Современный мир устроен так, что потребности многих людей не то чтобы непременно растут, но поддерживаются в полуудовлетворенном состоянии. Этому способствует разного рода реклама, а также то, что не воспринимается как реклама – например, некоторые публикации в разного рода социальных сетях, блогах, журналах и так далее. Рассматривая красивые картинки в Инстаграмме, Фейсбуке или иных местах, читая всяческие тексты, просматривая видеоролики, вы зачастую сами бессознательно ворошите и раздражаете свои потребности, поддерживая свой «аппетит» к покупкам.
Казалось бы, стоит прикупить еще это и это, то и то – и ваш гардероб может стать почти идеальным, ваше собрание посуды окажется законченным или, может быть, ваша коллекция электронных устройств наконец-то полностью вас удовлетворит. Однако после очередных покупок удовлетворение если и наступает, то зачастую кратковременное: на горизонте снова вырисовываются кандидаты на выманивание ваших денег, в голове снова роятся мысли о том, что еще неплохо было бы купить, и вы по-прежнему много думаете о вещах, раздражая свой аппетит к ним.
Как быть? Попробуйте перед покупками задавать себе вопросы типа «а сделает ли эта вещь меня счастливее?», «а зачем мне это нужно на самом деле?», «могу ли я без этого обойтись?», «улучшит ли эта вещь качество моей жизни?», «действительно ли я это хочу, или мне это кто-то навязал, а мне это на самом деле не нужно?». Этот последний вопрос, на мой взгляд, весьма важен, ибо с разного рода «навязываниями» мы встречаемся регулярно, причем тот, кто «навязывает», может искренне желать вам хорошего и быть хорошим специалистом в соответствующей области. «Навязывание» вовсе необязательно адресное, оно может принимать самые разные облики.
Я не буду говорить за всех, но все же выскажу предположение, что многие люди живут (в конечном счёте) не ради вещей, а ради разного рода эмоций (в первую очередь, конечно, положительных). Вызвать эти положительные эмоции можно по-разному, да и сам их спектр многообразен. Однако я думаю, что состояние постоянных поисков (пусть даже бессознательных и довольно пассивных) и/или постоянного «раздражения» и ворошения своих потребностей не способно дать ощущение счастья или чего-то в этом роде. Счастье – это своего рода внутренняя удовлетворенность, гармония. Состояние счастья вовсе необязательно сопровождается «ничегонеделанием» или пассивным отдыхом – можно постоянно испытывать положительные эмоции, активно занимаясь любимым делом или экстремальным видом спорта.
Погоня за совершенством хороша тогда, когда она действительно доставляет вам удовольствие. Вы можете испытывать радость творчества и радость от совершенствования мира, разрабатывая новую программу или новое устройство, или радость от общения с людьми, продавая хлеб в магазине, или радость от того, что помогаете людям ощущать себя комфортнее, убирая снег или мусор во дворе или на улице. Пытаясь убрать двор как можно лучше, как можно лучше обслужить покупателя или разработать как можно более удобную программу, вы ставите себе цель, не связанную с неким набором вещей.
Впрочем, возможны и другие варианты: например, когда кто-нибудь в университете или музее работает над созданием и совершенствованием коллекции, над изучением каких-нибудь предметов, истории их создания и особенностей производства — всё это тоже может доставлять удовольствие. Вы можете стремиться собрать многогранную коллекцию, отражающую все интересующие вас веяния, попутно изучая эти самые веяния и занимаясь целенаправленными поисками.
Можно ли получать удовольствие от ношения красивой одежды и обуви? Безусловно. Однако оно может чередоваться (или сочетаться) с постоянным желанием чего-то большего, которое вызывается, в частности, постоянными просмотрами разных красивых картиночек, глянцевых журналов, всяческих постов и так далее. Из них сыплется множество всяких невидимых посылов: «тебе не хватает этого», «а попробуй так», «а еще можно и так», «или так», «а ты знаешь, что вот это круто?», «эти штучки такие классные», «как, у тебя этого нет?!»…. Тут стоит подумать: а оно действительно нужно – получать такое количество посылов?
Регулярный просмотр материалов, содержащих такие посылы, на мой взгляд, не приближает вас к совершенству, а держит на определенной дистанции от него, не давая подойти к нему вплотную. Потому что совершенство, которое мы можем достичь, как мне кажется, не выражается определенным набором вещей. Это в первую очередь приятные эмоции, удовлетворенность собственной жизнью, ощущение гармонии и баланса – или, быть может – какие-нибудь острые, но приятные именно для вас ощущения. Если говорить о гардеробе, то совершенный гардероб – это тот, что полностью соответствует вашим практическим нуждам и эстетическим вкусам и не требует постоянного пополнения. Не вы существуете для гардероба, а гардероб для вас.