В любом приличном супермаркете просто разбегаются глаза от многообразия разнообразных алкогольных напитков. Огромное количество брендов, разновидностей и сортов. Однако не стоит думать о том, что каждый бренд является полностью самостоятельным. Нет, существует около десятка крупных компаний, которые владеют подавляющим большинством мало-мальски известных брендов.
Сразу хочу сказать, что в данной статье я делаю основной упор на обзоре рынка достаточно дорогих (иногда говорят — элитных) напитков: премиальной водки, коньяка, шампанского, игристых вин, виски и так далее. Мелких российских производителей дешевой водки, на мой взгляд, в счет можно не принимать. Также я не рассматриваю рынок пива.
Главные игроки
Необходимо выделить следующие крупные транснациональные корпорации: Pernod Ricard (Франция), Bacardi limited (Великобритания), Beam Inc. (США), Diageo (Великобритания), Gruppo Campari (Италия), Constellation Brands (США), LVMH (Франция), Brown-Forman (США), Remy-Cointreau (Франция). Именно эти компании владеют большей частью известных мировых брендов алкоголя. На российском рынке, как известно, известные мировые бренды занимают не такую уж большую долю: у нас не тот уровень жизни, чтобы регулярно покупать виски и коньяк; но все же практически в каждом магазине можно найти напитки не менее десятка известных брендов вышеперечисленных компаний: Hennessy, White Horse, Jack Daniel’s, Bacardi, Martini и так далее.
Мультибрендовая стратегия
Надо сказать, что вышеуказанные корпорации имеют обширные портфели брендов, которые они холят и лелеят. Бренды эти, как правило, не создаются самими корпорациями (за исключением «корневых», исторических марок — например, Campari у Gruppo Campari и Bacardi у Bacardi Limited), а продаются и покупаются. Подчас происходит чуть ли не обмен брендами между компаниями — разумеется, с доплатой с той или иной стороны.
Корпорации также могут создавать так называемые локальные торговые марки — под ними алкоголь продается только на территории какой-либо страны. Классический пример — водка «Алтай» компании Pernod Ricard, которая производится в России и продается только в России.
Подчас влияние крупных транснациональных корпораций на рынок (да и конкуренцию, соответственно, тоже) очень велико: интересно, что в Ирландии сейчас не существует ни одного самостоятельного производителя виски. Последний из них — Cooley Distillery — был куплен компанией Beam Inc. в 2011 году.
Не обходят вниманием зарубежные корпорации и алкогольные бренды стран СНГ. Так, например, корпорация Pernod Ricard в 1998 году купила Ереванский коньячный завод — производитель коньяков под маркой «АрАрАт». Это, однако, было скорее во благо самого завода: он находился практически на грани банкротства. После покупки Pernod Ricard провела серьезную модернизацию завода, нарастила его мощности. Поэтому нельзя утверждать, что практика подобных поглощений носит исключительно негативный характер.
Кроме того, не надо думать, что материнские корпорации вмешиваются в каждые мелочи работы своих подразделений — купленных предприятий. Например, виски Chivas Regal до сих пор изготавливается по одной и той же старой технологии, детали которой, кроме очень ограниченной группы лиц, неизвестны никому — даже самому управляющему владельца марки Chivas Regal — все той же пресловутой Pernod Ricard. Как видите, определенная доля самостоятельности у брендов сохраняется.
Тем более не надо думать, что, например, виски брендов Bell’s, VAT69 и White Horse (принадлежащих Diageo) разливаются из одних и тех же бочек и вообще не различаются по вкусу и содержанию. Нет, напитки разных марок разливаются (в подавляющем большинстве случаев) на разных заводах и уж ясное дело — готовятся по несколько различающимся технологиям и из разных виноматериалов.
Интересный случай: компания LVMH
Почти все компании, указанные выше, занимаются только производством алкогольных напитков. И только LVMH — исключение. Название этой компании расшифровывается как Louis Vuitton — Moet Hennessy, а производит она не только (и я бы сказал — не столько) элитный алкоголь (коньяк Hennessy, шампанское La Veuve Clicquot и т.д.), но и люксовые парфюмерию, одежду, обувь и разнообразные аксессуары. В частности, LVMH владеет брендами Louis Vuitton, Marc Jacobs, Kenzo, Givenchy.
