В наши дни многие люди работают в основном сидя, и не все брюки хорошо подходят для такого режима эксплуатации. В этой статье я расскажу о различных подводных камнях, которые могут вас поджидать, и дам несколько рекомендаций по выбору шортов и брюк, в которых вам придётся подолгу сидеть. Статья основана как на моих собственных наблюдениях, так и на информации из некоторых других источников. Не стоит воспринимать её как истину в последней инстанции, потому что в мире одежды всё сложно.
Прежде всего замечу, что хлопковые брючные ткани удерживают краситель в среднем хуже, чем шерстяные и льняные (об этом писал в одной из своих статей Саймон Кромптон, и я склонен с ним согласиться). На практике это означает, что хлопковые брюки могут быстрее приобрести печальный вид на том месте, которое соприкасается со стулом, на котором вы сидите. Краситель может сильно вытереться значительно раньше, чем протрётся ткань. Некоторым нравятся такой поношенный вид и появляющаяся «патина», однако симпатично и гармонично подобная патина обычно выглядит тогда, когда вы в брюках не так уж много сидите (таково моё мнение, по крайней мере). Впрочем, бывают исключения.
На скорость вытирания красителя влияет способ окрашивания ткани. Шорты и брюки изготавливаются как из тканей, сотканных из ранее окрашенных нитей, так и из неокрашенных тканей. В последнем случае окрашивание осуществляется уже после пошива; к соответствующим вещам применяется термин garment-dyed. Зачастую они выглядят немного поношенными уже сразу после производства, на полке магазина; визуально они стареют быстрее, чем изделия, сшитые из заранее окрашенных тканей. Краситель зачастую вытирается быстрее и неравномернее. Некоторым людям это нравится, но, как показывает практика, многим не нравится. Распознать garment-dyed брюки или шорты можно по взгляду на их внутренности — так, подкладка карманов у них окрашена в тот же цвет, что и основная ткань.
Степень устойчивость красителя на garment-dyed вещах, естественно, варьируется, однако по одному взгляду на вещь вы её едва ли определите. По личному опыту могу сказать, что краситель с garment-dyed шортов Rubinacci вытирается медленнее, чем с garment-dyed шортов J.Crew, но я не удивлюсь, если найдутся и исключения из этого правила (а в скобках замечу, что покупать шорты и брюки Rubinacci по полной цене я не рекомендую – они не стоят этих денег, на мой взгляд).
Кстати сказать, те шорты J.Crew, что я покупал, сшиты из весьма добротной ткани – даже после вытирания и выцветания красителя до весьма страшноватого состояния на ней практически нет признаков физического износа (она стала несколько мягче, но совершенно не «светится» и не кажется ослабленной). Однако радости от этого мало, потому что краситель в той самой области вытерся довольно быстро, и шорты приобрели весьма своеобразный вид (фотографию размещать не хочу – поверьте на слово).
Означает ли это, что garment-dyed брюки и шорты для долгого сидения не подходят? Не совсем. Я бы не советовал приобретать для такого режима использования изделия тёмных или ярких цветов, а вот бежевые, кремовые, светло-серые, светло-оливковые экземпляры могут быть более удачным выбором. Чем ближе цвет брюк или шортов к естественному цвету хлопковой пряжи, тем лучше – тем менее заметно будет вытирание красителя (помните, что этот естественный цвет — не белый).
Ситуация с хлопковыми брюками и шортами из тканей, сотканных из уже окрашенных нитей (yarn-dyed), в среднем лучше. Краситель обычно вытирается медленнее… но всё же постепенно / мало-помалу вытирается. И не всегда скорость вытирания зависит от цены и уровня изделия / ткани или от степени именитости брендов. Скажем, я не могу сказать, что краситель на шортах Anderson & Sheppard (из хлопковой ткани yarn-dyed) вытирается медленнее, чем краситель на значительно более бюджетных хлопковых брюках Brooks Brothers и Hugo Boss (тоже из тканей, сделанных из ранее окрашенных нитей). Закономерность относительно цветов, разумеется, действует и здесь. Имеются и другие закономерности: скажем, брюки из твила (саржи / twill) лучше подходят для долгого сидения, чем брюки из вельвета (corduroy). Думаю, что есть и другие закономерности, связанные с особенностями производства и окрашивания тканей, переплетения нитей в ткани.
Ещё один маленький комментарий по поводу цветов. В России мужчины традиционно предпочитают тёмные брюки: тёмно-серые, тёмно-синие, чёрные. Однако я рекомендую обращать внимание и на светлые модели: бежевые, кремовые, светло-серые. Они выглядят более броско, но в то же время являются классическими, обладают хорошим потенциалом сочетаемости и весьма универсальны. Загрязняются они с той же скоростью, что и тёмные брюки, и если их можно стирать в стиральной машине, то они довольно практичны (другое дело, что загрязнения на них более заметны).
Теперь переходим ко льну и шерсти. Краситель с льняных шортов и брюк и с моделей из смеси хлопка и льна (с большой долей льна) вытирается в среднем медленнее, чем с моделей из чистого хлопка. Однако тут могут быть и исключения, и другие подводные камни. Скажем, были у меня шорты Club Monaco из 100% льна. Краситель с них вытирался слабо, но они прослужили не очень долго – попросту протёрлись и порвались (причём в довольно неожиданном месте). Да-да, хотя лён в среднем долговечнее и прочнее хлопка, посредственные льняные ткани могут оказаться не очень-то износостойкими! Впрочем, использовал я те шорты весьма интенсивно – и тут следует заметить, что брюкам и шортам, как и туфлям, надо давать минимум сутки отдыха после целого дня использования… а в идеале – несколько суток.
Очень хорошо, если у вас есть возможность каждый день недели надевать разные брюки или шорты. Кому-то это покажется странным, но увеличение срока службы здесь происходит вовсе не простым умножением. Чем дольше вещь из качественного натурального материала отдыхает после носки, тем большее число раз вы её сможете надеть, тем дольше она будет сохранять хороший внешний вид.
Под конец стоит прокомментировать брюки из шерсти. Разумеется, износостойкость у них может быть как очень низкой, так и очень приличной. Так, брюки из шерсти с высокими показателями super для долгого сидения я бы в регулярном режиме использовать не стал. Если честно, лично я вообще не вижу смысла в приобретении костюмов и брюк из шерсти выше super 130s (в скобках отмечу, что до середины XX века даже тканей super 100s ещё не было… а одежда носилась дольше, чем ныне). Однако, конечно, не следует делать вывод о износостойкости по одному лишь параметру super (у ткани есть и другие характеристики, но они, увы, на готовой одежде указываются крайне редко). Так, на классическом шотландском твиде вы параметр super вообще не увидите, но известно, что хэррис-твид (harris tweed) в среднем более износостоек, чем твид из шерсти овец-шетландов (shetland), хотя при этом он менее приятен на ощупь.
Что ещё можно добавить? Некоторые брюки и шорты стареют и изнашиваются довольно гармонично и красиво, а другие — нет. Вполне возможно, что скорость и вид износа брюк зависят и от того, как вы сидите (насколько спокойно, на чём именно). Не исключено, что есть и какие-то другие факторы. Одно могу сказать точно: не стоит покупать сразу несколько очень похожих брюк, пока вы не поймёте, насколько хорошо они вам подходят.
В общем, как и во многих других закоулках гардеробной темы, здесь ситуация не самая простая. Не спешите делать обобщения и далекоидущие выводы.