Музей ЗИЛ в Москве

Бесплатных музеев в Москве немного. Про один из них (и очень своеобразный!) я уже недавно рассказывал. Сегодня же речь пойдёт о более цивилизованном и прилизанном заведении, скажем так. Располагается оно недалеко от центра Москвы – в Сокольниках. Здесь представлены разнообразные автомобили, выпускавшиеся на заводе ЗИС / ЗИЛ в 1920-1990-х годах. Для тех, кто не знает или позабыл, напомню: ЗИЛ расшифровывается как «Завод имени Лихачёва», а ЗИС – как «Завод имени Сталина».

История этого завода началась ещё в 1916 году, то есть во времена Российской империи. С 1918 года он стал называться АМО – это сокращение от «Автомобильное московское общество». В 1931-1956 годах завод именовали в честь Сталина (ЗИС), а затем его назвали в честь Ивана Алексеевича Лихачёва, который был директором этого завода, а также народным комиссаром среднего машиностроения СССР, министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, а также министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.

К настоящему времени от легендарного завода почти ничего не осталось. Исключением является Механосборочный цех №6, спасённый энтузиастами; именно он в сотрудничестве с Expocentre Moscow и организовал музей, о котором пойдёт речь ниже.

 

Экспозиция

Основа экспозиции музея ЗИЛ – это разнообразные автомобили, которые находятся в хорошем или даже отличном состоянии (по крайней мере, визуально). Помимо этого, тут можно ознакомиться с образцами материалов отделки, которые применялись для лимузинов ЗИЛ, посмотреть на разнообразные таблички, силовые агрегаты и оборудование для тестирования, которое когда-то использовалось на заводе. Трогать экспонаты нельзя, а вот фотографировать и снимать на видео – можно (бесплатно). Практически все экспонаты снабжены табличками; кроме того, на стенах имеются информационные щиты.

Музей ЗИЛ в Москве

таблички завод ЗИЛ

музей ЗИЛа отделка

Музей состоит из трёх довольно больших залов. В первом, куда вы попадаете прежде всего, находятся самые старые лимузины: ЗИС-101А, ЗИС-110П, ЗИС-115. Все они выглядят внушительно, но ЗИС-101А выделяется ярким белым цветом. Любопытно, что поначалу он был чёрным, а белым стал лишь в процессе реставрации. Салон и ходовая часть у этого экземпляра являются оригинальными, а вот двигатель, карбюратор, коробка передач и радиатор – нет. ЗИС-101 выпускался с 1936 года, модификация ЗИС-101А – с 1940 по 1941 годы. Оригинальный двигатель ЗИС-101А обладает объёмом 5,75 литра, масса машины составляет 2550 кг. Интересная особенность модели – деревянный каркас кузова. Всего было выпущено около 675 автомобилей ЗИС-101А и чуть менее 9 тысяч ЗИС-101.

Зис-101А

Следующий экспонат – ЗИС-115 – является бронированным лимузином. Было выпущено всего 60 таких машин. Они оснащались 6-литровыми двигателями и обладали массой 4300 кг. Длина – целых шесть метров. Годы выпуска – 1947-1956. ЗИС-110П, который стоит слева от ЗИС-115, выпускался в 1949 году и обладал более скромной массой – 3200 кг. Двигатель тоже был 6-литровым, длина тоже составляла ровно 6 метров. Буква «П» в названии модели – отсылка к полному приводу. Впрочем, сотрудники музея отмечают, что её можно расшифровывать и как отсылку к прожорливости, потому что расход бензина у ЗИС-110П достигает 60 литров на 100 км.

ЗИС-115

ЗИС-115

Следующий зал посвящён грузовикам; там же представлены уже упоминавшиеся таблички, силовые агрегаты и оборудование для тестов. Грузовиков тут всего два, и оба они – весьма почтенного возраста. АМО Ф-15, например, производился с 1924 по 1931 годы; в музее представлен экземпляр 1929-го года выпуска. «Источником вдохновения» для АМО Ф-15 послужил итальянский грузовик Fiat 15 Ter, но его заметно переработали. «Ф» в названии модели – отсылка к «Фиату». Мощность двигателя АМО Ф-15 составляла всего 36 лошадиных сил, максимальная скорость – 50 км/ч. Грузоподъёмность – 1,5 тонны.

АМО Ф-15

Смотрится эта машина очень своеобразно и по-своему стильно. Кабина очень аскетичная – не завидую я тем водителям, которые работали на этом грузовике.

Кабина АМО Ф-15

Следующая модель – ЗИС-5 – выглядит, с одной стороны, более современно, а с другой – всё равно очень винтажно. Она оснащена значительно более мощным двигателем (73 л.с.) и способна развивать скорость до 60 км/ч. Грузоподъёмность составляет 3 тонны. Эти грузовики выпускали с 1933 по 1958 годы (правда, с конца 1940-х годов – на уральском заводе в Миассе под названиями УралЗИС-5, УралЗИС-355, УралЗИС-355М). В музее представлен экземпляр 1947 года выпуска.

