Товары-оборотни и модифицированные клоны

Это глава из неизданной книги «О брендах без прикрас». Общая информация об этой книге и введение находятся здесь. Предыдущая глава, которая называется «Выкупленные европейские бренды», размещена тут.

Разумеется, далеко не все бренды можно назвать оборотнями: многие из них честно рассказывают о своем происхождении и не придумывают легенды, которые вводили бы потребителей в заблуждение. Однако такие торговые марки всё равно могут торговать товарами-оборотнями, то есть вещами, которые продаются под несколькими именами (шильдиками, лейблами). Конечно, бренды-оборотни тоже могут торговать товарами-оборотнями, но нужно уметь различать понятия «товар-оборотень» и «бренд-оборотень».

Было бы ошибочно считать, что товар-оборотень — это нечто плохое. Он может быть как очень плохим, так и очень хорошим. Слово «оборотень» в данном случае означает лишь то, что товар можно встретить под разными торговыми марками (иными словами, он как бы прикидывается изделием то одной марки, то другой); часто в отношении таких изделий используется слово «клон». Такие клоны могут встречаться и в сфере бытовой техники, и в сфере электроники, и в сфере одежды и обуви. Классическим примером, впрочем, является именно техника.

 

Смартфоны Micromax

(Напомню, что книга была написана в 2016 году. Этот пример – из 2016 года)

Индийская компания Micromax предлагает смартфоны, которые на самом деле разработали другие фирмы — китайские. Например, телефон Micromax Canvas 6 — это Shallots Qing Qong с шильдиком Micromax (источник). Эти телефоны действительно очень похожи друг на друга. Правда, при этом стоит заметить, что, во-первых, Micromax и не выдает их за собственные разработки, а во-вторых, подобная практика характерна и для некоторых других брендов (и российских, и азиатских, и европейских).

 

Bork, Gastroback и Breville

(Эта глава тоже была написана в 2016 году, но существенно дополнена в 2020 году – в том числе благодаря комментариям читателя KR555)

Если проанализировать ассортимент этих трех марок (российской, немецкой и австралийской), то можно заметить, что некоторые модели у них одинаковые. Например, посмотрите модели чайников Bork K810, Gastroback 42439, Breville BTM800XL и найдите хотя бы пять отличий. Скорее всего, отличие там только одно — шильдик-логотип. Какой же из чайников является, так сказать, оригиналом? В таких случаях нельзя исключать, что никакой (то есть все они заказываются на стороннем предприятии), но именно здесь оригиналом является Breville BTM800XL (у меня есть соответствующее письмо с подтверждением от Breville).

В 2016 году на официальном сайте Breville можно было найти следующий абзац (сейчас его там нет):

Breville Group Limited does not market its products under the Breville name in Europe. However Breville Group Limited does supply products of its design to other brands for the European market. Breville Group Limited does not own the brands referenced above, with the exception of Sage™ By Heston Blumenthal®. Each brand carries products of their own design as well as products designed by Breville Group Limited. As such, not all of the products under these brands have been designed by Breville Group Limited, nor is the entire range of Breville Group Limited products necessarily carried by the above brands.

В настоящее время на сайте Breville есть вот какой абзац:

In Europe and the United Kingdom, the Breville brand is not owned or operated by the Breville Group. Within Europe, the Group has a number of partners who market Breville’s premium designed and developed products under their own brands.

Бренды, о которых идёт в данном случае речь (или шла в 2016 году) — это как раз Bork, Gastroback, а также некоторые другие (Catler, Riviera&Bar, Solis of Switzerland, Stollar). Breville на возмездной основе предоставляет им некоторые свои разработки, и они их используют. Речь обычно не идет о существенных модификациях; по сути, эти бренды просто перепродают устройства Breville, но под своими шильдиками (лейблами) — и на строго определенной территории. Впрочем, стоит иметь в виду, что дизайн своих продуктов Breville иногда заказывает у других компаний – в частности, у австралийской фирмы Cube Industrial Design (пример с сайта Red Dot Design Award; в России этот чайник продаётся под названием Bork K800, и у себя на сайте Bork упоминает награду Red Dot Design Award, полученную этим дизайном – только не говорит, что данный дизайн разработала совершенно другая фирма).

Говоря о сотрудничестве Bork и Breville, можно вспомнить и кое-какие тостеры: скажем, Breville The Toast Select Luxe (BTA735) очень похож на Bork T703. Кроме того, стоит заметить, что Bork, конечно, сотрудничает не только с Breville. К примеру, вентилятор Bork P801 идентичен вентилятору Balmuda GreenFan Cirq (на нём даже есть надпись GreenFan). Сравнив дизайн, обратим и внимание и на цены: Balmuda GreenFan Cirq стоит в Японии 18333 иены (примерно 13 тысяч рублей), а за вентилятор P801 фирма Bork в своём фирменном интернет-магазине просит 24 тысячи рублей. В случае с упомянутыми выше тостерами разница менее существенная: Breville BTA735 стоит 150 долларов США, а Bork T703 – 12 тысяч рублей (около 165 долларов США). Если же вернуться к описанным выше чайникам, то там расклад получится вот какой: Bork K810 стоит 29 тысяч рублей, а Breville BTM800XL – 280 долларов США (примерно 20,5 тысяч рублей). Однако имейте в виду, что в США в большинстве штатов к базовой цене прибавляется так называемый налог с продаж (но он не превышает 10%).

 

Модифицированные клоны

Как я уже говорил, некоторые фирмы заказывают у китайских или каких-либо других фабрик разработанные ими модели, но под собственными лейблами. Однако не всегда это полные копии: в отдельных случаях речь может идти о серьёзных модификациях. В случае с электроникой это, как правило, модификации программного обеспечения. Иногда новое программное обеспечение может кардинально отличаться от ПО оригинала.

В качестве типичных примеров подобных устройств можно привести некоторые e-ink ридеры (читалки): LBook, Азбука, PocketBook. К сожалению, бренды LBook и Азбука уже давно закрыты, но в своё время они были весьма популярны среди российских и украинских пользователей. Изделия под этими марками заказывались на китайских заводах (соответственно Jinke и Hanvon), но снабжались уникальным программным обеспечением, написанным с учетом потребностей российских и украинских читателей.

Компания PocketBook на заре своей карьеры тоже заказывала устройства у китайцев и тоже снабжала их уникальным программным обеспечением. Классическим примером является модель 301+. Это была разработка фирмы Netronix, дополненная очень качественным и функциональным софтом, написанным программистами PocketBook. Со временем компания PocketBook стала разрабатывать не только ПО для ридеров, но и сами устройства.

 

Продолжение следует! Ближайшая глава – «Как проверить происхождение бренда».

 

(с) Дмитрий Васфилов, 2016-2020. Перепечатка и копирование допускаются только с письменного разрешения автора. Цитирование фрагментов разрешено с указанием активной ссылки на источник / оригинал.

 


 

One Reply to “Товары-оборотни и модифицированные клоны”

  1. Прочитал статью, и сразу почему то вспомнил как весной (перед самоизоляцией) искал себе куртку.
    Приглянулась тогда вот какая куртка (https://snowqueen.ru/product/dvuhstoronnjaja-kurtka-196295000)
    Распродавали остатки. Потом случайно нашел точно такую же, но с другими шильдиками\ярлыками в магазине «Сударь». А потом опять наткнулся на остатки этой же куртки, но уже в магазине «Kanzler». И тоже под другими шильдиками\ярылками.

    (Не купил ее тогда, потому что размер не подошел. Но куртка выглядела очень хорошо, и цена нормальная была).