То, что я пишу в этой статье, для большинства читателей The Best Guide не является новостью. Сейчас уже многие знают о брендах-оборотнях, о недобросовестных производителях и прочих обманщиках. Именно обманщиках — в этой статье я как раз и рассматриваю злостных «оборотней» как тех, кто обманывает людей. Я не называю здесь конкретные бренды, а ограничиваюсь абстрактными буквенными обозначениями — как говорится, на всякий случай. Тем более что самой сути это не меняет.
Итак, первый пример бизнеса, построенного на обмане. Российская компания А решает создать бренд X. Под брендом X планируется продавать некие китайские товары, но сам бренд хотят назвать красивым итальянским словом. Кроме того, планируется сделать красивый сайт, на котором разместить информацию о том, что бренд X является итальянским, работает в международном масштабе, что, скажем, одежда разрабатывается с учетом новейших модных тенденций и так далее. На самом же деле одежда (или иные товары) под брендом Х производится в КНР, Вьетнаме и других странах и к Италии относится примерно так же, как Abibas к Adidas’у.
Кто здесь оказывается обманутым? В первую очередь, потребители, особенно те из них, которые не являются искушенными знатоками рынка одежды и брендов, те, кто падки на красивые слова и легенды. Кроме того, страдают честные компании и бренды, которые из-за отсутствия легенды и итальянского имиджа вынуждены продавать изделия (подчас более качественные) по меньшим ценам.
Могла ли фирма А вести бизнес без обмана, выбрав другое название для бренда (более нейтральное, русскоязычное, намекающее на Азию и так далее) и отказавшись от легенд и красивых слов? Конечно, но она была бы вынуждена продавать товары по более низким ценам. Соответственно, фирма А зарабатывает немалые барыши на банальном обмане.
Второй пример
Известная компания А решает продать права на использование известного бренда Б (в отдельных товарных категориях) китайской фирме В. Дело в том, что в последнее время от продаж устройств бренда Б этих категорий прибыли нет, а есть только одни убытки. Фирма В с радостью делает покупку и начинает штамповать под брендом Б совершенно другие устройства, разработанные фирмой Г и на совершенно другом заводе Д. В результате получается самое настоящее Г, которое продаётся под известным брендом покупателям, которые о последних трансформациях этого бренда ничего не знают.
В этом случае обманщиками являются и фирма А, и фирма В. Обе фирмы стремятся заработать на незнании потребителей. Ведь устройства категории Г продаются так хорошо именно по тому, что на них стоит шильдик Б. Страдают как потребители, так и бренды-конкуренты. В частности, их более качественные устройства могут продаваться хуже только потому, что бренд не такой известный, как Б.
Третий пример
Компания Ж решает основать новую линию бренда Ф, товары которой планируется производить на «левых» заводах — ради того, чтобы минимизировать издержки. Кроме того, планируется заказывать разработку части товаров сторонним китайским фирмам. Естественно, цены на товары новой линии бренда Ф будут ниже, чем на товары других линий, разрабатываемых и производимых собственными силами Ж, но они всё равно будут заметно выше, чем на аналогичные товары менее известных брендов.
Далеко не все покупатели знают о том, что товар новой линии Ф за 10 тысяч рублей — это абсолютно то же самое, что товар малоизвестного бренда Ш за 7 тысяч рублей. Разница только в шильдике/ярлычке. Соответственно, многие покупатели платят лишние 3 тысячи только за шильдик Ф на товаре. Фирма Ж зарабатывает сотни тысяч на незнании потребителей, фактически обманывая их. Страдает и бренд Ш, владельцы которого зарабатывают на каждом устройстве гораздо меньше, а зачастую и общий объём продаж у них меньше.
Фактически, основание новой линии бренда Ф, осуществленное фирмой Ж, является основанием бизнеса, построенного на обмане потребителей (за исключением случая, когда фирма Ж открыто говорит о происхождении товаров новой линии). Конечно, я могу несколько сгущать краски, но считаю, что такая точка зрения вполне имеет право на жизнь.
Как бороться с обманщиками?
