Сегодняшняя статья будет посвящена размышлениям о таком классе устройств, как медиаридеры. Сначала я расскажу о том, что представляют собой медиаридеры, каковы их основные черты. Затем последует краткое описание особенностей смартридеров — фактически, более продвинутых медиаридеров. Далее перейдем к собственно размышлениям: о том, кто покупает медиаридеры и почему, в каком направлении может продолжиться развитие медиаридеров как устройств и, опять же, почему.
Итак, медиаридер — это дешевое устройство, предназначенно для просмотра самого разного развлекательного контента: книг, фотографий, видео (в том числе подчас и достаточно объемного). Также медиаридеры позволяют слушать музыку, играть в простые игры, иногда — пользоваться встроенными словарями, радиоприемником и диктофоном. Какие-либо дополнительные программы в медиаридеры устанавливать нельзя.
Отличительными особенностями медиаридеров являются самый простенький дисплей (всегда TFT TN+film — то есть, самая дешевая разновидность ЖК-экранов) с маленькими углами обзора, с небольшим разрешением, иногда и с плохой цветопередачей. «Железо» медиаридеров (плата, процессор и память) обычно тоже отличается простотой, дешевизной и не очень высоким уровнем надежности. Программное обеспечение обычно примитивно: функций много, а вот качество их реализации порой очень хромает. Разумеется, все это позволяет продавать медиаридеры по очень низкой цене — 1500-3500 рублей.
Более продвинутыми являются смартридеры — устройства, которые, по сути, еще недавно назывались бюджетными планшетами. На них тоже устанавливают дешевые экраны, дешевые платы и процессоры (хотя изредка бывают и исключения). Отличительными особенностями смартридеров являются: наличие сенсорного экрана (тачскрина) — часто резистивного (самого дешевого и не очень удобного) и операционной системы Андроид на борту. Обычно ставится довольно старая версия Андроид и без Google.Play. Цена смартридера — 3000-4500 рублей.
Сразу хочу дать совет: не покупайте медиаридеры! Это очень убогие устройства, единственным плюсом которых является цена. Поверьте, лучше доплатить немного и взять смартридер, который окажется куда функциональнее благодаря Андроиду. А еще лучше взять нормальный планшет с качественным экраном и полноценным, «свежим» Андроидом. И на смартридер, и на планшет вы сможете ставить дополнительные программы — иными словами, заметно расширить функционал устройства.
Особенно не советую покупать медиаридеры (да и смартридеры) для детей: экраны оставляют желать много лучшего, у детей может просто испортиться зрение. Дешевые экраны в основном предназначены для просмотра фото и видео, но не для чтения — читать с них неудобно и неприятно. А программное обеспечение во многих случаях не позволяет выбрать оптимальную гарнитуру шрифта, величину полей, ширину межстрочного интервала, а иногда — даже яркость подсветки.
Разница между разными моделями медиаридеров незначительна; многие из них выпускаются одними и теми же китайскими заводами (а уважающие себя фирмы, кстати, медиаридеры не производят вообще). Конечно, есть более надежные модели, и есть совсем никудышные, но даже относительно приличным медиаридерам присущи отмеченные выше недостатки. Единственная, пожалуй, задача, с которой большинство медиаридеров неплохо справляется — проигрывание видео (обычно не HD). Ну, еще на медиаридере можно посмотреть фотографии, послушать музыку (если у вас нет серьезных требования к качеству звука). Но читать книги на подобных устройствах можно пожелать лишь врагу.
Кто же покупает медиаридеры, если они так плохи? Закономерный вопрос, но ответ на него прост. Покупают медиаридеры люди, которые ограничены в средствах. Те, кто побогаче, приобретают планшеты или ридеры с e-ink экранами. Те, кто победнее, стремятся сэкономить и выбирают медиаридер. Но вполне вероятно, что если бы они еще до покупки знали, что медиаридер — это устройство с плохим экраном и убогим софтом, то, вероятно, решили бы добавить тысчонку-другую и купить смартридер или же простенький ридер на e-ink.
Большая часть покупок медиаридеров совершается по стандартной схеме: человек захотел себе читалку либо некое подобие планшета, пришел в магазин или салон связи, глянул на ассортимент, задал пару вопросов продавцу и выбрал медиаридер. Почему? Потому что он дешев, играет видео (в отличие от е-инк устройств), функционален (и радио есть, и плеер есть…), выглядит неплохо. Экран цветной. Все. Покупка сделана.
