Лондонское метро — запутанное, дорогое, малоприятное, но тем не менее полезное. Сеть метро плотно окутывает город, причём не все поезда ходят под землей: есть и наземные линии. Вся эта система дополняется трамваями и автобусами (которых очень много), а также электричками — и надо, кстати, сказать, что лондонские электрички приятнее метро. Они очень быстрые, комфортные и современные. Правда, и проезд в них стоит гораздо больше, чем в электричках московских. Впрочем, метро лондонское тоже гораздо дороже московского.
Вот актуальная карта лондонского метро с указанием зон и полезными примечаниями (кликабельна):
Цены на проезд и способы оплаты
Если кто-то считает, что московское метро слишком дорогое, то он ещё не пользовался лондонским метро. Мало того, что тарифы там высокие, там ещё и на редкость сложная и запутанная система оплаты. Существует 9 зон и множество тарифов — в зависимости от того, из какой зоны в какую вам нужно попасть. Скажу сразу, что большинство достопримечательностей располагается в пределах первой зоны.
Подробные расценки на проезд в лондонском метро (в виде таблички) можно посмотреть на официальном сайте TFL (Transport for London). Минимальный тариф — 1,5 британских фунта — если вы используете карту Oyster и не собираетесь выезжать за пределы какой-либо из «второстепенных» зон (скажем, седьмой или восьмой); поездка по первой зоне стоит уже 2,2 фунта, а, например, из первой зоны в четвертую — минимум 2,7 фунта. Почему минимум? Потому что в ряде случаев тарифы дифференцируются не только по зонам, но и по времени прохода: в часы пик проезд зачастую стоит дороже.
Oyster — это карта, которая была разработана специально для того, чтобы снизить нагрузку на кассы. На карту кладется определенная сумма денег (до 90 фунтов), и потом эти деньги списываются в соответствии с совершенными вами поездками. Есть депозит (5 фунтов), который возвращается при сдаче карты в кассу метрополитена.
Оплачивать поездки Oyster’ом существенно выгоднее, чем покупать билеты за наличный расчет: «единичный» билет на первую зону стоит аж 4,7 фунта — более чем в два раза дороже, чем в случае с одной поездкой при использовании Oyster card.
Кроме того, существуют проездные — они называются Travelcard. Естественно, стоимость проездных различается в зависимости от того, какие зоны в них включены. Если нужны только первая и вторая зоны, то Travelcard на день будет стоить 9 фунтов, на неделю — 31,4 фунта. Следует добавить, что действие Travelcard распространяется также на все лондонские автобусы и трамваи (а в автобусах, кстати, разбиение на зоны отсутствует), а использовать одну карточку Travelcard должен только один человек.
Где купить карты/билеты?
В кассах на станциях метрополитена, в автоматах на станциях метрополитена, в газетных киосках и магазинах. Кроме того, можно купить карты онлайн — на сайте TFL. В общем, проблемы с покупкой не возникает. Были бы деньги, а билеты найдутся.
Турникеты
Вполне солидные турникеты. Конечно, и через них можно перебраться «зайцем», но штрафы очень велики и риск того не стоит. Обязательно сохраняйте билет до конца поездки: турникеты стоят и на выходе со станций — как раз потому, что зон много, и стоимость проезда сильно варьируется. Впрочем, «единичные» билеты, как уже было отмечено выше, использовать невыгодно.
Входы на станции
Распознать вход просто: над ним (или возле него) вывешен характерный сине-красный значок лондонской подземки (желающие могут без проблем купить его уменьшенную модель в любой сувенирной лавке и повесить, например, у себя дома). Название станции обычно написано на синей длинной табличке белыми буквами.
Интересная особенность
На некоторые станции нужно спускаться не на эскалаторах и не по обычным лестницам, а на больших лифтах, в которые заходит сразу много людей. Ничего страшного в этом нет. Но не зевайте и не смотрите удивленно по сторонам, распахнув глаза, а то можете стать жертвой воров-карманников.
Станции и переходы
Лондонское метро — очень старое, ему уже больше ста тридцати лет. Многие станции и переходы мрачноваты, тесны, душны, влажны и вообще малоприятны. Большинство станций не представляет никакого интереса с точки зрения искусства и архитектуры. На многих — весьма скудное освещение. Переходы иногда выглядят немного зловеще и холодно. Одним словом, ничего интересного и уютного в недрах лондонского метрополитена нет.
Есть, однако, и плюсы. В частности, на станциях (за все не скажу, но на многих) установлены электронные табло, по которым можно определить, как скоро придёт поезд и до какой станции он следует. На всех станциях висят четкие планы соответствующей ветки метро. Они бывают очень кстати: система лондонского метро настолько запутанна, что можно ошибиться с нужным направлением: на линиях бывают «аппендиксы», странные разветвления и соединения. Кроме того, некоторые поезда могут следовать не до конечных станций: будьте внимательны.
Некоторые (но далеко не все) станции оборудованы пандусами для людей с ограниченными возможностями.
Как правило, в каждый момент времени хоть какая-то станция, да закрыта в связи с проведением ремонтных работ (например, до ноября 2014 года будет закрыта станция Embankment на линиях Bakerloo и Nothern). Лучше проверять перед поездкой на сайте TFL. Ничего страшного не произойдёт, конечно: либо вы просто не сможете попасть на станцию, либо поезд проследует её без остановки.
Поезда
Поезда вполне современные. На некоторых ветках ходят весьма своеобразные поезда с сильно скругленными крышами (у дверей вообще не встанешь), на некоторых — стандартные, без сильно закругленных крыш. Скругленные крыши необходимы из-за строения многих тоннелей, которые своим видом напоминают трубы — отсюда и название лондонской подземки Tube (в переводе с английского — труба).
В часы пик поезда бывают забиты битком. Освещение в поездах, как правило, хорошее.
Остановки объявляются на чётком английском языке. О закрытии дверей извещает пронзительное пипиканье. На ряде линий объявляются не только станции, но и конечный пункт назначения поезда (например, так: «This is a Victoria line train to Brixton»). Кроме того, во многих поездах имеются электронные табло, на которых отображаются название следующей станции и конечный пункт назначения поезда (вместе с названием линии).
Время начала и время окончания движения зависят от линии и конкретной станции (детальную информацию всегда можно найти на специальных табло на самих станциях). В среднем лондонское метро начинает работать незадолго до шести утра (по воскресеньям в районе семи) и заканчивает в половине первого ночи (по воскресеньям в половине двенадцатого-двенадцать). Интервалы движения поездов сильно варьируются. В часы пик — 2-3 минуты, в непиковое время — до 10-12 минут и более. Иногда возможны внеплановые задержки — вплоть до 10 минут и даже больше. Поезда могут подолгу стоять на станции, а могут долго не приходить.
Но в целом метро вполне приличное и удобное, несмотря на все недостатки. Главное достоинство — очень разветвленная сеть с множеством станций и пересадочных узлов.