Далеко не все любители и владельцы обуви в конструкции Goodyear welted знают о том, что клея в ней не так уж мало – не меньше, чем в туфлях, сделанных в конструкции Cemented.
Во-первых, проклеивается место соединения ранта и внешней подошвы (если же есть промежуточная подошва, то проклеивают и её). Разумеется, тот шов, который скрепляет рант с подошвой, является функциональным, но роль удерживателя подошвы выполняет не он один.
Во-вторых, внутренняя подмётка (insole) в фабричных туфлях Goodyear welted сшивается с рантом и верхом не напрямую. Сначала к ней приклеивают (и только приклеивают!) текстильный гребень, и уже его пришивают к ранту и верху. По-другому обстоит дело с туфлями в конструкции Hand-welted – там этот гребень вырезают в самой внутренней подмётке, и он, естественно, является кожаным. Подробно о конструкции Hand-welted и её отличиях от конструкции Goodyear welted я рассказывал здесь.
Пару недель назад я наткнулся вот на такой любопытный пост на Styleforum.net, а также и на комментарий от того же человека (это обувщик) на сайте Shoegazing. DWFII (таков ник этого пользователя) утверждает, что конструкция Goodyear welted, строго говоря, весьма близка к конструкции Cemented, и рант в большинстве ботинок Goodyear welted выполняет декоративную функцию чуть ли не в большей мере, чем функциональную:
… this process results in what is fundamentally a cement construction… in many ways the welt is just for show.
It might also be said that in GYW shoes the welt is fundamentally just for show. The cement that holds the gemming on is what holds the shoe together. At its most basic, it’s ‘cement construction’.
В этом есть, конечно, доля правды, потому что если вы удалите при помощи волшебной палочки весь клей из туфель Goodyear welted, то получите весьма своеобразный итог, так как внутренняя подмётка перестанет быть соединённой с рантом и верхом. Однако я бы не стал ставить знак равенства между конструкциями Goodyear welted и Cemented. Та обувь, что делается в конструкции Cemented, зачастую проще по строению и менее основательна (см. схематичные иллюстрации ниже / но имейте в виду, что промежуточная подмётка (mid-sole) есть далеко не на всех туфлях Goodyear welted).
Помимо этого, шов, соединяющий рант и подошву, играет и функциональную роль. Например, на моих ботинках Cheaney в одном месте рант немного отошёл от подошвы из-за того, что клей там деградировал и перестал выполнять свою функцию. Шов, однако, не даёт ботинкам начать протекать или разваливаться; более того, рант от шва до верха остаётся приклеенным, то есть шов выполняет и роль своего рода ограничителя деградации клея «вглубь» (но, кстати, не в стороны). Тут же, наверное, стоит отметить, что сам шов в процессе производства как бы вклеивается в кожу (дело в том, что прошивку осуществляют уже после нанесения клея на соединяемые части).
Штормовой рант, как на этой фотографии, обеспечивает дополнительную преграду для воды. Подробнее см. эту статью.
Себестоимость изготовления туфель в конструкции Goodyear welted выше, чем себестоимость изготовления типичных масс-маркетных туфель в конструкции Cemented не столько собственно из-за швов, сколько из-за особенностей этой конструкции в целом. Производство туфель Goodyear welted состоит из множества этапов, и пришивание ранта к верху, внутренней подмётке и подошве — это лишь два этапа, причём на них уходит совсем немного времени, так как создающая эти швы машина работает очень быстро (на пришивание ранта к гребню внутренней подмётки или к подошве на одном ботинке уходит меньше половины минуты… можно уложиться и в 15 секунд). Соответственно, даже если вы уберете эти швы из туфель конструкции Goodyear welted и будете использовать исключительно клей, но в остальном станете следовать стандартной схеме, то вы вряд ли сможете значительно уменьшить себестоимость изделия.
Стоит добавить, что клей сегодня бывает очень качественным и очень долговечным. Например, в той ветке Styleforum.net, ссылку на которую была дана выше, один из пользователей отмечает, что на вскрытых им туфлях Gaziano & Girling гребень приклеен к подмётке очень прочно. Это клеевое соединение, замечу дополнительно, находится в глубинах ботинка и скрыто от прямого воздействия воды и реагентов, так что деградировать оно будет очень медленно (если клей качественный). Если вы не эксплуатируете ботинки очень сурово, то этого клеевого соединения запросто может хватить на двадцать лет, и оно может пережить два-четыре «ресолинга» (resoling = замена подошвы). Потенциал службы hand-welted туфель явно будет выше (при прочих равных), но и стоят они (при прочих равных) заметно дороже, и к тому же спустя пару десятилетий регулярной эксплуатации верх туфель может приобрести весьма печальный вид даже при грамотном уходе.
