Дедовская одежда и обувь — повод для стыда или гордости?

Иногда классическую одежду и обувь называют дедовской, намекая тем самым на то, что она старомодная, устаревшая, неактуальная. Некоторые люди довольно часто сталкиваются с такими мнениями, некоторые – очень редко. Как я понимаю, кое-кого окружающие могут подобными комментариями раздражать – и тут, конечно, хочется иметь в запасе какие-нибудь весомые аргументы в пользу выбранного стиля и предпочитаемых вещей.

Прежде всего хочу заметить, что да, очень многие предметы мужского гардероба являются дедовскими. Скажем, непарные фланелевые брюки, туфли-оксфорды и дерби, разного рода классические костюмы носили ещё в 1930-х годах, и с тех пор их дизайн почти не поменялся… или поменялся незначительно. Эти вещи вполне можно называть дедовскими — как говорится, и не поспоришь. Другое дело, что это слово зачастую подразумевает эдакое непонятно откуда взявшееся презрение. Что плохого в том, что какая-то вещь является «дедовской»? Да абсолютно ничего плохого в этом нет. Более того, не исключено, что человек, отпускающий комментарии по поводу «дедовскости» одежды, гордится, например, подвигами советских военных (и не только военных!) в Великой отечественной войне. Так почему одежда и обувь, которую носили люди, жившие в середине XX века, является чем-то плохим?

Конечно, изменить отношение какого-либо человека к старомодной в каком-то смысле классической одежде сложно. Кому-то она нравится, кому-то нет. Однако можете попробовать зайти с другой стороны: а что, джинсы, рубашки-поло и футболки – это какие-то суперновые предметы гардероба? Лакост изобрел своё поло в 1930-х годах. Джинсы, кеды и футболки в своём современном виде существуют более полувека. Очень мало что сейчас можно найти в продаже (если не рассматривать весьма специфические дизайнерские вещи), что не носили бы в 1930-х, 1950-х или, например, 1960-х годах.

Нужно сказать, что на протяжении XX века мужской гардероб становился всё разнообразнее, но при этом многие вещи из него не уходили даже при появлении новых моделей. На практике это означает, что американец или европеец из 1939 года вполне современно может смотреться в 2019 году (хотя кто-то, быть может, и назвал бы его одежду дедовской)… но вот американец или европеец из 1859 года даже в 1939 году смотрелся бы очень странно и вызвал бы немало удивления. Более того, европейская одежда 1939 года не устарела к 2019 году настолько, насколько устарела европейская одежда 1899 года (даже не 1859!) к 1939-му. Это весьма любопытный факт. (Только не надо, я очень прошу, воспринимать это так, будто любой предмет гардероба 1930-х годов сегодня актуален).

Современная массовая мода продиктована в заметной степени экономическими соображениями. Почему сейчас популярны чиносы и джинсы, а не шерстяные фланелевые брюки? Потому что шерстяные ткани стоят дороже хлопковых (по крайней мере, если говорить об одинаковом уровне качества). Почему в моде кроссовки, а не рантовая обувь? Потому что у них куда ниже себестоимость. Почему в моде зауженные силуэты, укороченные пиджаки, джинсы и брюки с заниженной талией? Потому что меньше ткани уходит на изделие. И так далее. Человек, который называет классическую и довольно строгую одежду дедовской, сам может быть одет в одежду, которую сочли бы актуальной более полувека назад… просто это более дешёвая по сути своей одежда, более дешёвая обувь (хотя, конечно, не исключена и другая ситуация).

Идём дальше. Есть ещё один нюанс. Классические вещи можно носить по-разному. Если вы сочетаете серые фланелевые брюки с чёрными или тёмно-коричневыми туфлями-дерби и тёмно-серыми носками, сами брюки длинные – full break, с полным и чуть ли не двойным мощным заломом, и всё это дополняется, условно говоря, однотонной голубой рубашкой с минимальной приталенностью и просторным однотонным пиджаком без выраженной фактуры, тогда, конечно, мысли о «дедовскости» у многих могут появиться.

Другое дело, если фланелевые брюки укорочены – с манжетами – так, чтобы они практически не заламывались (no break или very slight break), если носки надеты не тёмные однотонные, а более интересные – типа Falke Shadow, например, и рубашка тоже не абсолютно однотонная, а, может быть, полосатая или клетчатая, галстук не простой гладкий однотонный, а гренадиновый и/или с выразительным узором, туфли – к примеру, оксфорды-полуброги, и пиджак какой-нибудь фактурный и хорошо сидящий – тут уже про «дедовскость» далеко не каждый заговорит… хотя такого рода образ отлично и уместно смотрелся бы и в 1930-х годах! И это только один из множества вариантов (в скобках замечу, что и однотонные вещи могут отлично выглядеть, и я вовсе не призываю их избегать).

Иными словами, «дедовскость» в сознании людей связана не только с конкретными предметами гардероба, но и с тем, как вы их носите, как вы их выбираете, как они на вас сидят и смотрятся. Иногда «дедовскость» ассоциируется с чрезмерно мешковатыми силуэтами, слишком длинными брюками и рукавами, унылыми тканями и цветами, тусклыми невыразительными сочетаниями. Если вы регулярно слышите комментарии о том, что одеваетесь по-дедовски, подумайте: может, проблема кроется где-то здесь?

Какой же ответ можно дать на вопрос, поставленный в заголовке статьи? А вот какой. «Дедовская» одежда – это не повод для стыда и не повод для гордости, если под ней подразумеваются классические предметы гардероба, на самом деле не устаревшие до настоящего времени. Это просто одежда, которая может хорошо смотреться и в наши дни… и к тому же может хорошо справляться со своими основными задачами.