FAQ: ручные операции (одежда и аксессуары)

Handmade — это слово, окруженное множеством легенд, слово, любимое тысячами маркетологов и производящее магическое впечатление на миллионы людей. О handmade вещах существуют самые разнообразные мифы, в том числе и маркетинговые. Неудивительно, что многие люди интересуют handmade’ом и задают разнообразные вопросы о ручных операциях и о брендах одежды и аксессуаров, которые сделаны вручную.

Шов на подкладке (сбоку)В этом месте я решил собрать ответы на некоторые распространенные вопросы о ручных операциях. Уровень — для начинающих и продолжающих.

 

Одежда, сшитая частично вручную, лучше одежды, сшитой исключительно на машинке?

На такой вопрос чёткий ответ дать нельзя. Как правило, она удобнее в носке, а также приятнее ощущается. Часто она к тому же ещё и красивее, и элегантнее, но это отчасти дело вкуса. При этом срок службы ручных швов меньше, чем срок службы качественных машинных шов.

 

Костюмы с каким количеством ручных операций следует покупать? Есть ли «джентльменский набор»?

Этот вопрос каждый решает сам для себя. Многое зависит от бюджета на покупку, а также от личных предпочтений. Считается, что в костюме высшего класса должны быть вручную обметаны петли, вручную пришиты пуговицы, вручную вшита бортовка (canvas), вручную пришиты рукава и воротник, вручную / частично вручную вшита подкладка. Однако такие костюмы стоят очень, очень дорого.

Костюм Cesare Attolini

 

Какие ручные операции бесполезны?

Многое зависит от того, что вы понимаете под «бесполезностью». Если всё, что не способствует увеличению срока службы изделия, считать бесполезным, то практически все ручные операции бесполезны. Техника в последние десятилетия шагнула далеко вперед, однако же до сих пор существует ряд легенд. Например, такие:

  • Легенда о пришитых вручную пуговицах. Якобы они дольше держатся и реже отрываются, чем пришитые на машинке. Это неправда. Современные машинки высокого класса позволяют пришивать пуговицы очень крепко, с образованием специальной «ножки». Такие пуговицы будут держаться не меньший срок, чем пришитые вручную. Кстати, неопытный человек может пришить пуговицы вручную плохо.
  • Легенда об обмётанных вручную пуговичных петлях. Якобы только в этом случае сначала прорезается дырка, а затем происходит собственно обмётывание петли — и, естественно, в результате петля «служит» дольше. На самом же деле можно прорезать дырку и обметать петлю после этого на машинке, техника это позволяет. Кстати, качественно обмётанные на машине петли служат дольше петель, не очень тщательно обмётанных вручную.
  • Легенда о пришитой вручную подкладке. Якобы только в случае ручного «крепления» подкладка будет в должной степени гибкой, а воздух между подкладкой и основной тканью пиджака будет циркулировать лучше. На самом деле в большинстве пиджаков подкладка пришивается на машине. В более дешевых — на обычной, и шов получается жестким, с частыми и плотными стежками. В более дорогих (от 30 тысяч) — подкладка внизу пришивается на хитрой машине, и шов получается как ручной, только выглядит по-другому. Только в очень дорогих пиджаках подкладка вшивается частично или полностью вручную, ниткой с иголкой.

Еще одна «бесполезная» ручная операция, которая применяется при производстве очень дорогих костюмов — так называемая вспушка (швы) по краям лацканов и воротника. На массовых пиджаках она делается на особой машинке. Ручная вспушка выглядит по-другому. Вопрос, замечаете ли вы эту разницу и важна ли она для вас. Естественно, она не оказывает влияния на продолжительность жизни пиджака.

 

В костюмах каких брендов максимальное количество ручных операций?

Orazio Luciano La Vera Sartoria Napoletana, Sartoria Partenopea, Kiton, d’Avenza, Cesare Attolini, Luciano Barbera (линия Sartoriale) и некоторые другие марки. Помните, что количество ручных операций зависит от линейки бренда и от конкретной модели, а также учтите, что популярные бренды Brioni и Ermenegildo Zegna к вышеобозначенной группе марок не относятся.

Строгий фланелевый костюм (Orazio Luciano)

 

Костюм за 50 тысяч рублей, который я видел в магазине бренда N, сделан вручную?

Если мы говорим о регулярных (нераспродажных и неаутлетных) ценах, то практически на 100% я уверен в том, что в нём минимум ручных операций или же они вовсе отсутствуют.

 

В рубашках каких брендов максимальное количество ручных операций?

Maria Santangelo, G.Inglese, Lino Sentiero, Kiton, Pino Borriello и некоторые другие марки, преимущественно неаполитанские. Помните, что количество ручных операций зависит от конкретной модели.

Вручную прошитое плечо на рубашке G Inglese

 

Каково максимальное количество ручных операций при изготовлении рубашки?

