Бизнес, построенный на обмане

То, что я пишу в этой статье, для большинства читателей The Best Guide не является новостью. Сейчас уже многие знают о брендах-оборотнях, о недобросовестных производителях и прочих обманщиках. Именно обманщиках — в этой статье я как раз и рассматриваю злостных «оборотней» как тех, кто обманывает людей. Я не называю здесь конкретные бренды, а ограничиваюсь абстрактными буквенными обозначениями — как говорится, на всякий случай. Тем более что самой сути это не меняет.

Итак, первый пример бизнеса, построенного на обмане. Российская компания А решает создать бренд X. Под брендом X планируется продавать некие китайские товары, но сам бренд хотят назвать красивым итальянским словом. Кроме того, планируется сделать красивый сайт, на котором разместить информацию о том, что бренд X является итальянским, работает в международном масштабе, что, скажем, одежда разрабатывается с учетом новейших модных тенденций и так далее. На самом же деле одежда (или иные товары) под брендом Х производится в КНР, Вьетнаме и других странах и к Италии относится примерно так же, как Abibas к Adidas’у.

Кто здесь оказывается обманутым? В первую очередь, потребители, особенно те из них, которые не являются искушенными знатоками рынка одежды и брендов, те, кто падки на красивые слова и легенды. Кроме того, страдают честные компании и бренды, которые из-за отсутствия легенды и итальянского имиджа вынуждены продавать изделия (подчас более качественные) по меньшим ценам.

Могла ли фирма А вести бизнес без обмана, выбрав другое название для бренда (более нейтральное, русскоязычное, намекающее на Азию и так далее) и отказавшись от легенд и красивых слов? Конечно, но она была бы вынуждена продавать товары по более низким ценам. Соответственно, фирма А зарабатывает немалые барыши на банальном обмане.

 

Второй пример

Известная компания А решает продать права на использование известного бренда Б (в отдельных товарных категориях) китайской фирме В. Дело в том, что в последнее время от продаж устройств бренда Б этих категорий прибыли нет, а есть только одни убытки. Фирма В с радостью делает покупку и начинает штамповать под брендом Б совершенно другие устройства, разработанные фирмой Г и на совершенно другом заводе Д. В результате получается самое настоящее Г, которое продаётся под известным брендом покупателям, которые о последних трансформациях этого бренда ничего не знают.

В этом случае обманщиками являются и фирма А, и фирма В. Обе фирмы стремятся заработать на незнании потребителей. Ведь устройства категории Г продаются так хорошо именно по тому, что на них стоит шильдик Б. Страдают как потребители, так и бренды-конкуренты. В частности, их более качественные устройства могут продаваться хуже только потому, что бренд не такой известный, как Б.

 

Третий пример

Компания Ж решает основать новую линию бренда Ф, товары которой планируется производить на «левых» заводах — ради того, чтобы минимизировать издержки. Кроме того, планируется заказывать разработку части товаров сторонним китайским фирмам. Естественно, цены на товары новой линии бренда Ф будут ниже, чем на товары других линий, разрабатываемых и производимых собственными силами Ж, но они всё равно будут заметно выше, чем на аналогичные товары менее известных брендов.

Далеко не все покупатели знают о том, что товар новой линии Ф за 10 тысяч рублей — это абсолютно то же самое, что товар малоизвестного бренда Ш за 7 тысяч рублей. Разница только в шильдике/ярлычке. Соответственно, многие покупатели платят лишние 3 тысячи только за шильдик Ф на товаре. Фирма Ж зарабатывает сотни тысяч на незнании потребителей, фактически обманывая их. Страдает и бренд Ш, владельцы которого зарабатывают на каждом устройстве гораздо меньше, а зачастую и общий объём продаж у них меньше.

Фактически, основание новой линии бренда Ф, осуществленное фирмой Ж, является основанием бизнеса, построенного на обмане потребителей (за исключением случая, когда фирма Ж открыто говорит о происхождении товаров новой линии). Конечно, я могу несколько сгущать краски, но считаю, что такая точка зрения вполне имеет право на жизнь.

 

Как бороться с обманщиками?