Конечно, многие используют медиаридеры не столько для чтения, сколько для просмотра видео. Видео на них, действительно, смотреть достаточно комфортно. А вот читать — нет. Не раз видел в метро завистливые взгляды, которые бросали владельцы медиаридеров на е-инк ридеры: поверьте, разница в качестве отображения текста просто невообразима, особенно если е-инк ридер обладает достаточно приличным программным обеспечением.
При этом интересно, что те, кто действительно увлекается чтением, для кого чтение куда важнее просмотров сериалов и передач при поездке на работу, выбирают обычно е-инк ридер, и выбирают тщательнее. Еще раз повторюсь: владельцы медиаридеров — обычно небогатые люди, для которых чтение является скорее одним из способов убивания времени.
Некоторые говорят, что медиаридеры — направление тупиковое и умрет. Я так не считаю. В России имеется огромное количество малообеспеченных людей, которые не могут позволить себе приобрести планшет или хороший е-инк ридер. Может быть, они накопят денег и купят коммуникатор, но купить еще и планшет им не под силу. Таких людей, на самом деле, очень много. Это и есть целевая аудитория медиаридеров: небогатые люди, для которых чтение — один из способов времяпрепровождения, и не всегда главный (подчас видео важнее). Ну а те небогатые люди, для которых чтение — это всё, обычно все-таки покупают е-инк устройство с хорошим софтом.
Кто-то может сказать: Nook и Kindle сейчас можно купить всего за 3500 рублей, а ведь они неизмеримо лучше этих медиаридеров? Отвечаю: они не продаются в рознице, и это главное. Покупатель медиаридера — человек, который просто приходит в магазин, который не проводит сравнение устройств в интернете, не читает обзоры и так далее. Хотя бывают, разумеется, исключения. Но спонтанных покупателей куда больше, чем тех, кто лезет в интернет, изучает сайты и делает полностью осознанный и рациональный выбор.
Теперь поговорим о перспективах развития медиаридеров и смартридеров. Как я уже сказал выше, спрос на эти устройства будет сохраняться, ибо незаметно, что население России богатеет на глазах. Да, в США и Европе медиаридеры никогда не станут популярны, так как там зарплаты заметно выше, чем у нас, а планшеты — дешевле. Нет никакого смысла экономить, да и не приходится экономить: приобрести Kindle, например, может позволить себе практически каждый американец.
Вряд ли цены на медиа- и смартридеры будут снижаться. На мой взгляд, дно уже достигнуто или будет достигнуто в ближайшее время. Дальше идти уже практически некуда. Хотя медиаридер за 999 рублей на распродаже, я думаю, скоро станет реальностью.
Развитие техническое. Да, я уверен, что постепенно в медиа- и смартридеры будут устанавливаться все более и более качественные экраны, более мощные процессоры, большие объемы памяти; тачскрины будут не резистивными, а емкостными. Этот процесс будет плавным: «железо» дешевеет постепенно. Хочу отметить, что навряд ли будет увеличиваться время автономной работы медиа- и смартридеров: это требует новых специальных технологий и разработок, которые пока довольно дороги. Наверняка будет совершенствоваться и становиться более стильным дизайн. Вероятно, медиаридеры будут также становиться тоньше.
Развитие программное. Разумеется, смартридеры в программном отношении куда лучше, нежели медиаридеры. Развитие их программного обеспечения будет заключаться в установке более свежих версий Андроида, а также в разработке новых дизайнов графических оболочек. Google.Play ставиться не будет, так как это влечет за собой заметное увеличение расходов производителя.
Программмное обеспечение медиаридеров вряд ли будет прогрессировать; скорее всего, все ограничится редизайнами интерфейса. Функциональное развитие программного обеспечения требует больших финансовых затратов, которые неизбежно увеличат цену устройства. А увеличение цены медиаридера губительнейшим образом скажется на его продажах: потенциальные покупатели медиаридеров обычно выбирают устройство исходя из его внешнего вида, цены и технических характеристик, указанных на ценнике; они не вникают в тонкости реализации функций.
Пример: компания Onyx International хотела запустить в продажу медиаридер с полнофункциональным программным обеспечением, хорошо приспособленным для чтения книг (как художественной, так и технической литературы). Однако такое ПО заметно увеличивало цену устройства; после некоторых маркетинговых исследований стало ясно, что оно будет неконкурентоспособным.
Автор: Дмитрий Васфилов. При копировании и/или перепечатке указывайте имя автора и ссылку на оригинал.