Четырнадцать. Рубашки, сделанные с бОльшим количеством ручных операций, мне не попадались. Рубашки, изготовленные с использованием более восьми ручных операций — большая редкость. В большинстве же так называемых handmade рубашек ручных операций обычно всего три-четыре.

 

Я тут прочитал, что рубашка ручной работы, даже самая дешевая, будет служить не меньше пяти лет. Это правда?

Это, прошу прощения, бред. Рубашки ручной работы при прочих равных служат меньше, чем рубашки, сшитые полностью на машинке. Срок службы, кроме того, зависит от ткани, от частоты ношения рубашки, от вашей аккуратности, от ухода за изделием и, в конце концов, от случайных событий.

Сорочка Finamore

 

Правда ли, что за вещью ручной работы лучше обращаться в ателье?

Да, это правда. Готовая одежда, изготовленная с большим количеством ручных операций, стоит очень дорого, так что часто выгоднее обращаться в проверенные ателье и шить bespoke костюмы и рубашки. Это может обойтись даже дешевле при аналогичном уровне качества и лучшей посадке, если мы сравниваем малоизвестные ателье с раскрученными марками готовой и МТМ одежды. Впрочем, готовую одежду высшего класса, в том числе и handmade, можно выгодно приобрести на распродажах.

 

Handmade рубашки круче, чем machine-made?

Все зависит от того, что понимать под словами handmade и machine-made, а также от того, кто занимается изготовлением рубашки. Рубашка может быть скроена и сшита очень опытным человеком, который все швы выполняет на машинке. Рубашка может быть скроена и сшита неопытным или просто неаккуратным и невнимательным человеком, который некоторые швы выполняет обычной иголкой с ниткой. Какая рубашка из этих двух будет круче? Первая.

Alexander Kabbaz, который шьёт одни из лучших рубашек в мире и уделяет внимание каждой мелочи, использует только машинку. Charvet, Turnbull&Asser, Budd и другие известные рубашечные ателье тоже выполняют все швы на машине. Есть, конечно, и апологеты ручных швов. В целом, это дело вкуса и личных предпочтений.

Строгая бледно-голубая рубашка из поплина (Charvet)

 

Handmade костюмы круче, чем machine-made?

Тут опять-таки многое зависит от закройщика и от портного. В целом, да, можно сказать, что костюмы ручной работы круче «машинных». Но хороший и удачный костюм — это не только ручная работа, это еще, например, идеальная посадка по фигуре, хорошая ткань и так далее. Впрочем, тут стоит заметить, что серьезные ателье не будут шить костюмы ручной работы из плохой ткани. Но она может быть весьма деликатной и недолговечной, хотя при этом и «крутой» (например, super 250s).

 

Стоит ли переплачивать за ручные операции? (речь идёт об одежде)

Экономически такая переплата оправдана быть не может. Соответственно, ответить на такой вопрос можете только вы сами. Подумайте. Сравните handmade вещи с теми, что полностью сделаны на машинке. Насколько важна для вас разница в комфорте? Эстетика? Престиж, которым обладают handmade изделия? Каждый принимает решение сам. Мое мнение: да, переплачивать стоит, но не всем и не всегда и только при наличии финансовой возможности. Скажем, брать кредит (или даже просто занимать деньги у знакомых или родственников) на покупку костюма или рубашки ручной работы я не советую категорически.

 

Чем платки, подшитые вручную, лучше платков, подшитых на машинке?

Тем, что ручной шов на платках выглядит изящнее, чем машинный. Конечно, многие якобы вручную подшитые платки сделаны на хитрой машине — однако это не тот случай, когда машинный шов оказывается не хуже ручного. «Хитромашинный шов» выглядит не очень приятно, особенно если нитки подобраны неграмотно. Получается эдакое нагромождение стежков. Хорошая ручная «подрубка», более того, скорее всего, будет долговечнее, чем «хитромашинный» шов. Так что при прочих равных стоит отдавать предпочтение платкам, подшитым вручную.

Платок с вручную подрубленными краямиОтличить платок, подшитый вручную, от платка, подшитого на хитрой машинке, легко. Присмотритесь к краям платка. Если стежки очень частые и образуют постоянно повторяющиеся маленькие каплевидные петельки, значит, производитель использовал хитрую машину. См. фото ниже.

Платок с подшитыми на хитрой машине краями (Luigi Borrelli)

 

Чем галстук, сшитый на машинке, хуже галстука, сшитого вручную?

Тем, что он менее эластичен и гибок, по-другому драпируется на груди (считается, что менее элегантно) и хуже восстанавливает форму после развязывания. Впрочем, как и в случае с костюмами и рубашками, качество галстука определяется, кроме того, тканью и кроем.

Галстук Drake's - общий видКак и в случае с рубашками, число ручных операций при производстве галстуков может варьироваться от одной-двух до шести и, возможно, более.

 

В галстуках каких брендов много ручных операций?

