В начале июня я уже рассказывал о крепостной стене Читтаделлы и небольшом музее, который при ней расположен. Теперь настала очередь города в целом – точнее, его исторического центра. Конечно, именно стена является самой известной достопримечательностью Читтаделлы, однако есть там и любопытные здания, и церкви.
О краткой истории Читтаделлы и о том, как добраться до этого города, было написано в упомянутой выше статье, поэтому здесь я повторяться не буду, а сразу перейду к обзору достопримечательностей. Маршрут начнётся от железнодорожного вокзала, а закончится возле автобусной остановки Cittadella Bersagliere, откуда вы сможете дойти до вокзала за 12-18 минут. Если вы приедете на автобусе, то можете пройти маршрут в обратном порядке или сначала прогуляться вдоль стены до Porta Padova, а потом пройти основную часть маршрута. Думаю, сориентируетесь – город совсем небольшой.
Итак, идём от железнодорожного вокзала по Viale Stazione, доходим до Via Borgo Padova, поворачиваем направо и практически сразу же видим скромную на вид церковь Санта Мария дель Кармине (Santa Maria del Carmine) с колокольней и несколькими статуями. Да, обзор иногда может немного загораживать машина – такая уж в этом месте уличная парковка.
Рядом с этой церковью находится дом с симпатичным балконом.
Пройдя буквально пару минут от этого дома, вы наверняка заметите ворота Porta Padova. Когда-то это был главный вход в город, и украшают его фрески с изображениями колесницы Каррарези и герба Падуи. Идите прямо к воротам и переходите через мост.
Внутри ворот есть калитка, ведущая в сад и на детскую игровую площадку, которые располагаются между крепостной стеной и рвом. Напротив калитки находится въезд на одну из городских парковок.
Если вы не пойдёте в парк (ибо там нет ничего интересного), а пойдёте дальше по улице, то практически сразу увидите церковь Santa Maria del Torresino (torresino – это маленькая башня, и её хорошо видно на одной из фотографий ниже). Сама церковь, к сожалению, обычно закрыта, но иногда в ней проводятся выставки. Кроме того, можно посетить Санта Мария дель Торрезино по предварительной записи в туристическом центре (+39 049 9404485). Внутри церкви имеются деревянное распятие, разнообразные алтарные картины, а также средневековая купель из мрамора.
Напротив церкви Санта Мария дель Торрезино можно увидеть громадную башню Мальты, возведённую в 1251 году при правлении Эццелино III да Романо. Поначалу она использовалась как тюрьма, причём в том числе и с пыточным функционалом. На смотровую площадку башни вы попадёте, если решите пройтись по крепостной стене Читтаделлы (вход на неё находится дальше, мы до него ещё дойдём). Кроме того, за отдельную плату можно посетить археологический музей с экспозицией всяких предметов бытия начиная от бронзового века и заканчивая Возрождением (открыт ежедневно, кроме 25 декабря; находится в башне Мальты).
Всего в 5 минутах ходьбы от ворот Porta Padova располагается центральная площадь Читтаделлы – Piazza Pierobon (идти нужно по Via Garibaldi). На этой площади есть несколько достопримечательностей. Скорее всего, ваше внимание поначалу привлечёт Кафедральный собор – Дуомо (Duomo). На его постройку ушло около полувека (1774-1826 годы), а над проектом работали три архитектора: Доменико Черато, Оттавио Бертотти Скамоцци и Карло Барера. Стиль – неоклассицизм (по европейской терминологии).
В процессе прогулки по крепостной стене вы ещё сможете увидеть Дуомо с разных ракурсов; бинокль не помешает, но можно обойтись и без него. При желании вы можете зайти внутрь собора (с 9 до 12 или с 15:30 до 18:30) и осмотреть картинную галерею, которая располагается в его ризнице. Кроме того, в колокольне Дуомо есть небольшой музей сакрального искусства.
На другой стороне Piazza Pierobon размещается Палаццо делла Лоджия. Этот дворец довольно компактный. Впервые он был построен в XV веке, но то, что можно видеть сейчас – это результат перестройки начала XIX века по проекту Карло Барера (Carlo Barera; стиль – неоклассицизм). Сегодня в этом дворце базируются муниципальная полиция и организация Pro Cittadella. От XV века остались лишь барельеф, изображающий Льва Святого Марка, и некоторые гербы.
