Зачем мы покупаем вещи?

Этот вопрос кажется настолько нелепым, что на него поначалу даже сложно дать чёткий ответ. Впрочем, такая сложность связана с тем, что разные вещи служат для разных целей, и ответ на вопрос «зачем нам нужна кровать?» будет сильно отличаться от ответа на вопрос «зачем нам нужен пылесос?». Однако на самом деле никакой принципиальной разницы здесь нет, и ответ вполне может быть единым: «мы покупаем вещи для того, чтобы нам было комфортнее».

Комфорт при этом бывает разным: физическим и психологическим (моральным, если хотите). Психологический комфорт связан с тем, что о вас подумают другие люди, а также с тем, что они будут о вас говорить (вам или другим людям) и как в отношении вас будут действовать. Поверьте, даже тогда, когда вас это вроде бы не волнует, это запросто может отражаться и на вашем поведении, и на ваших покупках; вы просто не осознаете влияние этого аспекта в полной мере. Людей, которых абсолютно не волнует то, что о них подумают и скажут другие, крайне мало (и отчасти это связано с тем, что люди живут в государствах с установленными законами и порядками).

С физическим комфортом на базовом уровне всё более или менее просто и очевидно: ходить босиком по улице зачастую неприятно, ходить без одежды зимой тоже неприятно, брать любую пищу исключительно руками тоже не очень-то хочется, равно как и мыться в реке вместо душа, жить без электрического освещения и так далее. Физический комфорт на более высоком уровне связан с особенностями и даже капризами ваших органов чувств: зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса. Кроме того, он может быть связан с чувством ощущения себя в пространстве и ощущения перемещения себя в пространстве.

Некоторым людям свойственно путать физический и психологический комфорт при оценке действий других людей. Условно говоря, человек А может считать, что человек Б покупает вещь В исключительно ради поднятия своего престижа в обществе, подчёркивания высокого статуса и так далее, хотя на самом деле основная цель такой покупки может быть другой.

Такой феномен возникает тогда, когда тип комфорта относительно одного и того же объекта (вещи) в представлении разных людей оказывается разным. Например, одному человеку нравится ходить в дорогих туфлях не потому, что они дорогие, а потому, что они идеально отвечают его эстетическим предпочтениям и к тому же очень приятны тактильно. У другого же человека эстетические предпочтения относительно обуви совершенно непритязательны, поэтому он даже представить себе не может, что кто-то заплатит такую сумму ради возможности получать большее эстетическое удовольствие от созерцания своих туфель. У него это в голове не укладывается, и отсюда появляются мнения наподобие следующих: «с жиру бесятся», «тупые понты», «выпендривается», «строит из себя аристократа» и так далее. Похожая ситуация бывает и с дорогим вином, и с дорогой мебелью, и со многими другими товарами.

Заметка на полях. Я не сразу решил отнести эстетические предпочтения к физическому комфорту, а первоначально думал выделить их в отдельную категорию — внутренний психологический комфорт. Не знаю, как будет лучше, но думаю, что основная мысль всё равно понятна вне зависимости от этих классификационных штучек.

дорогие туфли

К чему я это всё говорю? А вот к чему:

  • Когда вы собираетесь покупать дорогую вещь и пребываете в сомнениях или раздумьях, попробуйте проанализировать причины вашего желания её купить. Я рекомендую ставить физический комфорт выше психологического. Иными словами, если причиной желания является в основном психологический комфорт, то здесь большой вопрос, а действительно ли нужна эта покупка лично вам? И ещё один вопрос: критичным ли будет для вас изменение психологического комфорта в том случае, если вы откажетесь от этой покупки или сделаете выбор в пользу другой вещи? Не будет ли это компенсировано ростом физического комфорта?
  • Если обстановка складывается таким образом, что требования психологического комфорта постоянно вступают в явное противоречие с требованиями физического комфорта, и это вас раздражает, попробуйте поменять окружение, круг общения, работу и так далее. Необязательно резко и молниеносно. Необязательно на 100%.
  • Иногда требования физического и психологического комфорта могут вступать в своеобразные отношения. Такое происходит тогда, когда вы понимаете или догадываетесь, что ваш эстетический, обонятельный, вкусовой или ещё какой-либо опыт пока что весьма скромен, и ориентироваться на собственные критерии физического комфорта, возможно, было бы опрометчиво. Здесь можно посоветовать аккуратно экспериментировать и набираться опыта, не вынося раньше времени категорические решения и суждения.

 


 

Comments are closed.