Тема сегодняшнего выпуска — британский джин Gordon’s, весьма приятный и интересный, но в России очень дорогой. Gordon’s, наряду с Beefeater и Bombay Sapphire, является одним из самых популярных джинов, можно даже сказать — классическим. История его насчитывает более двух столетий. А продаётся Gordon’s более чем в 150 странах; встречается практически в каждом баре.
Немного теории и истории
Джин — это крепкий алкогольный напиток (порядка 40% об.), изготавливаемый посредством перегонки пшеничного спирта с добавлением пряностей, а также можжевельника. Именно можжевельник придаёт джину такой своеобразный аромат; и именно он дал этому напитку и название (gin — происходит от genievre (фр.), jenever (нидерл.), что означает juniper (англ.), juniperus (лат.) — можжевельник).
Джиноподобные напитки стали производить голландцы ещё в XVI веке. Первоначально можжевеловая настойка считалась лекарственным средством и продавалась в аптеках. Изобретение её приписывается голландскому врачу Франсиску Сильвиусу. Так как настойка на вкус была весьма приятна — судя по всему, приятнее прочих тогдашних спиртных напитков — она получила распространение и как просто напиток. Главным образом среди бедных слоев населения.
В XVII веке о данном напитке узнали британские солдаты. Во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов они весьма активно его употребляли и прозвали «голландской храбростью». После войны джин стал активно изготавливаться в Англии и получил прямо-таки чрезмерное, повсеместное распространение, став к началу XVIII века настоящим бедствием. Практически каждая четвертая семья в бедных кварталах Лондона занималась тогда производством джиноподобных напитков (обычно то был сладкий джин). Продавался джин буквально в каждой лавочке, а употребляли его все — и мужчины, и женщины, и даже дети.
Такая ситуация заставила правительство принять Gin Act (1736 год), поднявший налог на изготовление джина в несколько раз. Однако это не привело к улучшению положению: подпольное джинопроизводство приняло угрожающие масштабы. Объёмы производства пива в то время были ниже объёмов производства джина почти в шесть раз! В 1742 году Gin Act был отменен, в 1751 году появился новый, более щадящий закон, и только после этого ситуация медленно начала меняться к лучшему.
В начале-середине XIX века джин начал завоевывать популярность среди состоятельных людей. К этому же времени (начало 1830-х годов) относится и усовершенствование технологии производства джина (в частности, очистки), благодаря чему заметно повысилось его качество. Кроме того, в XIX веке сладкий джин уступил место сухому (dry, london dry). И в настоящее время в продаже встречается практически исключительно сухой джин.
Спирт для джина изготавливается обычно из зерновых культур (ячмень, пшеница). Степень очистки очень высокая. Спирт этот разбавляют дистилированной водой и затем добавляют пряности (кориандр, корицу, лакрицу, анис, кардамон и другие), а также можжевеловые ягоды (предварительно их обычно выдерживают в специальных мешочках). Зачастую производитель не раскрывает, какие именно используются пряности, и в каких пропорциях. Но можжевеловая ягода — непременный компонент любого джина.
После добавления пряностей и можжевельника разбавленный спирт перегоняют. После перегонки дистиллят разбавляют водой для достижения крепости 37,5-47,3% об., разливают по бутылкам и отправляют на продажу. Джин практически никогда не выдерживается. Как видите, процесс производства не очень сложен и не очень долг. Но он и не так прост, как в случае с водкой.
Марка Gordon’s, как уже отмечалось выше, обладает богатой историей. Основана она была в Лондоне ещё в 1769 году шотландцем Александром Гордоном (Alexander Gordon). В начале 1800-х годов джин Gordon’s стал активно экспортироваться в другие страны мира. В XX веке стал невероятно популярным; в 1962 году был признан самым продаваемым джином в мире. В настоящее время продается примерно в 150 странах. Интересно, что в Великобритании он продается в зеленых бутылках, а в остальном мире — в бесцветных.
Рецепт Gordon’s уникален, и, согласно легенде, его знают только 12 человек в мире. Впрочем, скрываются пропорции, а не сам состав, включающий можжевельник, кориандр, лимонную цедру, корни дягиля и ириса, лакрицу и апельсиновую цедру. Крепость джина Gordon’s составляет от 37,2 до 47,3% об. в зависимости от рынка (то есть страны).
Личные впечатления
Джин Gordon’s обладает идеальной прозрачностью, бесцветен. Аромат сильный, насыщенный, яркий и весьма приятный. Явственно чувствуется можжевельник, кроме того, есть нотки пряностей. Запахи хвойного леса в летний день. Вкус, естественно, резковатый и горьковатый, с можжевеловыми, пряными и очень лёгкими цитрусовыми оттенками. В целом, вполне гармоничный и даже немного интересный — насколько это возможно для невыдержанных напитков.
Джин Gordon’s согревает и несколько расслабляет. Напиток весьма интересный, стоит попробовать. Отличная альтернатива — Beefeater. А вот российские джины по вкусу заметно отличаются от зарубежных оригинальных.
Где купить и сколько стоит
Джин Gordon’s продается в крупных супермаркетах, гипермаркетах и алкомаркетах. В Ашане бутылка Gordon’s ёмкостью 0,75 литра стоит 870 рублей, в обычном супермаркете или алкомаркете она вам обойдется уже в 1100-1300 рублей. Продаются и небольшие бутылки — например, в некоторых алкомаркетах можно приобрести 0,375-литровую бутылку Gordon’s примерно за 700 рублей. А литровая стоит уже порядка 1600-1800 рублей.
В dutyfree европейских аэропортов можно купить Gordon’s в небольшой фляжке из специального пластика (PET) ёмкостью 0,5 литра. По цене примерно 10 евро.
Как пить
Джин — это аперитив, пить его стоит перед едой. Можно неразбавленным (стопка 50 мл.), можно в сочетании с мартини (коктейль Martini-Gin). Кроме того, очень популярно сочетание джина и тоника (обычно один к трём, но пропорцию можно регулировать по вкусу). Перед подачей джин стоит охладить. Кроме тоника (самым доступным на российском рынке является Schweppes), джин можно разбавить соком. Можно добавить кубики льда.