В любом магазине можно увидеть, наверное, сок чуть ли не десятка разных брендов, а в супермаркетах — и того больше. Немногие знают, однако, что одна компания-производитель может выпускать сок не под одним брендом, а, скажем, под пятью или даже шестью. Более того, несколько фирм-производителей могут принадлежать одной крупной международной корпорации. В этой заметке я расскажу немного о российском рынке сока, о главных игроках и основных брендах.
Мультибрендовая стратегия
Все более или менее крупные производители сока (да и не только сока, но и прочих продуктов питания, парфюмерии, бытовой химии и тому подобного) используют так называемую мультбрендовую стратегию. Ее основная цель — заполучить как можно больше потребителей, причем из самых разных социальных слоев. Создается, скажем, четыре бренда сока: самый дешевый сок (типа Любимый сад), сок чуть дороже (вроде Тонуса), откровенно дорогой (какой-нибудь Rich) и очень дорогой (Я в стеклянных бутылках). Каждый бренд раскручивается в соответствии со своим сегментом, для каждого придумываются акции, слоганы, реклама.
Мультибрендовая стратегия, как вы уже поняли, позволяет «завоевать» потребителей как с полупустым, так и с очень тугим кошельком. Но у нее есть и другие плюсы. Так, например, соки компании в магазине будут занимать не одну маленькую полочку, а, скажем, четыре. Вероятность, что кто-нибудь купить хоть какой-нибудь из этих соков, заметно повышается.
Более того, иногда потребителю может не нравится дизайн коробки, реклама, «лицо компании» — какая-нибудь звезда эстрады или кино. Тогда он этот продукт покупать не будет, а купит что-нибудь другое. А этим другим вполне может оказаться еще один бренд той же самой компании, которая свои денежки все равно получит.
Два главных игрока на рынке сока в России: PepsiCo и The Coca-Cola Company
В настоящее время на российском рынке сока действуют четыре крупнейших производителя: Вимм-Билль-Дан, Лебедянский, Мултон и Нидан Соки. Первые два принадлежат американской компании PepsiCo, последние два — американской The Coca-Cola Company. Это огромные транснациональные корпорации, которые в значительной мере подмяли под себя рынок прохладительных напитков — и не только в России. Вероятность того, что вы купите сок от компании Coca-Cola (или, соответственно, Pepsi) составляет в России примерно 40%. Ведь именно им принадлежат самые раскрученные марки: J7, Rich, Gold, Я, Добрый, Тонус, Фруктовый сад, Любимый сад и многие другие.
Мелкие игроки
Конечно, не весь российский рынок соков оккупирован американцами. Есть и локальные, независимые производители — «Прогресс», «СанФрут», «Сады Придонья» и некоторые другие. Как правило, у них меньше бюджет, им сложнее провести сногсшибательную маркетинговую компанию и, соответственно, достичь большой доли на рынке. Тем не менее, «Сады Придонья» (с целым рядом брендов) и «Прогресс» (со своим главным брендом ФрутоНяней) действуют весьма успешно.
Таблицы производителей и брендов
Представляю вашему вниманию парочку таблиц, из которых вы сможете узнать, какие бренды каким компаниям принадлежат и в каких ценовых сегментах позиционируются.
Скачать таблицы можно в формате PDF по этой прямой ссылке.
«Прогресс» был куплен «Лебедянский», а он принадлежит кокакола компани
Все компании в 2014 слились в одну PepsiCo. Да здравствует российский рынок… А российский ли он???
Рынок называется российским или каким-либо другим не по принадлежности продавца, а по принаджлежности покупателя