Вчера я в очередной раз увидел слова affordable luxury, которые вызывают у меня некоторое раздражение. Точнее, раздражение вызывают не столько эти слова как таковые, сколько манера использовать их по отношению к продукции, довольно далёкой от настоящей роскоши.
На русский язык термин affordable luxury можно перевести как «роскошь по средствам», «роскошь, которую можно себе позволить», хотя существуют и другие варианты перевода – например, «недорогая роскошь». На самом деле, «роскошь, которую можно себе позволить» – это выражение, вполне имеющее право на жизнь, только вот набор вещей, к которым оно применимо, у разных людей будет разным. Иными словами, affordable luxury – очень субъективное понятие, и каждый сам определяет для себя, что является для него affordable luxury, а что – нет. Когда это за вас делают маркетологи, будьте осторожны: скорее всего, речь идёт о лукавстве и манипуляциях.
Разберу конкретный пример – свой собственный. Для меня в категории affordable luxury оказываются, например, красиво сделанные домашние туфли-слиперы с замшевым верхом и на кожаной подошве; столовое бельё из высококачественного льна европейского производства (в частности, ирландского); нагрудный платок из приятного на ощупь шёлка с вручную подшитыми краями; хрустальный стакан для полоскания зубов; обувной рожок из натурального рога.
Этими предметами я пользуюсь регулярно, и я могу их себе позволить без какого-либо значимого урона для бюджета. При этом все они являются роскошью – без них запросто можно обойтись, или же их можно заменить на более простые и дешёвые, то есть они не являются необходимыми для нормальной и комфортной жизни. Другое дело, что они делают жизнь красивее, приятнее и… комфортнее (уровни комфорта бывают разными) – и это одна из важных характеристик роскошных товаров (такие товары отличаются по-настоящему высоким качеством, ценятся в том числе за эстетические свойства и не являются необходимыми сами по себе – скажем, костюм тоже может быть роскошным, и роскошным его могут делать какая-нибудь особая ткань, конструкция, обилие ручного труда и т.д – то есть костюм такого уровня не является необходимым, его можно заменить на костюм более низкого уровня, который справится с основной задачей не хуже).
Разумеется, есть немало роскошных товаров, которые для меня недоступны. Скажем, я не могу позволить себе купить Bentley, Rolls-Royce или самолёт. А кто-то может их себе позволить – и, соответственно, для кого-то в категорию affordable luxury запросто попадает тот же Rolls-Royce. Субъективность этого понятия налицо: у каждого есть свои финансовые рамки, и разные люди к категории affordable luxury отнесут разные товары.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание ещё на один нюанс. Affordable luxury, на мой взгляд – это не все роскошные товары, на приобретение которых у вас достаточно денег. Это товары, приобретение которых не причиняет заметного урона вашему бюджету и, кроме того, является целесообразным с учётом вашего бюджета и ваших потребностей. Чёткую грань определить не всегда просто, но я попробую проиллюстрировать это примером. Скажем, тот же Rolls-Royce я купить не могу в принципе – у меня нет такого количества денег. С другой стороны, заказать bespoke рубашку в ателье Charvet я могу – и без какого-либо критического урона для бюджета. Другое дело, что при текущем уровне доходов я не вижу в этом смысла; да, рубашки Charvet очень хороши; да, у них огромный выбор тканей, но всё же я могу приобрести очень качественную рубашку, отвечающую моим вкусам, по заметно более низкой цене. Я не вижу смысла тратить столько денег (600 евро, а то и больше) на одну рубашку, но в то же время если бы мои доходы были заметно выше, bespoke рубашку у Charvet я бы наверняка заказал (хотя бы ради интереса). В любом случае, на данный момент для меня bespoke от Charvet точно не попадает в категорию affordable luxury и не является целесообразным.
Что ещё можно сказать? Слова affordable luxury периодически используют для обозначения товаров, которые, может быть, и affordable для многих людей (= доступные по цене), но не luxury (не являются роскошными). Не буду утверждать, что сам термин был придуман для одурачивания покупателей, но по крайней мере иногда он применяется для этих целей («одурачивание» здесь, конечно, не является уголовным преступлением – это скорее приукрашивание фактов).
Кроме того, стремиться приобрести что-нибудь только потому, что оно относится к категории luxury (хоть affordable, хоть нет) – не очень разумно, на мой взгляд. Изделие должно действительно нравиться вам, должно быть действительно качественным. Вообще, не все производители роскошных вещей обозначают их словом luxury – и отсутствие этого термина в описании не означает, что вещь не относится к высшему классу… а его присутствие не гарантирует того, что это высший класс (и это же верно по отношению к ещё одному очень популярному маркетинговому словечку – premium).
Фактически, всё, что вам нужно – это хорошо подумать над тем, какую максимальную сумму вы готовы заплатить за действительно качественную вещь той или иной товарной группы (будь то хоть простыня, хоть костюм, хоть телевизор), а также проанализировать свои эстетические предпочтения, финансы и предложения на рынке соответствующих товаров.