Все способы борьбы можно разбить на две группы. В первую войдут те, которые могут осуществляться потребителями. В первую очередь, это бойкотирование брендов, которые являются злостными обманщиками. Иногда люди знают, что бренд А на самом деле никакой не английский, но идут и покупают товары в его магазине. Этим покупатели спонсируют обман. Более того, они дают стимул другим фирмам начать заниматься аналогичным обманом, потому что другие фирмы видят, что это действенно и выгодно.

Вторая группа способов — те, которые может применить государство. В частности, мне приходит на ум следующий вариант: обязать на сайтах и на витринах магазинов указывать в обязательном порядке страну регистрации бренда, страну разработки товаров и страну (страны) производства товаров. Причём достаточно крупными буквами и на видном месте. Обманщики будут вынуждены по крайней мере умерить свои аппетиты. Кроме того, все три страны должны быть указаны на упаковке товара на видном месте.

Наконец, имея достаточно мощные ресурсы в виде телевидения, радио, газет и журналов, государство может организовывать просветительскую деятельность, раскрывая обманные бренды, рассказывая о хороших отечественных, хороших китайских брендах, обучая людей принципам грамотного выбора тех или иных товаров.

 

Автор: Дмитрий Васфилов. При копировании и/или перепечатке статьи целиком или её части указывайте имя автора и гиперссылку на оригинал.

 


 

7 Replies to “Бизнес, построенный на обмане”

  1. Мечты, мечты. Государству это не надо. Быстрее дождемся роста уровня жизни, что бы перестать экономить на себе любимом, что бы реализовался первый вариант противодействия.

  2. К сожалению, легендарные некогда Akai и Grundig попали прямиком в описанный Вами Пример No.2… Грустно.
    Что касается способов борьбы, то второй способ в нашей стране это утопия. Слишком много здесь замешано интересов лиц, власть предержащих в этой стране. Они не только ничего не сделают в плане борьбы с обманом, но и всячески будут препятствовать ей. Слишком много здесь денег замешано. И ладно б там одежда, так и продукты, и лекарства будут и впредь подделывать.
    Первый способ был бы более реален, если бы не одно НО. У людей должно родиться (возникнуть, появиться) самоуважение. А откуда ему взяться при нищенских зарплатах и пенсиях?

    • А люди с нищенскими зарплатами и пенсиями к злостным оборотням и не ходят, они скорее посещают магазины/покупают технику более безобидных «оборотней», которые, на мой взгляд, вполне имеют право на жизнь.

  3. Дмитрий пишет: «Фирма Ж зарабатывает сотни тысяч на незнании потребителей…»
    Это в каких единицах? Дохлых енотов или злато, серебра в тоннах? Просто умиляет Ваша честная наивность в размере их доходов. Как будто речь идёт о конкуренции между деревней Ёпа и посёлком Захудалово.
    Форма борьбы, до изменения экономической модели, может быть только одна — информация и просвещение со стороны инициативных людей и общественности. Чем Вы, уважаемый Дмитрий, и занимаетесь. Эта деятельность, так сказать, проявление устремления души, т.е. что-то далёкое от бизнеса. Но у всех проявления души разное. Вон, Ванька-разбойник, он же Ургант, рекламировал Bork и не поперхнулся.
    Снижение качества товаров и появление брендов-оборотней имеет такие причины, по которым государство этим, на данном этапе, заниматься не будет.
    Политика, понимаешь. Качественный товар дороже и долговечнее, а это противоречит постулату вечного экономического роста и идеологии благосостояния (инфляция то контролируема; напихаем опилок в хлеб, вот и выполнение плана по инфляции).
    Но, как говорит один мой друг, если смешать один кг вна с одним кг вкусного варенья, то получится два кг вна. Закон!

    • В каких единицах — зависит от масштаба деятельности фирмы. Как правило, конечно, в долларах. Но так как я точных цифр не знаю, то «миллионы» писать не решаюсь 🙂 Хотя, безусловно, есть бренды, которые зарабатывают так миллионы.

  4. Дмитрий, добрый день!
    Пожалуйста, выскажите свое мнение об обувном бренде Pakerson. Вроде Италия, однако два раза покупали, и оба раза качество было не очень хорошее. Подумалось, может, они тоже из разряда всяких Карло Пазолини.

    • Добрый день!
      Pakerson — настоящий итальянский бренд с итальянским производством. Однако, на мой взгляд, обувь этого бренда довольно заурядная.