Книга «Элегантный мужчина» (Коринн Лешевалье)

В российских магазинах не так уж много книг о мужской одежде, обуви, аксессуарах и стиле. Одна из самых распространённых книг — это «Элегантный мужчина», написанная Коринн Лешевалье и выпущенная в России издательством АСТ-Астрель. Книга рассчитана на широкую аудиторию; Коринн Лешевалье нельзя назвать консерватором — в отличие от Майкла Антона (Николо Антоджованни), о книге которого («Костюм») я писал ранее. Коринн рассматривает самые разные стили и самые разные предметы одежды, в то время как Майкл Антон ограничивается классикой и большинству читателей покажется чрезвычайно консервативным.

 

Кто такая Коринн Лешевалье?

Коринн Лешевалье — это француженка, руководящая одной из крупных имидж-студий. Её книга «Элегантный мужчина», о которой я сегодня рассказываю, была издана на нескольких языках и весьма популярна. Год издания книги на французском — 2003; на русском книга вышла в 2005 году и, по-моему, с тех пор не переиздавалась.

 

Качество издания

Оно отличное: плотная глянцевитая бумага белого цвета, чёткий и приятный для глаз шрифт. Большое количество красочных иллюстраций. Оригинальный переплёт: на металлической пружинке. Надёжно, но есть и отрицательный момент: при перелистывании страницы слегка поскрипывают и сильно «шелестят», что раздражает.

Интересная особенность книги «Элегантный мужчина» — перекидные карточки. Некоторые страницы книги разрезаны на две/три части: собственно говоря, именно поэтому переплёт и исполнен в виде пружинки. На каждой карточке изображена какая-нибудь вещь и присутствуют специальные метки, показывающие, с какими другими карточками (вещами) допускается комбинация. Благодаря этой системе можно понять, какие, с точки зрения Коринн Лешевалье, предметы одежды и обуви сочетаются друг с другом, а какие нет. Причём есть две карточные «зоны»: одна посвящена сочетаниям обуви, брюк и пиджаков/курток; вторая — сочетаниям рубашек, запонок и галстуков.

 

О чём книга? Что в ней есть и чего в ней нет?

Охват материала очень приличный: Коринн Лешевалье рассказывает о типах фигур, о цветотипах, об общепринятых трактовках цветов одежды, о самых популярных материалах, о конкретных предметах одежды и об аксессуарах. Кроме того, она предлагает набор разных комбинаций брюк, пиджаков/курток и обуви — как раз на тех самых карточках, описанных выше.

С другой стороны, в детали Коринн Лешевалье углубляется редко. Вы не найдёте тут подробного руководства по покупке туфель или костюма, не обнаружите подробного сравнительного анализа разных «рубашечных» или «костюмных» тканей или брендов. Более того, совершенно обойдён вниманием такой аксессуар, как платочек для нагрудного кармана пиджака.

Среди «бонусов» стоит отметить комментарии по уходу за одеждой и обувью,  равномерно вкрапленные в текст всей книги. Это опять же самые общие комментарии, но это гораздо лучше, чем ничего. А в конце книги есть ещё и небольшой словарик с краткими описаниями не совсем типичных предметов одежды, а также материалов и терминов, имеющих отношение к одежде или обуви.

Много внимания Коринн Лешевалье уделяет цветам — как я понимаю, это вообще характерно для французов; немцы, англичане и американцы не столь трепетно относятся к этой теме. Лешевалье описывает, как определить свой цветотип, какие цвета какому типажу соответствуют, какие цвета являются самыми классическими для обуви или какого-либо предмета одежды; в каких ситуациях те или иные цвета уместны или неуместны; галстуки какого цвета к каким рубашкам подходят и так далее.

Наконец, стоит отметить интересный (хотя и спорный) тест в начале книги на определение своего стиля. Далее Лешевалье разбирает каждый из стилей в деталях, выделяя цвета и характерные предметы одежды, называя приверженцев этого стиля и давая дополнительные комментарии. Кроме того, для каждого стиля она приводит состав типичного гардероба. Стили Коринн выделяет следующие: Естественный стиль, Джентльмен-фермер, Свободный художник, Денди, Классический стиль, Светский щёголь, Классический спортивный стиль, Спортивный стиль.

