Римское метро

Римское метро в целом вполне приличное, но у него есть один явный недостаток: оно слишком небольшое. В настоящее время работают всего две линии; в будущем, правда, планируется открыть ещё две. Естественно, эти две линии не позволяют добраться в любое место города — даже в туристическом центре. Иногда до ближайшей станции метро надо идти полчаса, если не больше. Правда, в городе развита ещё и система электричек (скоростных трамваев) и, кроме того, автобусов. Маршрутов автобусов много и ходят они довольно часто, причём на остановках обычно висит расписание.

 

Стоимость проезда

Один билет на метро в Риме сейчас стоит 1,5 евро. Стоит добавить, что это билет по типу московского «90 минут», то есть в него входит одна поездка на метро и неограниченное число поездок на автобусе или трамвае в течение 100 минут с момента первого прохода через турникет. Называется такой билет metrebus или BIT (Biglietto Integrato a Tempo). Есть и другие билеты: BIG, действующий в течение всего дня (проездной на 1 день), он стоит 6 евро, BTI (на 3 дня, 16,5 евро) и CIS — на целую неделю, его цена — 24 евро.

Нужно еще упомянуть карточку Roma Pass. Она бывает двух видов: Roma Pass и Roma Pass 48 hours. Первый вариант стоит сейчас 36 евро, второй — 28 евро. Оба варианта дают право на бесплатный проезд на любом виде общественного транспорта (кроме экспресса в аэропорт): обычный Roma Pass — до истечения третьего дня с момента первого прохода, Roma Pass 48 hours — в течение 48 часов с момента первого прохода. Обе карточки дают право на скидки на билеты во все музеи, на бесплатное посещение нескольких музеев «второго эшелона» (скажем так), на бесплатное посещение любого музея (Roma Pass 48 hours) или любых двух музеев (Roma Pass) — включая посещение временных выставок в этих музеях.

Обязательно сохраняйте билеты до конца поездки. Штрафы за безбилетный проезд высокие: если не ошибаюсь, 50 евро при условии оплаты на месте.

 

Покупка билетов

Билеты можно купить в уличных киосках (табачных, журнальных), а также в автоматах на станциях метро. Автоматы весьма простые, интерфейс доступен на итальянском, английском и некоторых других европейских языках, русского нет. Сначала можно выбрать язык, потом тип билета и количество билетов. Затем нужно загрузить деньги. По возможности давайте автомату ровно столько денег, сколько стоят билеты, а то он может сдачу недодать.

Если купюры в автомат вставляются довольно просто, то с монетками есть нюанс: их надо класть ребром на специальный «монетоприемник» и потом поднимать ручку вверх, чтобы они протолкнулись в жерло автомата. На словах, конечно, сложно объяснить. Можете сначала посмотреть, как покупают билеты другие люди, а потом попробовать приобрести билет самостоятельно.

Обычный Roma Pass можно купить в музеях, в пунктах для туристов (Tourist Information Points) и в кассах некоторых станций метро. Да-да, на некоторых станциях метро есть кассы, а не только автоматы. Roma Pass 48 hours продаётся в пунктах для туристов. Подробную информацию о местах и способах покупки карточек Roma Pass можно посмотреть на официальном сайте.

 

Станции

Станции метро обнаруживаются достаточно легко — по столбикам с квадратными красными табличками, на которых написана большая буква М. Станции самые обычные, никаких архитектурных изысков. Всё вполне утилитарно, современно. Освещение на станциях может быть как хорошим, так и весьма тусклым.

Расстояние между соседними станциями обычно небольшое, можно дойти пешком. Если надо добраться только до следующей станции, то спускаться в метро не стоит: времени может уйти примерно столько же, сколько бы вы шли пешком. Только тут вы еще и 1,5 евро заплатите, и город не посмотрите. Хотя в дождь, например, деваться особо некуда.

Есть станции, где платформа расположена справа, и есть станции, где платформа расположена слева. Следите за объявлениями в поезде: uscita lato destro (ущита лато дестро) означает «выход справа», uscita lato sinistro (ущита лато синистро) — «выход слева».

 

Поезда

Поезда весьма современные, довольно чистые, светлые. Остановки в каких-то поездах могут объявляться (весьма чётко и понятно), в каких-то — увы, нет. Количество пассажиров зависит от времени суток: в час пик может быть очень много людей (и, естественно, душно). И в любом случае нужно быть начеку, так как карманники не дремлют.

Интервалы не очень большие, в пиковое время — порядка 2-5 минут, в «вялые» часы — до 8-10 минут. Метро работает с половины шестого утра до второго часа ночи по пятницам и субботам и до половины двенадцатого по остальным дням недели. Ночью можно добраться до нужного вам места (или его окрестностей) при помощи ночных автобусов.