Мир марок и производителей электронных книг загадочен и многогранен. Здесь море имен, названий, переплетений. Для того, чтобы облегчить вам распутывание всех этих взаимосвязей, я создал эту заметку и впридачу к ней парочку таблиц. Я надеюсь, что этот материал поможет вам разобраться, кто действительно производит тот или иной ридер, кому принадлежит тот или иной бренд и так далее.
Прежде всего стоит сказать о трех типах брендов. Тип первый — бренды, принадлежащие компаниям, которые сами осуществляют разработку устройства и сами же пишут для него программное обеспечение. От начала и до конца. Таких компаний очень немного, на нашем рынке представлены бренды лишь трех из них — Iriver, Onyx International, Sony. Другие компании такого рода: Jinke, Hanvon (Hanwang), Netronix, Sibrary. Есть и другие, менее известные.
Ко второму типу относятся бренды компаний, которые разрабатывают самостоятельно дизайн (то, что делает ридер уникальным в глазах обычных пользователей), конфигурацию (определяют его технические характеристики — каким будет аппаратная часть устройства, его экран, тачскрин и так далее) и пишут большую часть программного обеспечения — именно ту, с которой сталкиваются пользователи. Техническую разработку плат и программного обеспечения нижнего уровня (вроде драйверов) для них осуществляют компании-сборщики. Типичные примеры: Amazon, Barnes&Noble, Kobo, PocketBook. Все технические мелочи для них делает Foxconn (в случае с Kobo и некоторыми моделями PocketBook еще и Netronix).
Имеет ли это значение для конечного пользователя? Как правило, нет, так как это типичный аутсорсинг — компания отдает своему сборщику работы, издержки по проведению которых у него будут меньше. При этом получаемый результат проходит проверку качества со стороны заказчика, а пользователь сталкивается с этим результатом вообще лишь косвенно. Единственно, необходимо отметить, что чем крупнее заказчик, тем больше у него денег и, соответственно, возможностей добиться от исполнителя высшего качества и вылизанности. Сравнение PocketBook с B&N Nook, например, иллюстрирует эту разницу.
Переходим к третьему типу брендов — так называемым шильдикам. Такие бренды создаются обычно российскими или украинскими компаниями (реже корейскими, кипрскими, испанскими и так далее). Заказывается партия устройств у компании первого типа. На устройства эти ставится шильдик российского (например) бренда (ну, скажем — Wexler), разрабатывается инструкция на русском, проводится русификация интерфейса (это несложная операция). И вперед — готов якобы новый бренд нового супер-пупер ридера. Как правило, с весьма посредственным программным обеспечением, не особенно приспособленным под нужды российских/украинских пользователей.
У таких шильдиковых брендов, справедливости ради надо сказать, бывают вариации. Например, заказчик (российская или украинская компания) может выкупить у производителя право на модификацию программного обеспечения, нанять штат программистов и создать свою новую прошивку, новый софт — гораздо лучшего качества. Но так поступают очень немногие. Примеры: Ectaco, Lbook, Азбука и ЛитРес (LitRes). Вроде еще как-то шевелится в этом отношении Digma (точнее, владелец данного бренда — компания Мерлион).
Ну что ж, а теперь приглашаю ознакомиться с таблицами. Приятного просмотра!
Таблицы в формате PDF можно загрузить вот по этой прямой ссылке.