Австрийские международные ночные поезда NightJet

В Европе хорошо развито железнодорожное сообщение, но ночных поездов там не очень-то много, причём в последние десятилетия, как я читал, их количество планомерно сокращается. Впрочем, австрийская фирма ÖBB свои ночные поезда, насколько я знаю, убирать не планирует – и далее в этой статье речь пойдёт именно о них.

Возможно, название материала вам кажется несколько странным – как это, «австрийские» и «международные» одновременно? На самом деле, ничего странного тут нет: описываемые ниже поезда действительно являются и австрийскими (ими управляет австрийская компания), и международными (ходят из одной страны в другую). Сама Австрия невелика, и смысла в ночных поездах внутреннего сообщения здесь нет, особенно если учесть скорость местного железнодорожного транспорта.

Об австрийских поездах RailJet я уже подробно рассказывал в отдельном материале, а здесь сосредоточусь именно на поездах NightJet.

Австрийский поезд NightJet международный поезд NightJet

 

Направления

Поезда ÖBB NightJet курсируют по нескольким направлениям, полную информацию можно получить на этой странице. Здесь я укажу лишь некоторые станции, которые могут находиться на пути следования поезда NightJet.

  • Австрия: Вена, Зальцбург, Инсбрук, Грац, Линц, Санкт-Пёльтен, Филлах.
  • Италия: Рим, Флоренция, Венеция, Тревизо, Болонья, Удине, Падуя, Милан, Брешия, Виченца, Верона, Пиза, Феррара, Ливорно.
  • Германия: Мюнхен, Франкфурт, Гамбург, Ганновер, Пассау, Нюрнберг, Кёльн, Баден-Баден.
  • Швейцария: Цюрих, Базель.

Ночные поезда Центральной Европы

Имейте в виду, что на сайтах ÖBB и NightJet может присутствовать и информация о ночных поездах, которые не являются NightJet и управляются не ÖBB, а другой фирмой (так, в Варшаву идёт поезд не от ÖBB). Информация, которая приводится в этой статье, актуальна только по отношению к поездам NightJet.

Ещё один нюанс: поезда NightJet предназначены для тех, кто едет из одной страны в другую. Как правило, на них нельзя добраться из одного города в другой, если эти города расположены на территории одной страны.

Кроме того, добавлю, что не все поезда NightJet ходят ежедневно. Некоторые являются сезонными.

 

Зачем пользоваться поездами NightJet?

Вы экономите время: спите и в то же время направляетесь в нужное вам место, причём отправляетесь вы из центра города и прибываете тоже в центр города. За отель при этом платить не требуется.

Экологический нюанс: все поезда в Австрии работают на электроэнергии, полученной от возобновляемых ресурсов. Это по-настоящему и по-честному экологичный транспорт, который не наносит вреда окружающей среде (в отличие от самолётов, автобусов, автомобилей).

 

Процесс бронирования и цены

Билеты на поезда NightJet я советую покупать на официальном сайте ÖBB – oebb.at (прямая ссылка вот). Введите в соответствующие поля нужные вам города (как только начинаете вводить, появляются подсказки в выпадающем меню). Затем нажмите на Today с часами, укажите нужную дату и примерное время отправления; подтвердите ввод нажатием на зеленую надпись DONE в правом верхнем углу экрана. После этого просмотрите список возможных вариантов, при необходимости нажимая на Earlier (более ранние отправления) или Later (более поздние отправления).

Для просмотра подробной информации по тому или иному отправлению нажмите на соответствующий блок. Чтобы посмотреть маршрут следования, нажмите на Journey Preview и затем, прокрутив чуть ниже на intermediate points.

По умолчанию выбран самый дешёвый тариф (Sparschiene), если он доступен. Более дорогой тариф подразумевает возможность возврата, но разница в цене зачастую более чем двукратная. На одном и том же маршруте цена по тарифу Sparschiene может быть разной в зависимости от дня. Она повышается не по мере приближения дня отправления, а по мере распродажи мест. Если они покупаются активно, то цена может сильно вырасти задолго до отправления, а если нет, то цена в день отправления может быть достаточно низкой (но она уже не опустится ниже значения, которое вы видите сегодня в момент запроса).

Минимальная цена билета на поезд NightJet составляет 29 евро, максимальная может значительно превышать 100 евро. Цены зависят не только от времени покупки и тарифа, но и от опции/вагона (об опциях поговорим ниже). Ещё один нюанс: как правило, цена не зависит от маршрута. Иными словами, если вы направляетесь из Удине в Линц, то заплатите те же 29 евро (*если самые дешевые билеты доступны), что и за билет из Венеции в Вену, хотя продолжительность поездки будет заметно меньше.