Все способы борьбы можно разбить на две группы. В первую войдут те, которые могут осуществляться потребителями. В первую очередь, это бойкотирование брендов, которые являются злостными обманщиками. Иногда люди знают, что бренд А на самом деле никакой не английский, но идут и покупают товары в его магазине. Этим покупатели спонсируют обман. Более того, они дают стимул другим фирмам начать заниматься аналогичным обманом, потому что другие фирмы видят, что это действенно и выгодно.
Вторая группа способов — те, которые может применить государство. В частности, мне приходит на ум следующий вариант: обязать на сайтах и на витринах магазинов указывать в обязательном порядке страну регистрации бренда, страну разработки товаров и страну (страны) производства товаров. Причём достаточно крупными буквами и на видном месте. Обманщики будут вынуждены по крайней мере умерить свои аппетиты. Кроме того, все три страны должны быть указаны на упаковке товара на видном месте.
Наконец, имея достаточно мощные ресурсы в виде телевидения, радио, газет и журналов, государство может организовывать просветительскую деятельность, раскрывая обманные бренды, рассказывая о хороших отечественных, хороших китайских брендах, обучая людей принципам грамотного выбора тех или иных товаров.
Автор: Дмитрий Васфилов. При копировании и/или перепечатке статьи целиком или её части указывайте имя автора и гиперссылку на оригинал.
Мечты, мечты. Государству это не надо. Быстрее дождемся роста уровня жизни, что бы перестать экономить на себе любимом, что бы реализовался первый вариант противодействия.
К сожалению, легендарные некогда Akai и Grundig попали прямиком в описанный Вами Пример No.2… Грустно.
Что касается способов борьбы, то второй способ в нашей стране это утопия. Слишком много здесь замешано интересов лиц, власть предержащих в этой стране. Они не только ничего не сделают в плане борьбы с обманом, но и всячески будут препятствовать ей. Слишком много здесь денег замешано. И ладно б там одежда, так и продукты, и лекарства будут и впредь подделывать.
Первый способ был бы более реален, если бы не одно НО. У людей должно родиться (возникнуть, появиться) самоуважение. А откуда ему взяться при нищенских зарплатах и пенсиях?
А люди с нищенскими зарплатами и пенсиями к злостным оборотням и не ходят, они скорее посещают магазины/покупают технику более безобидных «оборотней», которые, на мой взгляд, вполне имеют право на жизнь.
Дмитрий пишет: «Фирма Ж зарабатывает сотни тысяч на незнании потребителей…»
Это в каких единицах? Дохлых енотов или злато, серебра в тоннах? Просто умиляет Ваша честная наивность в размере их доходов. Как будто речь идёт о конкуренции между деревней Ёпа и посёлком Захудалово.
Форма борьбы, до изменения экономической модели, может быть только одна — информация и просвещение со стороны инициативных людей и общественности. Чем Вы, уважаемый Дмитрий, и занимаетесь. Эта деятельность, так сказать, проявление устремления души, т.е. что-то далёкое от бизнеса. Но у всех проявления души разное. Вон, Ванька-разбойник, он же Ургант, рекламировал Bork и не поперхнулся.
Снижение качества товаров и появление брендов-оборотней имеет такие причины, по которым государство этим, на данном этапе, заниматься не будет.
Политика, понимаешь. Качественный товар дороже и долговечнее, а это противоречит постулату вечного экономического роста и идеологии благосостояния (инфляция то контролируема; напихаем опилок в хлеб, вот и выполнение плана по инфляции).
Но, как говорит один мой друг, если смешать один кг вна с одним кг вкусного варенья, то получится два кг вна. Закон!
В каких единицах — зависит от масштаба деятельности фирмы. Как правило, конечно, в долларах. Но так как я точных цифр не знаю, то «миллионы» писать не решаюсь 🙂 Хотя, безусловно, есть бренды, которые зарабатывают так миллионы.
Дмитрий, добрый день!
Пожалуйста, выскажите свое мнение об обувном бренде Pakerson. Вроде Италия, однако два раза покупали, и оба раза качество было не очень хорошее. Подумалось, может, они тоже из разряда всяких Карло Пазолини.
Добрый день!
Pakerson — настоящий итальянский бренд с итальянским производством. Однако, на мой взгляд, обувь этого бренда довольно заурядная.