ЗИС-5

Третий зал музея является самым большим. Тут можно увидеть микроавтобусы ЗИЛ-3207 и 32071 …

ЗИЛ-32071

а также ЗИЛ-118. Этот автобус стал одним из «хитов» Международной автобусной недели в Ницце, состоявшейся в 1967 году. Он получил 12 наград и привлёк внимание Генри Форда-младшего, который даже захотел приобрести лицензию на производство этой модели в США. В этом микроавтобусе есть 16 мест (+ ещё одно водительское); масса составляет 3650 кг, объём двигателя – 7 литров. ЗИЛ-118 выпускался с 1963 по 1994 годы.

ЗИЛ-118

Рядом с ЗИЛ-118 стоят лимузины ЗИЛ-41052 и ЗИЛ-41051. Модель ЗИЛ-41052 изготавливалась с 1983 по 1999 годы. Любопытно, что автомобиль собирался вокруг заранее построенных бронекапсул (их создавали на Кургановском танковом заводе). Всего было сделано 20 капсул и 24 машины моделей 4105, 41051, 41052, то есть 4 капсулы использовали повторно. Длина лимузина ЗИЛ 41052 составляет 6,4 метра, объём двигателя – 7,68 литров. Масса машины – 5500 кг. Тираж именно этой модификации — 14 штук.

ЗИЛ-41051

Неожиданный экспонат музея – маленькая машина Honda N360, которую в 1980-х годах подарили одному из конструкторов завода. Принимать подобные подарки было запрещено, поэтому «Хонду» использовали на территории завода; она была передана мсц №6. Масса этого автомобиля составляет всего 508 килограмм. Годы выпуска – 1967-1972, длина – 3,1 метра, двигатель 2-цилиндровый. Салон невероятно тесный.

Honda N360

Рядом с этой «Хондой» размещён электрокар Балканкар ЕП-011.2. Его использовали для перевозки запчастей по территории завода. Грузоподъёмность – 3 тонны; батареи хватало на 2-3 суток, так как расстояния были небольшими. Масса машины – 1720 кг.

В другом конце зала располагается, наверное, самый внушительный экспонат – ЗИЛ 49065, часть комплекса «Синяя птица». Этот автомобиль был разработан для поиска и эвакуации экипажей приземлившихся космических кораблей. Выпускался в 1971-1991 годах. Масса – 9600 кг, двигатель 6-литровый. Представленный в музее экземпляр не принимал участие в поисках космонавтов; его использовали для испытания радиоаппаратуры.

ЗИЛ-49065 Синяя птица

Рядом с ЗИЛ-49065 находится ЗИЛ-29061 «Шнекоход», предназначенный для езды по бездорожью, включая болота и сугробы.

ЗИЛ-2906

Чуть дальше располагаются ЗИЛ-117 и ЗИЛ-4102. Тот экземпляр ЗИЛ-117, что находится в музее, использовался для перевозки директоров завода (Бородина, Бракова, Сайкина, Носова). ЗИЛ-4102 – это опытный образец, изготовленный при Михаиле Сергеевиче Горбачеве. Вместе с ещё одним образцом чёрного цвета он был построен к маю 1988 года, но Горбачёву новинки не понравились. До 1991 года эти автомобили дорабатывались, но затем проект забросили; один из образцов потом разрезали, но второй дожил до наших дней. Среди его особенностей – бортовой компьютер с голосовым оповещением, а также независимая пружинная подвеска всех колёс на несущих подрамниках. Часть кузова выполнена из композитных материалов.

ЗИЛ-4102

Наконец, оригинальным дополнением экспозиции музея является установка для вибрационного вытяжения позвоночника.

 

Время на визит

Я рекомендую выделить на посещение музея ЗИЛ примерно 50-60 минут. Уверен, что большинству посетителей этого будет достаточно, но для максимально подробного осмотра потребуется несколько больше времени. Для беглого осмотра хватит и получаса – и если у вас есть только полчаса, сюда вполне можно заглянуть, так как вход бесплатный.

Посещение музея ЗИЛ можно совместить с визитом в парк Сокольники и осмотром музея ёлочных игрушек, музея парка Сокольники и музея каллиграфии. Все они располагаются сравнительно недалеко друг от друга.

 

Практическая информация

  • Адрес: Сокольнический вал, 1А. Вход со стороны улицы.
  • Ближайшая станция метро: Сокольники.
  • Уличная парковка есть неподалеку, но она платная (40 рублей/час). В пешей доступности находится бесплатная уличная парковка.
  • Телефон: +7 916 887 96 05.
  • Часы работы: со вторника по воскресенье с 10 до 19 часов. Закрыто по понедельникам. С 30 декабря по 3 января музей не работает, равно как и 7 января.
  • Вход бесплатный.

 


 

Comments are closed.