Когда и как можно вернуть невозвратные авиабилеты

Некоторые покупатели полагают, что невозвратные авиабилеты вернуть нельзя вообще ни при каких обстоятельствах. Иногда они даже теряют на этом – например, если серьёзно заболевают накануне вылета – а иногда переплачивают за более «гибкие» билеты с возможностью возврата и перемены дат. На самом же деле иногда невозвратные авиабилеты вернуть можно, и далее в этой статье я расскажу об этом подробнее.

В ряде случаев невозвратные билеты действительно нельзя сдать назад. Точнее, конечно, вы можете уведомить авиакомпанию о том, что билеты вам не нужны, но деньги назад не получите. К таким случаям относятся ситуации, когда, например, в правое бедро вас клюнул жареный петух, и вы решили поехать отдыхать на Бали вместо Гондураса, или же когда вы поругались с вашей двоюродной племянницей и решили отказаться от полёта к ней в Усть-Перекидонск, или когда вас уволили с работы и вы решили сэкономить на отпуске, а билеты уже были куплены… В общем, таких ситуаций немало, и они могут быть самыми разными.

Однако есть и случаи, когда невозвратные авиабилеты можно вернуть. Самое главное – в случае с российскими и некоторыми зарубежными компаниями их можно вернуть, когда вы серьёзно заболели накануне вылета (или были серьёзно больны в день вылета) – или когда заболел или даже умер ваш близкий родственник, который должен был лететь с вами. Естественно, в поликлинике или больнице вам нужно будет получить об этом соответствующую справку. Эта особенность применима к любой российской компании: «Аэрофлот», S7 Airlines, даже к «Победе». В России есть строго определённое законодательство, и все российские компании обязаны его придерживаться (с зарубежными фирмами могут быть нюансы и неприятные сюрпризы, так что лучше уточняйте заранее, если для вас этот момент важен).

Вот ссылка на российскую законодательную норму, в которой указаны все поводы, служащие основанием для вынужденного возврата денег. Если ваш повод не соответствует списку – значит, возврат будет считаться добровольным, и если билет у вас невозвратный, то деньги при его сдаче вы уже не получите (точнее, могут вернуть лишь какие-то сборы, но и то не всегда).

Давайте вкратце пройдёмся по этому списку:

  • Отмена или задержка рейса – если рейс задерживается, вы имеете право вернуть билет; если его отменили – тем более. Конкретное время в указанном выше приказе не прописано, и у себя на сайтах его приводят далеко не все авиакомпании. У «Руслайна» указываются 60 минут и более. «Уральские авиалинии» в «Вопросах и ответах» пишут, что вернуть можно и при задержке менее 2 часов; при этом нижний порог не указан. У S7 Airlines, как я понимаю, нижнего порога тоже нет… но вообще если рейс задерживается минут на 40, а лететь вам надо, и пересадка не планируется, то никакого смысла затевать возню с возвратом нет.
  • Изменение маршрута перевозки – если вас решили везти с заездом в какой-то «левый» город, вы тоже можете вернуть авиабилет.
  • Выполнение рейса не по расписанию – если рейс задерживается, или если время вылета было перенесено в ту или иную сторону. Конкретные цифры в приводимом выше приказе не указаны, так что смотрите сами и будьте честны, а также готовьтесь к тому, что при изменении времени вылета на 5 минут вы получите отказ. У «Аэрофлота» при изменении вылета рейса на +/- 1 час и более вынужденный возврат точно допускается.
  • Задержка в аэропорту – если досмотр занял очень много времени, и при вас ничего плохого не нашли, деньги за билет вернут (но вам нужно будет взять справку о задержке + если вы прибыли в аэропорт за час до вылета, то, сами понимаете, к этому наверняка прикопаются; речь здесь о тех случаях, когда персонально вас очень долго досматривают, а не когда вы простояли в очереди на досмотр 20 минут).
  • Неправильное оформление билета перевозчиком или агентом – такое случается, я думаю, очень редко.
  • Невозможность предоставить пассажиру место на рейсе – такое бывает, если вы прибегаете ближе к окончанию регистрации, так как иногда компании продают на каждый рейс больше билетов, чем мест на самолете, потому что практически всегда кто-нибудь не приходит; кроме того, могут быть пассажиры, не улетевшие предыдущим рейсом. Вам могут предложить улететь более поздним рейсом, но вы имеете право отказаться и попросить назад деньги.
  • Болезнь пассажира или его спутника, который является близким родственником – либо внезапная смерть его спутника, либо внезапная смерть близкого члена семьи. Нужны подтверждающие медицинские документы; у каждого перевозчика относительно них могут быть свои правила. Понятно, что болезнь должна быть серьёзной – насморк не подходит под это определение, а вот аппендицит или воспаление лёгких подойдут однозначно. Болезнь может начаться накануне вылета, в день вылета или ранее, но в последнем случае должна продолжаться в день вылета. Болезнь должна предполагать противопоказания к авиаперелету, действительные на день перелёта.

 

Как вернуть деньги за невозвратный авиабилет?

Если ваш случай подходит под определение вынужденного возврата, то вам нужно обратиться в авиакомпанию или в агентство / интернет-сервис, где вы покупали билеты. На сайте любой авиакомпании есть контакты: телефон, форма обратной связи, онлайн-чат, адрес электронной почты, социальные сети. Там же есть информация по возврату, в том числе вынужденному. Иногда имеется и форма для вынужденного возврата, которую нужно заполнить.

Обращаю особое внимание на случай с авиакомпанией «Победа», у которой, как известно, платный колл-центр (55-60 рублей/минута). Если у вас вынужденный возврат, вам не надо звонить в платный колл-центр, вам нужно написать на электронный адрес vozvrat (собачка) pobeda.aero, и вам либо пришлют номер обычного городского телефона специально для таких случаев, либо какие-нибудь инструкции/просьбу переслать подтверждающий документ.

Важный нюанс: в случае болезни вам нужно уведомить авиакомпанию о возврате до окончания регистрации на рейс. Это же, разумеется, касается и тех случаев, когда ваш рейс перенесли (если об этом вас заранее уведомили по телефону и/или электронной почте). Запомните термин «вынужденный возврат» и употребляйте в переписке и разговорах именно его.