5 евро; пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и студенты — 4,8 евро; дети до 10 лет — бесплатно; 11-18 лет – 3 евро.
- Доступны путеводители по музею на английском, немецком, русском, итальянском, французском и испанском языках. Стоимость «аренды» путеводителя включена в стоимость билета.