Вообще, конгломерат LVMH образовался после слияния двух компаний — Louis Vuitton и Moet Hennessy. И если первая занималась главным образом модными аксессуарами, то вторая — именно элитным алкоголем. Надо сказать, что случай слияния двух столь разнопрофильных компаний довольно редко встречается в мире бизнеса.
Небольшие игроки
Несмотря на доминирование крупных корпораций, на рынке алкогольных напитков действуют и небольшие компании — одним из ярких примеров является французский семейный коньячный дом Camus. Есть и большое число подобных ему домов: всех их объединяет наличие истории, обычно полувековой и более, а соответственно — наличие и собственных традиций, а также хорошо проработанных технологий.
Новые же бренды сталкиваются с сильнейшей конкуренцией со стороны гигантских компаний; в результате, в наши дни новые марки алкоголя запускаются только в нижнем (реже среднем) ценовом сегменте — на недорогой алкоголь спрос в России огромен, а продукция мировых гигантов стоит по росийским меркам дорого (свой вклад в это вносят и высокие таможенные пошлины, например, 20% на ввозимое вино).
Также постоянно появляются в России новые бренды водки, в том числе и премиальной — это объясняется тем, что само по себе производство водки куда менее трудо- и капиталоемко, чем производство виски и коньяка; а спрос на водку — опять же в России — очень велик.
Именно поэтому у нас есть большое число производителей водки практически всех категорий, недорогого вермута и недорогих напитков-имитаторов джина, коньяка и так далее. Но на мировой рынок этим производителям выйти практически невозможно — по понятным причинам.
Таблица производителей и брендов
Теперь приглашаю ознакомиться с таблицей, из которой вы узнаете, какие бренды спиртных напитков каким компаниям принадлежат. Уверен, вас ждет немало сюрпризов… Скачать таблицу в формате PDF можно отсюда (прямая ссылка).
При выборе водки советую ориентироваться не на раскрученность бренда и «премиальность марки», а на более прозаическое: из чего она изготовлена. Самый лучший вариант- из спирта категории Альфа. Не многие знают о существовании таких водок так как у нас засилье спиртов категории Люкс, в то время как этот спирт согласно ГОСТ подразумевает изготовление его из зерновых, но с добавлением чего угодно: картошки, брюквы, отходов и наличие определенной доли такого яда, как метиловый спирт. Спирт категории альфа изготавливается только из зерна и наличие метилового спирта там почти исключено.
И как ни странно, в силу того, что производят его региональные заводы, стоит такая водка недорого, а пьется очень хорошо и с минимальными последствиями.
Постоянно обновляемый список такой водки можно например найти здесь.
http://vodka-lab.ru/library/vsyo-o-vodke/vodka-iz-spirta-alfa.html
Так как статей по теме пока нет, то добавлю еще один комментарий чтобы кто-нибудь мог успеть закупиться перед новым годом.
Коснусь темы необычных крепких спиртных напитков.
Не все знают, что 40 градусные напитки некоторые производители делают не только на основе зерна и гнилой картошки.
Коньяк как известно делают из виноградного спирта. Но есть в продаже и водка сделанная из него. Наиболее известны итальянская Граппа и грузинская Чача . Но если чачу достать мало реально, а хорошая Граппа для вас дорога, то в России есть несколько производителей, которые могут побаловать вас этим вариантом крепкого напитка. Наиболее известны и распространены: Прасковейская водочка (http://www.praskoveya.ru/production/strong/). Косогоров Самогон (делается в Крыму) и Кизлярка (http://kizlyar-cognac.ru/goods/detail.php?ID=60).
Для любителей экстрима и удивлять Армяне выпускают водку из фруктов: абрикосов, тутовых ягод, кизила (http://www.armeniaonline.ru/product.php/9343).
Если бы Вы, Максим, знали сколько метанола в других крепких напитках, например, в коньяках, то поняли, что его количество во всех марках ректификованного спирта ровно ничего не значат и не имеет отношения к качеству, а использования зерна для производства спирта «Альфа» или «Люкс» мало влияет на их качество и содержание метанола. Это всего лишь технологическое умение очистки химического реактива под названием этанол. Реальное содержание метанола в коньяках и водке (спирте ректификате) может иметь разницу на два порядка, т.е. в 100 раз. Ну, и можно добавить, что в тех же коньяках сивухи и прочих примесей так же больше, нежели в водках в 100 и даже 1000 раз.