Коринн Лешевалье старается соблюдать золотую середину: она не так консервативна, как Николо Антоджованни или Харди Эмис, но в то же время она проявляет строгость по отношению к определенным предметам одежды и цветам. Например, бермуды и шорты она называет абсолютно неподходящей одежды для ношения в городе даже в неофициальной обстановке. В качестве приемлемых цветов для обуви называет только чёрный и коричневый. Только в негативном ключе упоминает синтетические и искусственные материалы (кроме эластана в минимальных количествах).

 

Недостатки

Во-первых, более консервативные англичане или американцы придрались бы к некоторым рекомендациям Коринн Лешевалье. Это касается, например, черной рубашки вообще и возможности её сочетания с галстуком в частности, а также возможности сочетания футболок с костюмами.

Во-вторых, описания некоторых материалов вызывают лёгкое удивление, чрезмерно кратки, да и картинки не везде удачные. Материалов/тканей можно было бы упомянуть и побольше, в том числе в главах, посвященных конкретным предметам одежды и аксессуарам.

В-третьих, в некоторых местах Коринн чрезмерно категорична: например, весьма спорно утверждение о том, что льняной пиджак можно сочетать только с льняными брюками, и фраза о том, что любую коричневую обувь можно носить только днём, но не вечером.

В-четвертых, кое-где используется странноватая лексика. В частности, только у Коринн Лешевалье я встретил термин «эскарпины», употребляемый по отношению к ботинкам дерби с четырьмя отверстиями для шнурков.

 

Какие бренды упомянуты?

При составлении книги значительную роль сыграли бренды Thomas Pink и Zilli: они предоставили многие свои вещи для фотографий. Соответственно, в книжке много иллюстраций одежды и аксессуаров, на которых отчётливо видны ярлычки Pink и Zilli — хороший способ рекламы, кстати говоря. Ну и сама Коринн Лешевалье весьма тепло отзывается об обеих этих марках. Хотя, на мой взгляд, ни у той, ни у другой соотношение цена-качество нельзя назвать привлекательным.

Кроме того, у Коринн Лешевалье заметно выражена склонность к громким брендовым именам; она упоминает почти исключительно fashion-бренды, а  марки добротной классической одежды и обуви, пусть и малоизвестные, в большинстве случаев обходит стороной. Среди марок, упомянутых Коринн Лешевалье, помимо Thomas Pink и Zilli — Gucci, Kenzo, Levi’s, Armani, Burberry, Tommy Hilfiger, Tod’s, Berluti, Prada, Dior, Church’s, Montblanc, Versace, Hermes.

 

Общее впечатление

Книга неплохая и заслуживает внимания. Это хороший вариант для тех, кто не собирается строго придерживаться классического стиля в одежде, а также для тех, кто хочет узнать разные базовые вещи: понять, какой стиль вам ближе, какой у вас цветотип, какие цвета в какой обстановке уместны, какой вообще бывает одежда и какие комбинации считаются проверенными и рекомендуются профессиональными стилистами.

Это плохой вариант для тех, кто хочет узнать больше о классическом, формальном, деловом стиле; для тех, кто хочет почитать о том, как выбрать тот или иной предмет одежды, аксессуар или обувь, а также для тех, кто хочет больше узнать о разных материалах и тканях.

 

Где купить и сколько стоит

Книгу Коринн Лешевалье «Элегантный мужчина» легко найти в продаже. Она представлена как в обычных книжных магазинах, так и в интернет-магазинах. Другое дело, что стоит она недёшево; похоже, недавно подорожала, так как я её покупал по гораздо более низкой цене. В Библио-Глобусе сейчас «Элегантный мужчина» стоит 730 рублей, в Московском Доме Книги — 710 рублей, на Озоне — 695 рублей. Впрочем, в том же Библио-Глобусе периодически бывают дни Книгочея, когда все книги продаются со скидкой 25%.