Слева от этого дворца находится произведение современного искусства – оригинальная скульптура, автором которой является Рабарама (Rabarama, творческий псевдоним Паолы Епифани).
Чуть поодаль от этой своеобразной скульптуры имеются винотека и B&B Cittabella.
Затем можно выйти на Via Indipendenza, которая находится совсем рядом и пройти по ней по направлению к воротам Porta Vicenza. По пути вы встретите городской театр, спроектированный несколькими архитекторами (первый проект создал Джакомо Бауто в 1817 году, завершал строительство Франческо Кибело, а фасад, предположительно, спроектировал Джузеппе Яппелли). Честно говоря, снаружи театр выглядит довольно невзрачно, причём нормально сфотографировать его мне не удалось из-за узкой улицы.
Следующая достопримечательность, располагающаяся на Via Indipendenza – это Ратуша / Палаццо Андреа Мантенья. Фундамент этого здания относится к XVI веку, но его основная часть датируется второй половиной XIX века. Когда-то здесь располагалась школа, а во время Первой мировой войны дворец использовали в качестве госпиталя. Сегодня тут работает муниципалитет.
После того как вы пройдёте Палаццо Мантенья, перед самыми воротами Porta Vicenza можно свернуть налево и посмотреть на оборотную сторону здания и амфитеатр. Вашему взгляду откроется просторное пространство – несколько необычно для города со столь компактным историческим центром, окруженным средневековыми стенами.
Затем стоит вернуться к Дуомо (это пять минут ходьбы) – и почти дойдя до него, повернуть налево, на Via Roma. Спустя ещё три-четыре минуты вы окажетесь возле ворот Porta Bassano и входа в туристический центр и на крепостную стену, о которой я уже подробно рассказывал. Стену, фресковый зал и музей при ней, конечно, стоит посетить – а кроме того, стоит выйти за пределы окружённого стенами центра и взглянуть на Порта Бассано с другой стороны. При этих воротах находится небольшой комплекс зданий, включая 30-метровую сторожевую башню и дом капитана, склады, даже бывшую пекарню и помещения, где когда-то был расквартирован гарнизон. Это часть стены была самой укреплённой, и здесь даже имелся дополнительный внутренний ров.
После окончания прогулки по крепостной стене и возвращения к тому месту, откуда эта прогулка начиналась – к Porta Bassano, можно пройти по Via Indipendenza к Дуомо (3-4 минуты), а затем свернуть налево и прогуляться по Via Guglielmo Marconi. Возможно, вы увидите там мужика-букиниста со множеством старых книг, а также Преторианский дворец, если его реставрация уже завершилась, и леса сняли. Возле этого дворца располагаются четвёртые ворота города – Porta Treviso. Строго говоря, это целая система из трёх ворот – впрочем, равно как и Porta Vicenza, и Porta Padova (а Porta Bassano и вовсе состояли аж из пяти ворот). Однако в архитектурном плане комплекс Porta Treviso единый – и при нём же, кстати сказать, имеется 25-метровая сторожевая башня. С внутренней стороны на воротах Тревизо можно увидеть фрески «Благовещение» и «Коронование Богоматери».
Пройдя сквозь ворота Тревизо, вы выйдете на улицу Borgo Treviso и практически сразу увидите довольно большое здание желтовато-коричневатого цвета, Villa Rina (датируется XVIII веком). Сейчас там располагается библиотека общей площадью 700 квадратных метров, более чем с 35 тысячами изданий.
Рядом с Villa Rina (чуть восточнее) находится монастырь святого Франциска – Convento San Francesco. Он был построен в 1481 году, при вторжении Наполеона превращён в бараки (в 1806 году), а в 1947 году возвращён францисканцам. Сравнительно недавно монастырь отреставрировали. При желании его можно посетить (часы работы: с 9 до 12 и с 15:30 до 18:30). Одной из достопримечательностей является фреска начала XVI века.
На этом наша прогулка по Читтаделле заканчивается. Как видите, в этом городе есть не так уж мало достопримечательностей, и на его посещение стоит выделить минимум половину дня. Насчёт целого дня я уже не уверен – смотрите сами. Кому-то этого будет многовато.