Благодаря компании DP-Trade сегодня у меня была прекрасная возможность встретиться с экспорт-менеджером очень известного и именитого аргентинского хозяйства — Catena Zapata. Мария Карола де ля Фуенте (Maria Carola de la Fuente) рассказала разные интересные вещи об аргентинском виноделии, о винодельне Catena Zapata и, конечно, о винах этого хозяйства. К сожалению, я благополучно забыл свой фотоаппарат, ну да потеря небольшая – особенно учитывая качество делаемых мной снимков.
Итак, для начала — несколько интересных фактов об аргентинском виноделии:
- Аргентина занимает 5 место в мире по производству вина.
- Среди стран Южной Америки Аргентина выпускает (и экспортирует) больше всего вина — да-да, она обходит Чили!
- Красных вин в Аргентине делают значительно больше, чем белых.
- До последней четверти XX века аргентинское виноделие ничем похвастаться не могло. В Аргентине делали большое количество очень простых вин «на каждый день». Эти вина не обладали потенциалом к хранению и выдержке и были несопоставимы с лучшими образцами виноделия Франции и даже США.
- И лишь ближе к концу XX века благодаря Николя Катена (Nicolas Catena) аргентинское виноделие начало активно развиваться – что очень важно, в лучшую сторону. Ко второй половине 1990-х появились выдающиеся аргентинские вина.
- В Аргентине находятся самые высокие виноградники в мире — на высоте более 3000 метров над уровнем моря. Они располагаются на севере страны, в провинции Сальта.
- Одной из ключевых винодельческих провинций, однако, является Мендоса (Mendoza), расположенная заметно южнее. Там виноградники расположены в основном на высоте 800-1500 метров.
- Практически все виноградники сосредоточены на западе Аргентины, недалеко от границы с Чили.
Провинция Мендоса
Именно тут располагается винодельня Catena Zapata. Здесь очень солнечно: число ясных дней в году — 330! А кроме того, тут сухо: в Мендосе выпадает всего около 200 миллиметров осадков в год. Это значительно меньше, чем, например, в Бордо, Бургундии или Долине Роны. Это даже заметно меньше, чем в винодельческих областях Австралии.
В Мендосе достаточно тепло, поэтому лучшие результаты получаются при выращивании винограда на не самых маленьких высотах; в этом случае вино будет обладать достаточной кислотностью — для того, чтобы выдерживаться и развиваться. Если подойти к задаче ответственно и с огоньком, то здесь можно сделать интересные вина, напоминающие по стилю скорее старосветские (например, французские), чем новосветские (скажем, чилийские).
Catena Zapata
Я не буду здесь рассказывать об истории и ассортименте этого хозяйства: думаю, что в будущем напишу отдельную подробную статью о нём и о его винах. Здесь остановлюсь только на нескольких примечательных моментах.
В Catena Zapata очень скрупулезно подходят к виноделию. Здесь проводят эксперименты, создают новые ассамбляжи, изучают почвы, вникают в нюансы вин, полученных с отдельных участков виноградников, думают, как сделать ещё более интересные и внушительные вина.
Одна из ключевых черт виноделов Catena Zapata, которая, как я думаю, способствовала большому мировому успеху это хозяйства – страсть создавать купажи. Не только и даже не столько купажи вин разных сортов, сколько купажи вина из одного сорта, но выращенного на разных виноградниках. Тут вам расскажут о мельчайших нюансах и чертах характера не только вин отдельных виноградников, но и вин небольших участков этих виноградников, называемых «лотами»!
Несколько фактов:
- Catena Zapata стала первой винодельней в Аргентине, которая начала импортировать и использовать бочки из французского дуба.
- Количество клонов винограда сорта Мальбек, выявленных исследовательским центром винодельни — Catena Institute of Wine — 145. Все они хоть немножко, да отличаются друг от друга.
- В настоящее время Catena Zapata активно проводит эксперименты с сортом Каберне Фран и даже (совсем недавно) выпустила вино из этого сорта. Кроме того, в крайне небольших количествах Каберне Фран используется для купажей. Площадь виноградников Catena Zapata, засаженных Каберне Франом, пока составляет всего 5 га.
- Часть винограда проходит ферментацию в не совсем обычных ёмкостях — пластиковых! Мария Карола де Фуенте говорит, что в них ферментация протекает очень быстро, а вещества из кожицы винограда очень хорошо экстрагируются. Температура в этом случае едва ли контролируется: ящики просто прикрывают плёнкой и ставят на некоторое время в тёмное и прохладное место.
Вина Catena Zapata
На меня, конечно, самое большое впечатление произвело топовое вино — Catena Zapata Nicolas (винтаж 2009). Я наверняка напишу о нём отдельную заметку. Вино очень интересное, по стилю скорее старосветское, чем новосветское. Сделано из Каберне Совиньона (чуть больше 70%, но пропорции варьируются от года к году), Мальбека (около 30%) и капельки Каберне Франа. От винных критиков это вино стабильно получает очень высокие оценки — на уровне 92-98 баллов из 100 в зависимости от винтажа и издания/человека.
Кстати сказать, вино Catena Zapata Nicolas (винтаж 1997) оказалось победителем на одной из слепых лондонских дегустаций, проводившейся известными мировыми критиками. Это вино обошло таких конкурентов, как Chateau Latour и Chateau Haut-Brion. 80 процентов участников дегустации (напомню, слепой) подумали, что это французское вино, и никто не догадался, что оно аргентинское.
Очень симпатичны и другие вина Catena Zapata. Я бы особо выделил Catena Alta Malbec и Catena Chardonnay. Мальбек этот очень серьезный, внушительный, гармоничный и чрезвычайно приятный во вкусе. Шардоне (выдержанное в дубе) свежее, живенькое, с заметными минеральными нотами и хорошо ощутимой, «серьезной» (но гармоничной) кислотностью — в общем-то, не совсем обычно для новосветских вин, но, без сомнения, мило и симпатично.