Возрастное ограничение: 18+
Виноградная лоза может жить очень долго: иногда встречаются экземпляры старше ста лет, а самой почтенной в мире лозе уже давно перевалило за четыреста. Однако далеко не все виноделы положительно относятся к старым лозам; лишь единицы сохраняют их и бережно за ними ухаживают. Дело в том, что с возрастом у лозы значительно снижается урожайность. Да, виноград делается более концентрированным, из него можно сделать более интересное вино, но винограда этого мало, поэтому далеко не все выращивают старые лозы. Часто их просто выкорчевывают и заменяют молодыми.
Какая лоза считается старой?
Единого мнения на этот счет не существует. Довольно почтенным возрастом считаются 30-35 лет, поэтому некоторые виноделы ставят на свои вина пометку «старые лозы» (vieilles vignes, old vines или alte reben) тогда, когда они сделаны из винограда, полученного от 30-35 летних лоз. Однако некоторые полагают, что 30 лет – это еще не старость. Оз Кларк, например, в своем руководстве по сортам винограда отмечает, что 35 – это еще далеко не старость, а по-настоящему старым лозам может быть 60 и более лет.
Хуже всего то, что законодательно использование терминов vieilles vignes, old vines, alte reben никак не регулируется. Это приводит к тому, что некоторые виноделы могут лукавить: не просто писать old vines на вине из винограда с 30-летней лозы, а использовать эти слова для обозначения вина, где виноград с 30-летней лозы составляет лишь небольшую часть купажа. Исключением из этого неприятного хаоса является только один винодельческий регион — долина Баросса в Австралии (Barossa Valley). Там принята следующая классификация:
- Old vine – вино из винограда, полученного с лоз старше 35 лет
- Survivor vine – лозы старше 70 лет
- Centurion vine – лозы старше 100 лет
- Ancestor vine – лозы старше 125 лет
Кстати, возраст самых старых австралийских лоз уже перевалил за сто шестьдесят лет. Но такие экземпляры, конечно, очень редки.
Так ли уж хороши старые лозы?
Это весьма дискуссионный вопрос. Прежде всего, необходимо заметить, что 1) великолепное вино можно произвести из винограда, собранного с очень молодой лозы и 2) из винограда, собранного со старой лозы, можно произвести довольно посредственное вино. При этом, конечно, слова old vines, vieilles vignes, alte reben могут являться одним из аргументов в пользу покупки того или иного вина – по крайней мере, мне не попадались такие вина, которые были бы плохими.
С другой стороны, эти вина могут быть… ну, совершенно обычными, то есть не вызывать восхищения. Правда, у них может быть некая сентиментальная или ностальгическая ценность – как-никак, эти лозы видели такие старые времена… Однако описанная выше неразбериха с терминологией делает эту ценность относительной. Для того, чтобы быть уверенным в высоком уровне вина со старых лоз и в правдоподобности такой надписи на этикетке, стоит выбирать продукцию известных виноделен с хорошей репутацией.
В любом случае, следует добавить, что возраст лозы сам по себе не может служить гарантией высокого уровня вина. Многое зависит, например, от участка произрастания лозы – и, как замечал Денис Руденко, многие старые лозы сидят вовсе не самых лучших участках (ссылка). Кроме того, это могут быть лозы заурядных сортов или заурядные клоны хороших сортов – или же, другой вариант, это могут быть старые лозы, перепривитые сравнительно недавно.
Где растут старые лозы?
Во многих странах! Они есть и во Франции, и в Чили, и в Испании, и в США… а самая старая лоза произрастает в Словении. Очень старые лозы (старше 350 лет), кроме того, есть в Трентино-Альто-Адидже (Северная Италия). Более того, старые лозы можно обнаружить и в странах, которые у среднестатистического покупателя вообще не ассоциируются с виноделием. Так, например, в разделе о винах Северной Африки и Средиземноморья Хью Джонсон советует: «присмотритесь к винам из Кариньяна со старых лоз из Израиля и Туниса, Сенсо – из Ливана, Гренаша и Сиры – из Марокко» (M.: BBPG, 2011, c. 267).
Очень старые и очень известные лозы находятся в Португалии, на одном из виноградников хозяйства Quinta do Noval. Они чудом пережили эпидемию филлоксеры, поразившую европейские виноградники в конце XIX века (по неведомой причине филлоксера не стала атаковать этот небольшой участок). Из винограда, который дают эти лозы, Quinta do Noval делает дорогой портвейн по имени Nacional. Другие старые дофиллоксерные, непривитые лозы имеются в Италии, Словении (в том числе та самая старая лоза-долгожитель), Греции, Австралии (в уже упоминавшейся долине Баросса) и некоторых других местах.
Есть старые лозы и в Калифорнии, но с ними связан весьма противоречивый момент, который как раз иллюстрирует сомнительную ценность понятия «old vines». Оз Кларк, например, пишет: «Разница между винами со старых и молодых лоз весьма существенна. Калифорнии повезло: там сохранились старые лозы – от 50 лет, поэтому термин «старые лозы» действительно говорит о качестве в отличие от других стран. Такие вина более плотные и сложные, с прекрасным балансом и концентрацией» (М.: АСТ, 2013, с. 292).
С другой стороны, Биссо Атанасов об одном из калифорнийских вин с надписью old vines высказался следующим образом: «как оказалось, виноград со старых лоз там далеко не преобладающая часть ассамбляжа, да и вино в рейтингах выше 82/100 не поднималось в лучшие годы» (ссылка). Иными словами, при покупке вина с надписями old vine(s), alte reben, vieilles vignes едва ли можно быть уверенным в том, что это великолепное, концентрированное и богатое вино. Уверенность вам могут придать имя производителя (скажем, у того же Saddleback Cellars отличная репутация), рекомендация профессионала или высокий рейтинг от уважаемого издания, но эти надписи сами по себе вряд ли являются надежной гарантией какой-либо экстраординарности.