Если же говорить о сроке службы клея, соединяющего рант и подошву (дополнительно к шву, разумеется), то он варьируется в зависимости от условий эксплуатации и, конечно, в зависимости от качества. Как я уже отмечал в одной из предыдущих статей, согласно моему опыту Paraboot использует более качественный клей, чем Cheaney, но не факт, что а) ситуация не изменилась за прошедшие годы и б) что в случае с другими экземплярами ситуация будет такой же.
Что касается условий, то тут всё просто: зимой – при частом ношении по слякоти, снегу, реагентам – обувь испытывает заметно более сильную нагрузку, чем при ношении в сухое время года или в помещениях. Скажем, вы можете найти жалобы на то, что у Loake при частом ношении зимой клеевое соединение ранта и подошвы может деградировать довольно быстро и весьма заметно. Однако свои две пары Loake, снабжённые кожаными подошвами, я ношу довольно редко, причём лишь в сухую погоду и в помещениях (но могу, конечно, пройти в них по мокрому тротуару и даже по влажной земле) – и никаких признаков деградации клеевого соединения ранта и подошвы я вообще не замечаю.
Идём дальше. Каблуки. Слои наборных каблуков (флики, heel lifts) на туфлях Goodyear welted приклеиваются друг к другу… и, разумеется, со временем клей может начать деградировать. Однако там есть ещё и гвоздики-штырьки, так что если каблук начал лишь немного отклеиваться / отходить от подошвы, он может прослужить ещё долго (важно лишь время от времени проверять его состояние).
Вкладная стелька в туфлях Goodyear welted практически всегда приклеивается к внутренней подмётке.
В роли наполнителя, размещаемого между внутренней подмёткой и внешней (или промежуточной) подошвой, в туфлях Goodyear welted обычно выступает вязкая пробковая смесь, хотя некоторые фирмы до сих пор используют пробковые брикеты (cork plates / они ценятся выше, но обходятся дороже). Вязкость смеси достигается благодаря клейким материалам, но они не превращают её в очень твёрдое и ломкое нечто, так что эта пробковая смесь является более или менее пластичной и со временем адаптируется под форму стопы.
Под конец сообщу об одном интересном факте, про который очень мало кто знает. Производители и продавцы о нём практически никогда не рассказывают…. а заключается он вот в чём. Верх обуви для его укрепления, а также придания и сохранения строгой формы может снабжаться приклеенными изнутри прокладками, чем-то напоминающими те прокладки, что вклеиваются в пиджаки конструкции fused. Такие прокладки, помимо прочего, могут и минимизировать появляющиеся на туфлях заломы. Увидеть эти прокладки можно лишь после отпарывания подкладки туфель.
На сайте Shoegazing вот в этом посте (весьма познавательном, кстати сказать) вы можете найти кое-какие иллюстрации. Естественно, эти прокладки могут и не использовать… либо же для создания такого рода прокладок могут применить элементы из натуральной кожи, как показано на втором фото ниже (это туфли Paolo Scafora, и там для укрепления использованы и текстильные, и кожаные материалы). Особо замечу, что укрепляющая прокладка в районе мыска (toe stiffener / toe puff) бывает либо текстильно-термопластиковой (самый распространённый вариант), либо текстильной, либо кожаной (редкий и дорогой вариант, который едва ли встретится вам в туфлях стоимостью менее 400 евро). Для укрепления задника могут использоваться уплотнители из термопластика, кожкартона, кожи, картона.
В моделях без подкладки укрепляющие элементы могут отсутствовать (если не принимать во внимание уплотнители задников) или присутствовать в минимальных количествах. Скажем, в своих unlined лоферах Paraboot я их вообще не вижу; в моих лоферах Santoni это две узкие (!) полоски тонкой натуральной кожи, приклеенные по бокам передней части верха, и ещё что-то текстильное в районе мысков (впрочем, там есть всё же небольшая по площади подкладка в верхней части верха спереди, и под ней тоже что-то может быть). В ботинках-дезертах без подкладки укрепляющих элементов обычно нет (или их минимум), ну а про эспадрильи и говорить не приходится (хотя уплотнители задников обычно присутствуют и там). Таким образом, unlined модели лучше подходят для жаркой погоды не только из-за отсутствия дополнительного слоя в виде подкладки, но и из-за отсутствия или минимального количества дополнительных элементов, находящихся между подкладкой и внешней частью и зачастую приклеенных к этой внешней части изнутри.