Marinella, Cappelli, Drake’s, Petronius, Calabrese и некоторые другие марки. Число ручных операций может варьироваться от модели к модели.

 

Что может подразумевать слово handmade, употребленное по отношению к бумажнику (кошельку)?

Чаще всего фирмы подчеркивают таким образом тот факт, что изделия производятся в небольшой мастерской, без использования автоматов и дорогого промышленного оборудования, но с использованием швейных машин.

При по-настоящему ручном производстве кошелька вручную выкраивается кожа и все швы тоже делаются вручную, не говоря уже о ряде других операций. Ручной шов на кошельке красиво выглядит (хотя есть люди, которые предпочитают машинные швы), а также дольше служит, потому что прочнее и надежнее (в отличие от ручных швах на рубашках, например).  Однако кошельки, сшитые по-настоящему вручную, в продаже встречаются очень редко. Самые дешевые, пожалуй, выпускает молодая петербургская мастерская Garde.

Кошелек Garde

 


 

6 Replies to “FAQ: ручные операции (одежда и аксессуары)”

  1. Дмитрий, здравствуйте!
    Спасибо за интересный и полезный ликбез. В нём вы поняли тему ателье. Вы не думаете сделать обзор/подборку ателье/портных, услуги которых доступны в двух наших столицах? Думаю, эта тема будет интересна не только мне.
    Спасибо.
    С уважением, Иван.

    • Иван, добрый день!

      Чтобы сделать обзорную подборку ателье/портных с конкретными отзывами/рекомендациями, мне нужно в каждом ателье что-то заказать 🙂 Простую же подборку ателье без обоснованных отзывов/рекомендаций я бы вообще не советовал воспринимать как руководство к действию, так как последствия могут быть печальными.

      В статье про Bespoke я привел список некоторых всемирно признанных ателье высокого класса http://best-guide.ru/?p=9910 В России, конечно, уровень цен ниже. Но многие вовсе и не bespoke предлагают, а МТМ.

      С уважением,
      Дмитрий

      • Дмитрий, согласен с Вами. Доверять тут можно только себе или авторитетным людям (а у каждого свои авторитеты).
        Если упростить и сузить мой вопрос, то он сведётся к следующему: кому доверить подгонку под фигуру уже купленных вещей, которые сидят хорошо, но не идеально. Естественно, если вещь покупалась в офлайн-магазине, например, в том же Henderson (и выше уровнем), то зачастую там сидит свой портной. А что делать, если покупка сделана через Интернет. Возможно, это вопрос уже в личку 🙂
        Так или иначе, буду благодарен Вашему совету.
        С уважением, Иван.

        • Иван, тут вопрос в том, сколько Вы готовы потратить на подгонку… Скажем, пиджак за 10 тысяч подгонять за 10 тысяч имеет смысл только в том случае, если этот пиджак был куплен с очень большой скидкой и отличается высоким качеством. Что касается ателье, то если брюки/джинсы укоротить можно и в «ателье у дома» (хотя результаты не всегда хороши), то вот подогнать пиджак — далеко не везде. И особенно опасно, если портной берется за серьезные переделки, не осознавая риска и не предупреждая об этом риске.
          Я в итоге пока остановился на ателье Игоря Пронина, но оно, конечно, недешевое. Нравится честность: не «навязывают» то, чего не надо; не берутся за то, исход чего не могут предсказать (или говорят «подогнать можно попробовать, но вряд ли будет хорошо; хорошие результаты может дать перекрой, но он очень дорогой»), к работе подходят аккуратно (скажем, при подшивании чиносов обратили внимание на нитки, которыми прошиты карманы сзади и подобрали точно такие же) и добросовестно (при небольшой подгонке пиджака, который я уже носил, заодно полностью отпарили его). Наверное, похоже на рекламу — и наверняка есть другие хорошие места — но что знаю, то знаю…

          Довольно хорошие портные — в ГУМе, при магазинах Bosco di Ciliegi, и что хорошо, когда покупаешь одежду в этих магазинах, подгоняют бесплатно полностью. В дисконтах босковских портные (субъективно) послабее. Ни там, ни там, нет кое-какого оборудования — результат: если покупаете пиджак с «голыми» манжетами (то есть петель и пуговиц нет вообще), то рабочие манжеты вам не делают (хотя это на самом деле в серьезном ателье сделать могут). Вроде бы у них нет машины для изготовления петель «с глазком» (так говорили), а вручную они петли не обметывают, конечно.

          С уважением,
          Дмитрий

          • Дмитрий, благодарю за столь подробный ответ! Тот подход, который Вы описали, очень мне импонирует. Естественно, работа по подгонка не должна превышать стоимости вещи, но нужную пропорцию я для себя ещё не вывел. С другой стороны, испортить могут любимую вещь, пускай и не дорогую, и в этом случае основной ущерб — моральный.
            С уважением, Иван.

  2. Прошу прощения, но конечно же, «подняли», а не «поняли».