Savile Row — это одна из самых известных улиц Лондона. Здесь располагаются ателье по пошиву мужских костюмов; здесь одеваются самые богатые и известные люди; здесь кипит жизнь и здесь всё ещё чтут старые традиции и используют классические технологии пошива. Вот десять разноплановых фактов об этом культовом месте, об этом островке искусства и пафоса.
1. Среди клиентов ателье на Сэвил Роу — не только известные политики, члены королевских семей и крупные бизнесмены, но и актёры, музыканты, художники. Например, Мик Джаггер, Пол Маккартни (равно как и остальные члены The Beatles), Кэри Грант, Шон Коннери, Стив Маккуин, Чарли Уоттс, Майкл Джексон, Пабло Пикассо, Фред Астер, Робби Уильямс, Элтон Джон, Киану Ривз, Том Круз, Дэниэл Крейг, Дюк Эллингтон, Брайан Ферри. Здесь одевались/одеваются и женщины — например, Бьянка Джаггер и даже королева Елизавета Вторая.
2. Костюм на заказ (bespoke), сшитый в более или менее известном ателье на Сэвил-Роу, обойдется в сумму от 3 тысяч фунтов; костюм, сшитый в самых престижных ателье (например, Huntsman, Richard James) — от 4,5-5 тысяч фунтов. Костюм Gieves&Hawkes будет стоить от 4 тысяч фунтов.
3. Время, в течение которого придётся ожидать заказанный костюм, может составлять 6-12 недель и даже больше, в зависимости от степени загруженности ателье (которая пропорциональна степени его престижности). Скажем, в случае с Gieves&Hawkes этот срок составляет порядка 8-12 недель. В течение этого времени нужно будет прийти на 2, 3 или (редко) 4 примерки (в зависимости от ателье).
4. На изготовление костюма уходит в общей сложности от 40 до 90 часов работы. Многие действия производятся вручную, без использования машин. В частности, у bespoke костюма высокого класса вручную будет пришита подкладка, вручную будут обмётаны петли и пришиты пуговицы. Длинные швы выполняются на машинках. Разумеется, отутюживается/отпаривается костюм тоже вручную, причём утюжить в процессе пошива его приходится постоянно.
5. Одно из самых известных ателье Savile Row — Anderson&Sheppard — выехало с этой улицы несколько лет назад. В 2004 году, когда владельцы здания, где располагалось ателье, решили поднять стоимость аренды, было решено переместиться в другое место, причём заметно меньшей площади. Примечательно, что сейчас Anderson&Sheppard возглавляет женщина — Anda Rowland, и именно она сумела вывести это ателье из кризисного состояния, в которое оно погрузилось в начале 2000-х годов.
6. Харди Эмис — основатель дома Hardy Amies на Savile Row — был ещё и личным кутюрье королевы Елизаветы Второй. Кроме того, Эмис первым на Сэвил Роу запустил линию готовой одежды (в самом начале 1960-х годов). Сейчас готовые изделия предлагают многие ателье Savile Row, включая Gieves&Hawkes и Richard James. Как правило, эти вещи шьются за пределами Англии — иногда в Италии, а иногда в Восточной Европе или Азии.
7. Костюм, заказанный на Savile Row, шьёт не один портной: над ним работают несколько специалистов. Как правило, это закройщик, пиджачный мастер и брючный мастер (иногда ещё и жилетный мастер). Главным в этой цепи является закройщик, «проектирующий» костюм — к такой работе допускаются только самые опытные портные. В принципе, закройщик способен сшить костюм от начала и до конца, но зачем ему тратить своё драгоценное время на то, с чем прекрасно справятся другие люди, не имеющие, однако, должного опыта по «конструированию» костюмов?
8. Расцвет Сэвил Роу пришёлся на первую половину XX века: в те времена здесь было порядка сотни ателье; к 1990-м годам их было уже порядка пятидесяти, а на настоящий момент число ателье здесь (включая самые ближайшие окрестности) равняется сорока четырём.
9. На Сэвил Роу одевались и одеваются не только члены Британской королевской семьи. Среди клиентов ателье этой улицы числились российские императоры Александр Второй и Александр Третий, итальянский король Умберто Первый, французский император Наполеон Третий, короли Испании, Бельгии и Дании. Больше всего королевских особ — среди клиентов Henry Pool & Co., фирмы, которая существует с 1806 года и считается «основателем Сэвил Роу» (на этой улице её ателье располагается с 1846 года).
10. При снятии мерок с клиентов портные Сэвил Роу зачастую используют секретные аббревиатуры для обозначения физических особенностей и недостатков фигуры, чтобы не смущать клиентов. Практически любой недостаток можно скрыть — большие деньги клиенты платят в том числе и за такую маскировку. Мелкие недостатки фигуры (можно называть их особенностями) есть практически у всех.