Наценка за эстетичность

Все знают о том, что покупатели часто переплачивают значительную сумму за имя бренда. Когда-то я даже сделал специальный материал, в котором оценил примерную сумму подобной переплаты в случае с изделиями нескольких раскрученных марок. Однако сегодня я хотел бы обратить внимание на феномен другого рода – так называемую переплату за эстетичность.

AubercyПереплата за эстетичность может фигурировать как в случае с одеждой, обувью и аксессуарами, так и в случае с техникой, мебелью, автомобилями и многими другими товарами. Суть этого феномена заключается в том, что покупатели частенько готовы платить большие деньги за то, чтобы приобретаемый ими товар выглядел красиво, элегантно, благородно, дорого, солидно, престижно, эстетично, изысканно – разные люди выберут разные слова из этого списка. Эта переплата иногда производится сознательно, а иногда — бессознательно.

Drake-Moghul-psРискну предположить, что от той или иной вещи в первую очередь требуются удобство в использовании, долгий срок службы и функциональность. Однако в случае с дорогими вещами речь часто заходит именно об эстетике, которая на три остальных параметра влияет крайне редко. Дорогие вещи делаются из более дорогих материалов и/или более дорогим способом, чем дешевые, но практическое влияние этой разницы в себестоимости не всегда заметно.

TAsser-MOP-buttonКонечно, я люблю говорить, что некоторые бесполезные на первый взгляд детали свидетельствуют о добросовестности производителя и высоком качестве изделия в целом. Так, рубашки с перламутровыми пуговицами и прошитыми в одну иглу боковыми швами обычно отличаются качеством значительно выше среднего, хотя сами по себе эти детали не играют большого практического значения (более того, перламутровые пуговицы, в отличие от пластиковых, могут повредиться в процессе стирки или химчистки).

Finamore-fragment3Однако справедливости ради стоит заметить, что даже бюджетные вещи, добросовестно сделанные из недорогих приличных материалов, могут быть качественными, долговечными, удобными — говорю это по личному опыту. Ну а в случае с дорогими вещами существует некий предел, за которым практика уступает место эстетике. Скажем, прослужат ли bespoke туфли Aubercy дольше bespoke туфель Buday? Будут ли они удобнее в носке? Скорее всего, нет, но они выглядят по-другому и стоят заметно дороже; конструкция при этом у них та же самая (hand-welted), и кожа используется высококачественная в обоих случаях.

Кроме того, при желании можно придумать много вопросов, которые ставят под сомнение некоторые «признаки хороших вещей», как я их называю. Влияют ли роговые или перламутровые пуговицы на срок службы пиджака или его удобство, функциональность? Нет. Имеет ли какое-то функциональное/практическое значение ручная вспушка по краям лацканов и воротника пиджака? Нет. Способна ли тщательная обработка, покраска и полировка краев ремня продлить срок его службы? Нет. Имеют ли функциональное значение закрытый шов на подошве туфель Goodyear Welted и изысканное оформление самой подошвы? Нет. И так далее.

Berluti_belt_patinaГлупо ли переплачивать за эстетичность? Далеко не всегда. Глупо, наверное, только в тех случаях, когда вы тратите на вещь последние деньги или же если вы используете ваш бюджет неразумно (например, когда вы, находясь в начале пути создания обувного гардероба и не имея больших денег, приобретаете одну пару очень дорогих туфель вместо того, чтобы приобрести три пары умеренно дорогих).

Любопытно, что многие люди склонны переплачивать за эстетичность в одних случаях и проявлять максимальную практичность в других. Это совершенно естественно, так как вкусы и эстетические предпочтения у всех разные. Однако не стоит забывать и о том, что контраст между уровнем вещей иногда может показаться окружающим странным или даже забавным.

Под конец – небольшой опрос.

Готовы ли вы переплачивать значительную сумму за эстетические свойства товара?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

 


 

6 Replies to “Наценка за эстетичность”

  1. Не понимаю, почему говорится о ПЕРЕплате за эстетичность. С таким же успехом можно сказать о ПЕРЕплате за качество работы или ПЕРЕплате за качество кожи. Это не переплата, это плата за эстетичность — реально получаемое свойство товара. А переплата -это там где часть суммы уплачивается за нечто, что собственно свойством товара не является.

    • Соглашусь. Мне вот сумки tumi не нравятся эстетически. А стоят не дешево. Не хочу переплачивать за функциональность!))

      • В случае с TUMI скорее идет переплата за бренд, а не за функциональность или эстетичность (хотя бренд не такой уж известный). Особенно с учетом того, что и отшиваются эти сумки в Китае.

    • Как и ряд материалов на сайте, статья в значительной степени является моим личным мнением 🙂 Эстетичность субъективна, и «переплатой» я называю это потому, что вещь с той же функциональностью и с тем же сроком службы можно приобрести дешевле. Хотя, как Вы прекрасно знаете, таким уж рационалистом я не являюсь и сам переплачиваю (плачу) за эстетичность.

      Да, Gaziano&Girling отражает более высокое мастерство обувщиков, нежели Allen Edmonds, но прослужит ли пара GG дольше и будет ли комфортнее — при условии правильно подобранных размера и колодки? Совсем не факт, и это позволяет предполагать, что значение у этого более высокого мастерства скорее именно эстетическое (в данном конкретном случае!). А кроме того, тут же мы сталкиваемся еще и с проявлением того, что эстетичность субъективна: некоторым людям по крайней мере некоторые модели AE визуально нравятся больше, чем по крайней мере некоторые модели GG. А некоторым вообще все равно. Так что реальность этого свойства относительна.

      И да, на мой взгляд, иногда можно говорить и о переплате за уровень материала (слово «качество» в данном случае не очень-то уместно) — например, хлопковых или шерстяных тканей.

  2. Кроме того, дополню предыдущее сообщение, эстетичность часто является следствием квалификацией мастеров на фабрике Например форма обуви (не просто так условный GG или Ауберси выглядит эстетичнее условного Лоука или Аллен Эдмондса — вовсе не потому что последние решили сделать обувь «потопористее», а потому что делать эстетичную обувь сложно и требует серьезной квалификации ), или красивая нанесенная патина.

  3. У каждого народа свои предпочтения в одежде: для французов и итальянцев эстетичность на первом месте( поэтому последние джинсы превратили в брюки из денима, кроссовки в туфли) , для американцев и русских практичность, для англичан старомодность. Есть у меня ботинки Timberland и туфли Canali, одного коричневого цвета, одного материала- замши, и угадайте какие из них практичные и какие эстетичные?