Лувр

Про Лувр написано неимоверное множество всяких статей, книг, заметок и прочих материалов. Поэтому я не собираюсь описывать историю Лувра, а также раскрывать всякие детали его экспозиций и разбирать экспонаты по кусочкам. Ограничусь лишь изложением собственных впечатлений, а также справочной информации.

 

Стоит ли посещать Лувр?

Если вы оказались в Париже — то да, обязательно стоит посетить Лувр. Это очень большой и очень интересный музей. Думаю, что даже весьма равнодушный к искусству человек найдёт здесь что-нибудь примечательное для себя. Не говоря уже о том, что потом можно будет с умным видом поддерживать всякие интеллектуальные беседы о музеях и вставлять критические замечания из серии «ну и что такого в этой «Джоконде», картина как картина».

 

Что есть в Лувре?

  • Огромное количество картин разных эпох (от древнейших времен до XIX века). Самая известная картина — это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Кроме того, можно отметить «Коронацию Наполеона I» Жака-Луи Давида и «Шулера с бубновым тузом» Жоржа де ля Тура. Это тоже очень известные полотна.
  • Огромное количество скульптур разных эпох (от древнейших времен до XIX века). Среди самых известных — Ника Самофракийская, Венера Милосская, Милетский Торс, Амур и Психея, Укрощение коня, Милон Кротонский, Умирающий раб.
  • Огромное количество предметов декоративно-прикладного искусства разных эпох. Тут и мебель, и посуда, и ювелирные украшения, и короны, и прочее, и прочее, и прочее.
  • Наконец, интересные интерьеры, в том числе исторические (например, апартаменты Наполеона III).

 

Джоконда

Возле этой картины всегда толпится куча народу. Естественно, рядом располагаются служители музея и видеокамеры, а сама картина заключена в рамку с бронированным стеклом. Вплотную к ней, конечно, не подпускают. В общем-то, картина действительно занимательная. В выражении лица Джоконды какая-то издёвка действительно присутствует. «Вживую» картина выглядит немного не так, как на фотографиях и репродукциях.

 

Коронация Наполеона I

Эта картина, написанная Жаком-Луи Давидом в 1806-1808 годах, тоже пользуется популярностью среди посетителей, хотя и гораздо меньшей, чем Джоконда. Картина настолько громадная, что в кадр не влезает. Детализация поражает. Всё выписано очень чётко, поистине виртуозно — говорят, что каждое лицо достоверно. И в то же время картина не вызывает какого-то эмоционального воодушевления или вдохновения.

 

Другие интересные картины (на мой взгляд):

  • Портрет графини дель Карпио, маркизы де ла Солана (Франскиско Гойя)
  • Мадонна канцлера Ролена (Ян ван Эйк)
  • Меняла и его жена (Квентин Метсис)
  • Осень (Джузеппе Арчимбольдо)
  • Кружевница (Ян Вермер)
  • Морской порт на закате солнца (Клод Лоррен)
  • Задвижка (Жан Оноре Фрагонар)
  • Автопортрет мадам Виже-ле Брен с дочерью (Элизабет Виже-ле Брен)
  • Юная мученица (Пьер Делярош)

 

Апартаменты Наполеона III

Они просто поражают неимоверной роскошью, диким количеством позолоты, а также красного плюша и бархата. От всего это становится просто противно, и отношение к Наполеону III формируется очень негативное. Когда понимаешь, какое количество денег было потрачено на все эти финтифлюшки, становится слегка не по себе. И кроме того, каким же был человеком Наполеон III, если ему действительно нравилось жить во всём этом?

 

Галерея Аполлона

Тут разместились всяческие драгоценности. Но я бы не сказал, что они поражают воображение: по-моему, в лондонском музее Виктории и Альберта, например, экспозиция повнушительнее. Однако в галерее Аполлона совершенно замечательные потолки. Подобное я видел в музеях Ватикана — пожалуй, там такого рода потолков больше, и по великолепию некоторые из них превосходят этот образчик из галереи Аполлона. Но всё-таки и здесь всё очень красиво.

