Если вы интересуетесь вином, то наверняка знаете о том, что существуют всякие известные винные критики: Роберт Паркер, Стивен Танцер, Дженсис Робинсон, Денис Руденко и так далее. Многие из них (в частности, все перечисленные) дают винам оценки — по 20- или 100-балльной шкале. Так вот, об относительности подобных оценок (а также и дегустационных описаний) и хотелось бы сегодня поговорить.
Любые оценки вина являются относительными. Хотя бы потому, что все люди разные, у всех немного разные рецепторы, разные представления о прекрасном; в конце концов, разные организмы. Это означает, что у нас будут и разные восприятия кислотности, танинов, минеральности и всевозможных ноток. Впрочем, проблемы тут нет: специалисты советуют определить критика, чьи оценки и описания вин близки к вашим, и обращать внимания именно на его/её заметки.
Это ценный совет! Но даже если его соблюдать, рано или поздно вы всё равно столкнётесь с ещё одной стороной относительности оценок вина. Связана она в первую очередь с тем, что вино — живой продукт. В бутылке оно живёт и развивается. Может как улучшить свои качества, так и ухудшить. А может и вовсе умереть. Поэтому покупка вина, по большому счёту — всегда лотерея, хотя при известных мерах предосторожности проигрыша можно избежать с вероятностью процентов девяносто.
Итак, предположим, у нас есть два экземпляра одного и того же вина: производитель, название, год урожая, сорта винограда — всё совпадает. Один экземпляр присутствует с нами виртуально — в виде дегустационной заметки критика, а второй реально — вот он, радостно ухмыляется своей этикеткой. Думаете, что это одинаковое вино? А вот не факт! В чём может быть разница?
- В том, когда вино было продегустировано. Например, урожай 2011 года. Критик написал заметку по этому вину в 2012 году, когда вино было уже доступно на рынке. Но вы купили его в 2014 году! За эти два года могут произойти серьёзные изменения. Например, очаровательные свежие белые и розовые вина могут потерять всю свою привлекательность и увянуть.
- В том, как вино хранилось. Допустим, критик опубликовал свою заметку вчера, да ещё и сразу после того, как попробовал вино. Но он, к примеру, купил его в винотеке, где условия хранения идеальны, а вы купили его в супермаркете, где оно при плохих условиях хранения провело не один месяц (допустим, что это непопулярное вино среди покупателей). При высокой температуре и в вертикальном положении вино развивается гораздо быстрее. Есть шанс, что оно преждевременно увянет или умрёт — но оно может, наоборот, достигнуть пика развития. В любом случае, с развитием органолептические характеристики вина меняются — и может быть так, что вы с критиком в один день из разных бутылок пьёте одно и то же вино, но на разных этапах развития.
- В том, какие бокалы вы используете. Форма бокала, толщина его стенок, стекло — всё оказывает большое влияние на восприятие вина: как аромата, так и вкуса. В неправильном бокале аромат может показаться слишком блеклым или слишком навязчивым, вкус слишком резким или невыразительным — да и нотки могут почувствоваться разные. Хотя бы потому, что из бокалов разной формы струйки вина попадают на разные участки вашего языка — а ведь на разных участках находятся разные рецепторы. При этом критики, как правило, используют «правильное» или даже профессиональное стекло.
- В том, какое у вас настроение, здоровье и какое сейчас время дня. В первой половине дня обычно восприятие ароматов и вкусов лучше, чем вечером. Если у вас даже лёгкий насморк, то аромат вы прочувствуете плохо. Если у вас плохое настроение, то вы можете волей-неволей «сгустить краски» и придать слишком более значение недостаткам вина, а если хорошее — отнестись к нему слишком снисходительно и оценить его лучше, чем оно того заслуживает.
- В том, с какой пищей вы пьёте вино. От этого зависит восприятие танинов, кислотности, да и тех же ноток. Даже если вы пьёте его «соло», всё равно могут быть отвлекающие факторы: запахи на кухне, остаточные вкусовые ощущения. А некоторые вина, наоборот, лучше и не пить соло (например, из-за высокой кислотности и танинов), а пить в комплекте с мясом — так они произведут лучшее впечатление. Это относится, в частности, к ряду красных итальянских вин — например, из сорта Неббиоло.
- В том, какие вина вы пили незадолго до этого вина/непосредственно перед ним. Если то было великолепное вино, то данное вино вы можете оценить хуже, чем оно того заслуживает. Если отвратительное, то данное вино вы можете оценить слишком хорошо.
- В том, были ли основания для эффекта «плацебо» или тому подобного. По моим наблюдениям, люди склонны хорошо оценивать напитки, которые они приобрели в фирменных магазинах или магазинах, которым они доверяют, и плохо — те, которые они приобрели в непроверенных местах, даже если напитки одной и той же марки и вообще одни и те же. Кроме того, человек с большей вероятностью хорошо/плохо оценит вино, если знает, что кто-то из знакомых или уважаемых людей о нём хорошо/плохо отзывался. Это же касается и нахождения конкретных ноток в аромате и вкусе, и оценки вин всемирно уважаемых брендов.