И снова об оценках вина: что означают баллы?

Если вы интересуетесь вином, то наверняка слышали о всяких там шкалах оценок, о Роберте Паркере и журнале Wine Spectator. Может быть, вы даже выбираете вина, взяв в качестве критерия оценки ведущих критиков. А может, даже ставите собственные оценки — хотя бы для того, чтобы в будущем быстро определять, какие вина заслуживают покупки, а какие — нет. Причём именно с вашей точки зрения, а не паркеровской.

Какие существуют шкалы оценок? Разные. Самой известной является 100-балльная шкала; её используют Роберт Паркер, Wine Spectator, Wine Ethusiast, Guia Penin. Весьма популярна и 20-балльная шкала, с которой работают Денис Руденко, Дженсис Робинсон, журнал Decanter. Некоторые используют 10-балльную шкалу, но это уже экзотика. А проще всех шкала у Gambero Rosso: от 0 до 3 «бокалов» («звёзд»).

Перевести оценки критиков на человеческий язык можно примерно следующим образом:

  • Меньше 76/100 или меньше 13/20 – явно не стоит покупать это вино. Оно или абсолютно скучное, «пресное», или с дефектами, слабо или хорошо заметными. Если оценка меньше 65/100 и меньше 10/20, то вино лучше не пить вообще — от греха подальше.
  • 76-80/100 и 13-14/20 – покупать можно, но за небольшие деньги (до 400 рублей). Это очень простые, «повседневные» или пикниковые вина, в них нет ничего интересного. Но дефектов тоже обычно нет. Об оценках такого рода производители, импортеры и продавцы, однако, всегда умалчивают. Считается, что такая оценка равносильна клейму «заурядное», и, откровенно говоря, это действительно так.
  • 81-85/100 и 14,5-15/20 – вполне можно покупать. Это симпатичные и приятные вина, но всё ещё довольно-таки простые. Без дефектов однозначно. Это вина чуть выше среднего уровня, но подобные оценки всё равно обычно не афишируются. Дорогие рестораны предпочитают такие вина в свои винные карты не включать. Однако в непафосных кафе они вполне могут быть.
  • 86-89/100 и 15,5-16,5/20 – симпатичные и довольно интересные вина. Хороший вариант для праздников. Но за большие деньги покупать такое вино вряд ли стоит. Такие вина многие рестораны уже включают в винные карты.
  • 90-92/100 и 17-17,5/20 – отличные вина, интересные. Оценки от 90 баллов уже афишируются и указываются повсюду, где только можно. Иногда на бутылки с вином наклеивают соответствующие наклеечки или этикетки. Рестораны подобные вина берут без проблем.
  • 93-95/100 и 18-18,5/20 — превосходные вина, очень интересные. Стоят дорого (примерно от 2 тысяч рублей за бутылку, но часто дороже), в обычных супермаркетах встречаются крайне редко.
  • 96-100/100 и 19-20/20 – исключительные, восхитительные, великолепные вина. Стоят очень дорого, вплоть до сотен тысяч рублей за бутылку.

 

Важные нюансы

Оценки критиков могут различаться. Различие в оценках в плюс-минус 2 балла по 100-балльной шкале – обыденное явление. Разница вполне может достигать и 5-7 баллов: это уже повод задуматься – возможно, вино «на любителя», со специфическим характером, который нравится не каждому.

Изредка встречается громадная разница в оценках: например, Дженсис Робинсон как-то оценила одно бордосское вино в 12/20 баллов, в то время как Паркер поставил ему 98/100. Паркер потом сказал, что Робинсон крайне предвзято отнеслась к вину, хотя дегустация и проводилась вслепую (но якобы производителя можно было определить по весьма специфической бутылке). На самом же деле вкусы у Робинсон и Паркера разные, и в случае с тем вином у них сложились противоположные мнения о стилистике вина. Точнее о том, насколько она уместна, потому что у вина был необычный для Бордо вкус.

Важно понять, что высокая оценка критика едва ли гарантирует то, что вино вам понравится! Например, некоторые вина с оценками на уровне 83-85 баллов мне нравятся больше, чем некоторые вина с оценками на уровне 89-90 баллов. Это следствие индивидуальных вкусовых и обонятельных пристрастий. И нельзя гарантировать, что купив вино с 90 баллами, вы получите наслаждение. Необязательно. Вы можете получить большее наслаждение от вина, оцененного кем-нибудь в 82 балла.

Ещё один нюанс. Вино с высокой оценкой может быть очень насыщенным, концентрированным, интересным. Но захотите ли вы второй бокал? Не пресытитесь ли несколькими глотками? Захотите ли подавать такое вино для сопровождения обеда?..

Есть и такие люди, которые с презрением относятся к любым оценкам ниже 85-86/100 и считают покупку соответствующего вина актом ниже своего достоинства. Я с этим мнением не согласен и советую обращать внимание не только на оценку, но и на комментарий критика, чтобы понять, соответствует ли стилистика вина вашим предпочтением. Если соответствует и оценка высокая, то покупать стоит. Если не соответствует и оценка высокая, то покупать стоит разве что только ради интереса, будучи готовым к разочарованию.

Справедливости ради нужно добавить, что (по моему опыту, по крайней мере), вина с оценками от 92-93 баллов всегда интересные и впечатляющие, даже если они не вполне в вашем вкусе. Но и тут есть нюансы. Иногда оценки вину ставятся «авансом», по его потенциалу. Через 10 лет оно раскроется и станет волшебным, но пока оно «закрытое» и едва ли способно доставить вам большое удовольствие. Это особенно верно по отношению к молодым красным винам от именитых производителей из известных винодельческих регионов типа Пьемонта и Риохи. Такие вина покупают, чтобы выдерживать — или покупают уже выдержанными.

Таким образом, баллы можно рассматривать как один из индикаторов качества или уровня вина, но не как индикатор наслаждения, которое оно способно вам доставить. Вкусы у всех разные.