 

Ника Самофракийская

Она производит впечатление разве что своей массивностью и монументальностью. Голова Ники затерялась где-то в бурном потоке времён, но крылья остались на месте. И на том спасибо. В любом случае, не стоит забывать о том, что для того, чтобы выточить эдакую гигантскую статую, потребовались колоссальные сила и упорство — не говоря уже о мастерстве. Ведь никакой продвинутой техники у греков тогда не было. Речь идёт, кстати сказать, примерно о 190 году до нашей эры.

 

Венера Милосская

Вот эта статуя уже отличается элегантностью. Она была создана около 100 года до нашей эры, но в каком-то из последующих веков, увы, потеряла руки. Очень изящная драпировка ткани: представляю, сколько времени пыхтел создатель статуи над этим делом. Ну да наградой ему служат толпы людей, ежедневно приползающих в Лувр поглазеть на эту великолепную скульптуру. Однако лицо Венеры почему-то кажется слегка мужским. Что там на самом деле создавал мастер, увы, нам не надо разгадать наверняка. Но это и к лучшему: без загадок скучно.

 

Прочие скульптуры

Если я скажу, что скульптур в Лувре — вагон и маленькая тележка, я грубейшим образом ошибусь. Скульптур там, мне кажется, хватит на целый товарный поезд. Многие очень красивые. Есть прекрасные образчики из Древнего Египта. Кстати сказать, представлены и кое-какие мумии с саркофагами. Но в Британском музее этого добра больше. Однако я бы по этому поводу не расстраивался: от этих мумий мне становится как-то немного не по себе. По-моему, их не надо выставлять вот так, на всеобщее обозрение.

 

Шкафы и кровати

В Лувре в небольшом ассортименте представлены всякие мебеля XIII-XVIII веков. Кое-что удалось сфотографировать. Конечно, вся мебель сделана из натурального дерева, да ещё и украшенного резьбой. Опять-таки страшно представить, сколько стоило её производство, а самое главное — сколько оно будет сейчас. Однако мебель благополучно прожила несколько веков — что ж, может стоить один раз потратиться на такой долгоиграющий предмет обстановки?

 

Законы Хаммурапи

Да, в Лувре есть этот кодекс, выбитый на гигантском камне. С декоративной точки зрения эта штука малоинтересна, но с исторической — бесценна. Мелким-мелким шрифтом высекли вавилоняне на этой громадине полный кодекс своих законов, да ещё и украсили сверху скульптурным изображением своего царя, сидящего перед богом солнца Шамашем. Произошло это примерно 38 веков тому назад.

 

Время на визит

На беглый осмотр самых главных объектов достаточно двух часов. Но в идеале стоит потратить на посещение Лувра целый день — благо в музее работает столовая с достаточно скромными ценами. Дня хватит, мне кажется, абсолютному большинству туристов. Лично я бы предложил следующую схему: часа три до обеда, обед и потом еще пара часов. И без лишней беготни, она очень утомляет. Не надо носиться из зала в зал — лучше осмотрите не только самые известные экспонаты. Кто знает, может «Кружевница» понравится вам больше «Джоконды»?

 

Справочная информация:

  • Стоимость билетов: 12 евро – постоянная экспозиция (билет на один день), 13 евро — постоянная+временная экспозиции, 16 евро – музей Лувра + музей Эжена Делакруа.
  • Бесплатный вход: лица до 18 лет, граждане ЕС в возрасте 18-25 лет, люди с ограниченными возможностями, преподаватели искусства, истории искусств и декоративно-прикладного искусства, а также некоторые другие категории граждан. Кроме того, в первое воскресенье октября, ноября, декабря, января, февраля и марта вход бесплатный для всех.
  • Время работы: понедельник, четверг, суббота, воскресенье — с 9 утра до 6 вечера; среда, пятница — с 9 утра до 9:45 вечера. По вторникам музей закрыт. Залы начинают закрываться за 30 минут до официального закрытия музея.
  • Фотографирование разрешено без дополнительной платы. Пожалуйста, не используйте вспышку.