Законы рынка. О формировании цен на bespoke одежду и обувь

Как известно, цены на многие товары растут, но не все люди до конца понимают, почему именно. Ситуации, когда повышение вызвано ростом себестоимости и издержек, я здесь рассматривать не буду, а вместо этого уделю внимание другой возможной причине увеличения цен на bespoke одежду и обувь.

Должен заметить, что этот пост был отчасти навеян вот этой статьей от Саймона Кромптона. Статья Саймона посвящена очень дорогому bespoke пиджаку от ателье Liverano & Liverano. Пиджак стоил 4910 евро, а цены на костюмы в этом ателье стартуют от 5730 евро… если, конечно, они не повысились за год. Недёшево, так что в комментариях к той статье некоторые читатели немного обсудили цены, а также их рост, значительно опережающий инфляцию.

Что здесь можно сказать? Первое. Небольшие ателье обладают ограниченным количеством работников и не всегда могут увеличить штат (а многие просто не хотят этого и/или боятся, что это приведёт к падению качества и уровня). Соответственно, когда спрос на услуги ателье растёт, цены обычно увеличивают, чтобы этот спрос ограничить. Если владелец ателье или частный мастер не хочет повышать расценки, у него увеличивается очередь на пошив. Скажем, очередь к американскому обувщику D.W. Frommer II (который пишет на Styleforum.net под ником DWFII) сейчас растянулась более чем на три года. Вы к нему можете прийти, у него далеко не самые высокие цены, но он вам скажет: «вы получите пару где-нибудь года через три».

Второе. Некоторые портные и обувщики выступают в роли не только ремесленников, но и художников. Антонио Ливерано – как раз из этой серии, если можно так выразиться. Поясню на примере. Если вам нужен просто качественный портрет, вы можете прийти к художнику, хорошо владеющему ремеслом и работающему по фотографиям… или к художнику, который создаст уникальный и интересный портрет с выраженным авторским почерком. Если этот второй художник пользуется известностью и популярностью, то его услуги могут опустошить ваш кошелёк весьма заметно. Это же применимо и к костюмам. Главное – не забывать о том, что очень талантливый портной-художник или обувщик-художник запросто может быть недооценённым. Его расценки могут быть скромными. Однако если он пользуется известностью среди людей с большими деньгами, то раскошелиться придётся.

Замечу на полях, что хоть я и уважаю Антонио Ливерано, но посадка правого рукава в данном случае вызывает вопросы.

Третье. На повышение спроса, которое часто ведёт к повышению цен, влияют статьи и посты разных влиятельных людей. Саймон Кромптон, в частности, наверняка способствует росту цен на продукцию ряда брендов и ателье. И некоторые другие блогеры, журналисты, «лидеры мнений» тоже способствуют. В мире высококачественной классической одежды, как и в мире массовой одежды, тоже есть свои тренды и модные бренды. С другой стороны, блог того же Саймона Кромптона может служить вдохновением для новых предпринимателей и мастеров, способствовать появлению новых марок с высоким качеством и очень умеренными ценами.

Что ещё стоит добавить? Можно долго возмущаться высокими ценами на продукцию ряда ателье, но факт остаётся фактом: зачастую эти цены оправдываются спросом. Этот факт, конечно, не может быть аргументом в пользу покупки, но он может объяснить, почему ателье ставит вот такие очень высокие цены, почему сшить костюм у Ливерано стоит шесть тысяч евро, а то и больше. Если вдруг число желающих заказывать костюмы по таким ценам уменьшится, то цены снизятся. Однако это не означает, что цена соответствует качеству, уровню или чему-то еще. Цена соответствует в первую очередь спросу. Более того, я лично уверен, что стартовую (!) цену 6000 евро за костюм качеством оправдать невозможно в принципе (другое дело, что кто-то оправдает её уровнем и особенностями исполнения, тем самым авторским почерком и так далее).