Если вы понимаете, что готовы купить билеты на конкретный поезд, нажмите в верхнем правом углу экрана Add to basket и следуйте инструкциям; для подтверждения ввода кликните на зеленую надпись DONE в правом верхнем углу экрана. Там всё просто и быстро. Вводите настоящие имя и фамилию и будьте готовы предъявить паспорт проводнику. При желании можете добавить в корзину страховку от невыезда, она недорогая (но прочитайте её условия). Оплатить билет можно картой российского банка (Visa, MasterCard), а также банковским переводом. Дополнительные сборы при оплате картой и бронировании отсутствуют. Билет нужно будет распечатать на принтере. Имейте в виду, что подтверждение бронирования не является билетом, билет нужно будет сформировать нажатием на специальную кнопку Get tickets now в письме.

 

Важные нюансы

Вы не можете купить билет от станции А и сесть на поезд NightJet на станции Б, если эта станция Б находится более чем в 15 минутах езды от станции А. Если вы не сели на указанной в билете станции и отсутствуете на своем месте в течение более 15 минут, ваш билет может быть аннулирован, а ваше место продано (например, если кто-то, купивший сидячее место, захотел доплатить за полку).

Следующий нюанс — посадка поздно вечером или ночью. Имейте в виду, что на небольших станциях после девяти вечера уже могут закрываться туалет, касса, магазин, кафе… и даже зал ожидания, так что подумайте, готовы ли вы стоять на платформе в ожидании поезда (кроме того, учтите, что в некоторых городах (например, в Удине) район железнодорожной станции не является самым благоприятным). Из города с населением менее 100 тысяч человек я бы постарался уехать до 23 часов, а лучше даже до 22.

Наконец, ещё один момент. Если поезд уже прибыл и остановился, а двери вашего вагона закрыты, нажмите на специальную кнопку открытия дверей (она располагается на видном месте). Если боитесь не успеть, не стесняйтесь сесть не в свой вагон (но: если на платформе объявлена посадка по секторам (условно говоря, сектор А в один пункт назначения, B в другой), убедитесь, что вы находитесь в секторе платформы, соответствующем вашему направлению).

 

Варианты мест

Самые дешёвые билеты NightJet предполагают размещение в креслах (Seats). Бронирование конкретного кресла – бесплатное. Кресла мягкие и широкие, с «подставкой» под голову, но они расположены напротив друг друга! Весь вагон с креслами разделён на закрывающиеся купе (отсеки), в каждом из которых есть шесть кресел. В принципе, их можно разложить хоть в кровать, но проблема в том, что все или почти кресла в купе запросто могут быть заняты. В переводе на бытовой язык это означает, что спинку вы не откинете, ноги вытянуть не сможете – или сможете, но вплотную соприкасаясь при этом с ногами соседей. В общем, ногам там тесно (а если вы высокого роста, то, скорее всего, будет очень тесно и неудобно). Иными словами, очень хорошо подумайте прежде чем покупать «сидячий» билет. Велика вероятность, что вам не удастся толком выспаться. Мне лично хватило одного раза, чтобы понять, что сидячие места в поездах NightJet мне не по вкусу.

NightJet сиденья

Следующий вариант – полки (Couchette). Они тоже расположены в купе (и его можно закрыть изнутри полноценным образом). Есть купе с 4 полками и есть купе с 6 полками. Первый вариант лучше, но дороже. За полку (couchette) всегда нужно доплачивать при бронировании, хотя если будут свободные места, можно доплатить и на месте, успешные прецеденты есть. Доплата составляет минимум 10 евро к базовой стоимости билета, но обычно она выше (20 евро, 30 евро и иногда даже 40 евро, если речь о купе с 4 полками). Есть купе «только для женщин», но все они 4-местные. В 6-местное купе запросто могут «поселить» и женщин, и мужчин, и даже почти наверняка поселят.

европейский поезд купе

Доплатить за полку стоит не только потому, что на ней гораздо удобнее спать. Полка предполагает ещё и завтрак, а также бутылку питьевой воды (0,33 литра) вечером. Завтрак, правда, простой: две булочки, порционные коробочки с джемом и маслом, кофе или чай. Но это лучше, чем ничего. Печальный нюанс: если купе будет занято целиком или почти целиком, очень может быть, что вам придется завтракать стоя или полулёжа, поставив поднос на свою полку. В любом случае, завтрак принесёт в купе проводник.

  • Можно ли выбрать конкретную полку (нижнюю/среднюю/верхнюю) при бронировании? Да. Советую выбирать нижнюю.
  • Чем неудобны купе с 6 полками? Тем, что когда все полки в горизонтальном положении, на нижних полках вы толком не сядете, мало пространства. Однако среднюю полку можно опустить так, чтобы она стала спинкой для нижней. Тогда всё нормально.
  • Предоставляется ли постельное бельё? Да, бесплатно (плед, простыни, подушка).
  • Большой ли столик? Маленький.
  • Есть ли индивидуальное освещение? Да, но тусклое.
  • Дадут ли завтрак, если я выхожу раньше конечной станции? Вероятно, да, но вопрос – насколько раньше. Если вы собираетесь сойти в 5 утра, может, и не дадут. Если в семь или в половине седьмого – должны дать.
  • Как залезать на полки? По специальной и весьма основательной на вид лестнице, устанавливаемой между полками перед окном.
  • А если мне нужен завтрак без глютена? Предупредите OBB не позднее чем за 72 часа до отправления (contact-austria собачка newrest-wagonslits.eu).

