Я уже рассказывал про Коко Шанель — женщину, которая внесла огромный вклад в развитие индустрии моды вообще и в развитие женской одежды в частности. Героем же сегодняшней заметки станет Ив Сен Лоран (Yves Saint Laurent) — ещё один французский модельер, чей вклад в развитие одежды был очень велик. Британская газета The Daily Telegraph даже назвала его вторым после Шанель величайшим французским кутюрье (см. здесь, статья большая и весьма интересная, но на английском).
В чём же заключаются заслуги Сен Лорана? Прежде всего, он продолжил дело Коко Шанель, продолжил расширять и совершенствовать женский гардероб. Вот перечень основных его нововведений: туфли-лодочки на низком каблуке с пряжкой и квадратным носком; женский смокинг (в 1966 году); платья без рукавов и воротника; кожаные высокие сапоги по бедро; кожаные пиджаки; полупрозрачные и прозрачные блузки из шифона (в 1970-х).
Помимо этого, Сен Лоран стал первым модельером, использовавшим для показа чернокожих девушек. Он же стал и первым дизайнером, выпустившим полную коллекцию готовой одежды — pret-a-porte; до него ведущие кутюрье выпускали главным образом одежду haute couture, которая шилась на заказ по индивидуальным меркам и за бешеные деньги. Что интересно, Сен Лоран почитается одновременно и за то, что вывел индустрию haute couture из кризиса, в который она пребывала в 1950-е годы.
Став после смерти Кристиана Диора в 1957 году главным дизайнером дома Dior, Сен Лоран значительно «сгладил» известный «диоровский» New Look, убрав из женских одеяний корсеты и ненужные метры тюля, сделав силуэты более мягкими и плавными, но в то же время выразительными. Сама одежда стала удобнее; в целом можно сказать, что направление мысли Сен Лоран в целом совпало с таковым у Коко Шанель. Та первая коллекция Dior от Сен Лорана (1958 года) стала невероятно успешной. Стоит отметить, что модельеру тогда было всего 22 года.
Чуть позже Сен Лорана начинает экспериментировать, в частности, вводить в коллекции элементы стиля битников (субкультура 1950-х-60-годов, чьи принципы заключались в свободном мышлении, отрешенности от социальной жизни, аскетизме и сексуальной свободе). Естественно, подобные нововведения мало кому понравились (всё же одежду, выпускаемую домами высокой моды, носят весьма состоятельные женщины, которые по понятным причинам не испытывали желания вести образ жизни битников).
В 1960 году Сен Лорана призываеют в армию, однако он вскоре был демобилизован из-за нервного срыва. Тем временем хозяин дома Dior увольняет Ива с поста главного дизайнера (за что впоследствии приговаривается к выплате штрафа). В 1961 году Ив основал собственную марку — Yves Saint Laurent, которая существует и ныне. Впрочем, сам модельер, к сожалению, умер в 2008 году, а отошел от дел ещё ранее — в 2002 году. Многие считают, кстати, что после ухода Сен-Лорана коллекции его марки стали скучны и неинтересны, однако в настоящее время она является вполне жизнеспособной и считается очень престижной.
Интересны эксперименты Сен Лорана с цветами и орнаментами. Широко известны разработанные им вещи с черно-белыми геометрическими узорами. В 1970-е годы он увлекался этническими мотивами и выпустил ряд вещей с очень специфическими и красивыми орнаментами, в частности, заимствованными у африканских племён. Для того времени это было необычно.
К 1980-м годам Сен Лоран возводится до статуса чуть ли не иконы стиля и моды. В частности, он стал первым дизайнером, ещё при жизни удостоившимся выставки-ретроспективы своих творений в Нью-Йоркском музее Метрополитэн. Это произошло в 1985 году. А прощальный ретроспективный показ разработанный Сен Лораном в течение жизни одежды состоялся в 2002 году в Париже и был признан французами эпохальным событием. Точнее, событием, которое обозначило конец ушедшей эпохи, ведь Сен Лорана считали последним великим классиком среди французских кутюрье.
Теперь приведу некоторые известные высказывания Сен Лорана:
Самое главное в платье — женщина, которая его надевает.
Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот.
Самая лучшая одежда для женщины — объятия любимого мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я.
Для меня каждая модель, которую я представляю, является прообразом идеальной женщины.
Я вообще терпеть не могу моду как таковую. Я обожаю делать одежду, но ненавижу моду.
Напоследок стоит сказать, что одежда, обувь и аксессуары марки Yves Saint Laurent очень дороги, хотя и немного дешевле, чем от Chanel. Ремень Yves Saint Laurent обойдется примерно в 15-20 тысяч рублей, портмоне — в 15-25 тысяч, портфели и сумки — в 50-100 тысяч, туфли — в 30-40 тысяч, джинсы и брюки — в 20-30 тысяч.
«ненужные метры тюли». Рекомендую – «тюля», ну или tulle.
Спасибо, исправил.