Теперь переходим к следующему варианту – sleeper cabin. Это купе на 1, 2 или 3 человек («только для женщин», «только для мужчин» или же для семьи / друзей). Место в таком купе стоит заметно дороже, чем стандартная полка (couchette). За эти дополнительные деньги вы получаете более масштабный завтрак, маленькую бутылку вина вечером и какой-нибудь снэк (может быть фруктовым). Кроме того, вам расправят полноценную постель, а в самом купе будет присутствовать умывальник. В качестве бонуса предоставляются тапки и беруши. Стол довольно большой, он заметно больше, чем в купе с обычными полками.

Есть и купе с душем и туалетом (в этом случае вам бесплатно дадут полотенце и гель для душа). Стоимость места в sleeper cabin составляет от 40 до 140 евро дополнительно к базовой стоимости билета, а иногда и более. Если хотите ехать в гордом одиночестве, готовьтесь заплатить минимум 140 евро за билет в целом. При этом имейте в виду, что купе всё равно тесноватое — это не номер в отеле.

Нюансы: хоть завтрак и позиционируется как a la carte, он всё равно довольно скромненький. Да, вы можете выбрать компоненты, но их число ограничено, а за дополнительные позиции придется платить по 1,2 евро / штука. Горячие блюда в рамках завтрака не предусмотрены, но можно заказать, например, йогурт. При этом горячие блюда теоретически можно заказать вечером (выбор невелик, но цены скромные) – однако я не знаю, что там у них реально бывает в наличии, какой оно свежести и как быстро заканчивается. В этом меню, кстати, есть и напитки, включая алкогольные.

 

Вопросы и ответы

  • Работает ли в поезде кондиционирование? Обычно да, но я встречал жалобу на то, что в каком-то вагоне оно сломалось, и было неприятно. Но такие поломки везде могут быть.
  • Плавно ли идёт поезд? Плавно (и даже очень), но на некоторых станциях отдельные вагоны могут отсоединяться, а другие присоединяться – и в этот момент бывают заметные толчки. Так, из Венеции в Мюнхен и Вену идёт один состав, но позднее он разделяется.
  • Могут ли в одном поезде присутствовать вагоны с одинаковыми номерами? Могут, и они могут быть разными (один с сидячими местами, другой с полками) и к тому же располагаться в разных концах поезда. Не паникуйте раньше времени.
  • Как там с туалетами? Один туалет в одном конце вагона, другой – в другом; есть световой индикатор занятости. Есть очень дорогие купе с индивидуальным туалетом и душем (один билет в такое купе стоит минимум 120 евро). Общие туалеты современные и достаточно чистые.
  • Объявляют ли остановки? Как правило, нет (по крайней мере, поздним вечером, ночью и ранним утром). Проводник может вас разбудить, либо вы можете поставить будильник на телефоне и вставить в уши наушники. (Насчет проводника: сомневаюсь, что в вагоне с сидячими местами вас будут специально будить).
  • Какой там контингент путешественников? Возможно, зависит от маршрута, но я встречал только приличных людей. Довольно ощутима доля иностранцев.
  • Почему я вижу на табло Vienna-Monaco? Эти поезда ходят ещё и в Монако, или это какой-то новый вокзал в Вене? Monaco – это Мюнхен по-итальянски. Как я уже говорил, из Венеции один и тот же состав отправляется и в Вену, и в Мюнхен, но позднее (глубокой ночью) он разделяется.
  • Почему я не вижу на табло Munich / Munchen, а вместо этого есть только поезд в какую-то Vienna-Monaco? См. выше.
  • Почему в качестве отправляющей компании на вокзальном табло указывается Trenord, а не OBB? Понятия не имею. Не смущайтесь этим; главное – чтобы совпадали пункт назначения и номер поезда (цифры в номере; при этом буквы NJ могут быть заменены на EN – Euronight, в этом нет ничего страшного).
  • Говорят ли проводники по-английски и по-итальянски? Они обычно говорят по-английски и по-немецки. Смысла разговаривать с ними по-итальянски нет.
  • Может ли поезд NightJet уйти с опозданием? Запросто! Опоздать минут на 30, 40, 50 – легко. Не приезжайте / не приходите на вокзал сильно раньше времени отправления – в этом нет смысла (за полчаса до отправления – вполне нормально, если только нет риска попасть в пробку на пути к вокзалу). При этом замечу, что на станцию назначения поезд запросто может прийти и вовремя – «отыграться» в пути.
  • Можно ли купить билет за несколько месяцев / полгода до отправления? В принципе, можно, но вас, вероятно, предупредят: «timetable data for the coming year have not yeen been finalised. Timetable is subject to change». Иными словами, в расписании (времени отправления и прибытия) возможны изменения.
  • Есть ли электрические розетки в купе? Да. А вот Wi-Fi отсутствует.

 


 

Comments are closed.